Даже если никто не признается в совершении терактов в Волгограде на юге России, не подлежит сомнению, что их авторами являются джихадисты, которые сражаются за создание на всем Северном Кавказе мусульманского эмирата, пишет в своей аналитической статье польский военный журналист Войцех Ягельски. Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл авторскую колонку польского эксперта, опубликованную в Gazeta.pl.
Продолжающаяся уже второе десятилетие кавказская война на протяжении последних десяти лет приобрела форму осуществляемых время от времени террористических атак с участием смертников, спорадических локальных перестрелок и облав на скрывающихся в горах повстанцев, которые проводят российские силы безопасности.
Прежняя война за независимость стала полем деятельности Аль-Каиды
После двух войн с чеченцами — в 90-х годах и на рубеже столетий – вооружённый конфликт на Кавказе трансформировался из войны за независимость Чечни в вооружённую борьбу, которая из рук кавказских националистов перешла в руки джихадистов, сторонников Аль-Каиды.
В 2007 г. между ними произошёл официальный разрыв, когда последний из руководителей чеченских повстанцев Доку Умаров – его предшественники Джохар Дудаев, Аслан Масхадов и Абдул-Халим Садулаев погибли в войне с Россией – заявил, что независимость Чечни перестает быть целью войны. Взамен ею становится создание кавказского эмирата, а его эмиром себя провозгласил сам Умаров.
Поборники независимости под руководством пребывающего в Лондоне Ахмеда Закаева обвинили Умарова в предательстве, но, не имея на Кавказе ни денег, ни людей, уступили первенство джихадистам, в рядах которых помимо чеченцев сражались также и радикально настроенные мусульмане из прочих кавказских республик – Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Впрочем, вскоре кавказская война перенеслась из решительно усмиренной русскими Чечни в горы соседнего Дагестана, а также на западный Кавказ, в предгорья Эльбруса в Кабардино-Балкарию.
Показные атаки смертников
Несмотря на громогласные заявления кавказских эмиров, разгромленные и преследуемые партизаны скрылись в горах и там рассеялись, превратившись в рыхлую конфедерацию подчинённых Умарову небольших отрядов и конспиративных групп, объединённых враждебностью к России. Уже несколько лет на Кавказе не происходит серьёзных боевых действий, кроме вооружённых столкновений с российской армией и местной полицией в Дагестане и Кабардино-Балкарии.
Кавказские повстанцы напоминали о себе только во время рассчитанных на внешний эффект террористических актов с участием смертников, совершённых за пределами Кавказа – в Москве, ставшим российской крепостью северо-осетинском Владикавказе, а также в не очень далёком Волгограде, который кавказские эмиры считают частью принадлежащего им королевства.
Трансформация кавказской войны в джихад совпала по времени с получением Россией права на проведение зимних олимпийских игр в Сочи, что внесло оживление в ряды кавказских эмиров. Сочи расположен на давних землях черкесов, покорённых Россией в кровавых войнах в XIX веке. Игры должны пройти в Красной Поляне, где произошло последнее сражение кавказской войны.
Черкесы, которые считают себя жертвами геноцида, расценили выбор Сочи в качестве арены проведения игр как оскорбление, нанесённое памяти их предков, а кавказские эмиры, желая использовать возмущение горцев для собственной выгоды, поклялись что сделают всё, чтобы сорвать олимпиаду, или, по крайней мере, напомнить во время её проведения о черкесских обидах, заявил в июле 49-летний Умаров, призывая подчинённых себе партизан любой ценой и всеми силами воспрепятствовать проведению игр в Сочи.
В своём июльском воззвании Умаров отказался от принятого в начале 2012 г. обещания не атаковать гражданские цели в России. Это должно было стать наградой россиянам, которые на рубеже 2011 и 2012 гг. протестовали на улицах российских городов против власти вызывающего ненависть на Кавказе Владимира Путина.
Терроризм и атаки на гражданское население разделяют Кавказ
Переход к терактам и атакам на мирных граждан практически привел к очередному расколу среди кавказских эмиров. Против Умарова выступили его соплеменники, чеченские полевые командиры, которые считают что применение террора компрометирует войну и их дело. Зато джихадисты из остальных кавказских республик, всегда имевшие претензии к чеченцам за то, что те ставят себя выше всех прочих, требовали усиления террористических атак.
Чтобы оградить себя от атак кавказских партизан во время проведения олимпиады, российские власти превратили Сочи в крепость, окружённую дополнительной зоной безопасности шириной в несколько десятков километров, через которую никто нежелательный не будет иметь возможности прохода. Кроме того, последние три года россияне проводили на Кавказе регулярные облавы на партизанских лидеров. Уничтожили или поймали несколько дюжин крупных и мелких командиров в Дагестане, Чечне и Ингушетии, а, прежде всего, в расположенной ближе к Сочи Кабардино-Балкарии, где с 2010 года были ликвидированы один за другим три местных эмира.
Принятые Россией чрезвычайные меры безопасности наверняка оградят Сочи от террористических атак. Теракты в Волгограде, где в 2018 г. должны пройти матчи чемпионата мира по футболу, доказывают, тем не менее, что разбитые, слабые и не имеющие доступа к главной арене зимней олимпиады террористы могут ей навредить, атакуя прочие города в России.
Справка «NewsBalt». Войцех Ягельски (Wojciech Jagielski) – польский писатель, журналист, корреспондент, бывший редактор «Газеты Выборчей», сотрудничает с BBC и Le Monde, многолетний наблюдатель за военными конфликтами в Афганистане, Таджикистане, Грузии и Чечне.