Обычно к понятию «главное событие» принято добавлять третье составляющее – главное политическое событие или главное экономическое. Председательство Литвы в Евросоюзе во втором полугодии уходящего года для Литвы было просто главным событием. Во всех всевозможных аспектах. Сухой остаток — 130 правовых актов, 250 инициатив и 50 выводов Совета Европы.
По словам самих литовских чиновников, непосредственно занятых в председательстве в ЕС, это абсолютный рекорд. Всё это впервые пришлось модерировать Литве, которая первой взяла штурвал ЕС в свои руки среди стран Прибалтики. Модерировать – главное слово. Литва не была хозяйкой Европы, как это иногда проскальзывало в СМИ. Скорее, посредником.
Однако в публичном пространстве, и не только в русскоязычных СМИ, но и в литовских, внимание к председательству Литвы сконцентрировалось исключительно вокруг программы «Восточного партнёрства» и отказом Украины подписывать пресловутую ассоциацию. Ассоциацию не подписали, значит, председательство провальное.
Ради плюрализма мнений, литовский журналист Денис Тарасенко отправился в Брюссель, где на месте спросил, в первую очередь литовских функционеров, а как они сами смотрят на председательство своей страны в Евросоюзе?
Нестоличная столица
Брюссель, как и в целом Бельгия, достаточно странное образование с консервативной точки зрения. Вроде столица Евросоюза, но визуально никак не похожа на политический центр Европы. Даже традиционно величественное представительство НАТО в Европе с огромными заборами не впечатляет. Город – меньше Калининграда, хотя метро есть. Впрочем, Брюссельский столичный регион – это уже больше 1,5 млн человек. Словом, жизнь за городом тут в моде.
У метро – те же привычные бомжи с целым выводком собак. Кто-то с неопределёнными табличками. Возможно, с теми же дущещипательными историями, которые часто можно увидеть у этого же контингента в Москве или Питере.
В Брюсселе климат ещё хуже прибалтийского. Зимой тут немного теплее, чем у нас, а летом – холоднее. Хотя, казалось, куда уж хуже, чем с нашей сыростью и максимум двумя неделями настоящего лета в году.
Город – весь в лесах. Стройка едва ли не на каждом углу. Старые здания перемежевываются с новыми «стекляшками». Хотя, на первый взгляд, он не сильно пострадал во время Второй мировой войны.
Знаменитое бельгийское пиво на каждом углу. Что-что, а проблем с общепитами тут нет. Цены почти калининградские, скорее питерские, но местные уверяют: идти в бар это не то, чтобы роскошь (иначе их не было бы так много), но цены в обычных магазинах намного человечнее. Зато антураж общепитов – это отдельная тема. Вот хотя бы взять бар вампиров, уже не помню даже названия, но сидеть в готическом подвале, где вместо стола – гроб с прозрачной крышкой, за которым скелет…
Впрочем, хозяева этих заведений серьёзно экономят. Например, вас вряд ли рассчитают в баре с кредитной картой, если вы выпили бокал пива за пять евро.
— Надо минимум счёт на 15 евро, — привыкшая, очевидно, к иностранцам, виновато проговорила официантка в одном из заведений.
Что делать, пришлось ещё две пинты опустошить, если наличности вообще нет. Экономят и просят фиксированную сумму, ибо иначе себе в убыток – банк заберёт больше за возможность использования карточки.
Европарламент в Брюсселе.
Общественный транспорт – ветхий. Водители калининградских трамваев могут гордо поднять голову вверх. Правда, к зарплатам это не относится. Аренда квартир в столице ЕС обходится в минимум 800 или тысячу евро. Впрочем, это не мешает на месте работать нескольким литовским журналистам. Убеждают – при зарплате в две тысячи евро жить можно, но по-студенчески, деля квартиру с кем-то ещё. Хочешь быть по-взрослому самостоятельным, тогда и побольше зарабатывать надо.
Несмотря на сотни километров, в глаза бросилось и что-то родное. Например, в центре города стоит гостиница-высотка с небанальным названием „The Hotel“ (она всегда была ориентиром в пути, этакой путеводной звездой). Вылитая гостиница «Калининград». Или бывшая «Lietuva» в Вильнюсе.
Есть и признаки европейской толерантности. Одна из улочек завешена радужными флагами. Но и автомобилей местной полиции – столько же. Как оказалось, что гей-квартал и главное управление полиции Брюсселя на одной улице и кто кого охраняет – осталось тайной. Как-то исторически сложилось, говорят знающие.
О городе можно рассказывать долго: тут и сепаратизм, борьба фламандцев, бургундцев, и ещё бог знает кого. Французский, немецкий, бельгийский языки смешались. Те же пробки в конце дня. Да что уж, битва при Ватерлоо была всего в 15 км от Брюсселя. Но вернёмся к председательству Литвы в Евросоюзе.
Три слона
Печень Евросоюза в Брюсселе в это полугодие была не в здании Еврокомиссии, — это мозги, поскольку, по сути, это правительство всего объединения – и не в Европарламенте, которое сердце со всеми его нестабильными ритмами и всплесками – а в небольшой «стекляшке», к тому же арендованной, где разместилось представительство Литвы в Евросоюзе.
Посольство стало одним большим модератором среди противоречий 28 стран. Посол Литвы в ЕС Раймундас Кароблис на работе с шести утра. Ещё совсем темно. Несколько уставший чиновник встретил нас – группу журналистов – буквально на полчаса. До этого у него уже была встреча, сразу после нас – следующие. Освободится к полуночи.
Раймундас Кароблис – только один из послов. В чудовищно сложной евросоюзной бюрократии всё очень чётко поделено. Например, есть такие понятия как Coreper-I и Coreper-II. Один орган занимается внутренними и бытовыми вопросами, как, например, правила рыболовства. Другой – более глобальными: экономикой, внешней политикой и т.п. Кароблис – посол, который возглавлял «глобальный Корепер».
— Какие бы вы выделили важнейшие аспекты председательства Литвы?
— В Литве больше всего внимания уделяли встрече руководителей Восточного партнёрства и другим мероприятиям. Кажется, сейчас чувствуется определённый предварительный «вздох облегчения» после встречи руководителей Восточного партнёрства – и необязательно у тех, кто её организовывал.
Расслабились и те, кто работал с содержанием, ведь мы видим, что творится на Украине. Всё председательство держится словно на трёх слонах – на встрече руководителей Восточного партнёрства, многолетнем бюджете и банковском союзе. Достигнуто соглашение о продолжительном финансировании множества программ. Большое достижение – формирование и принятие бюджета, и некоторые работы, совершённые за рекордно короткий срок.
Радуют достижения в других областях: Директива о конфискации имущества и т.д., почти во всех областях есть хотя бы по несколько правовых актов, которые утверждены в период председательства Литвы.
По количеству новоиспеченных правовых актов мы достигли рекорда. Конечно, точная статистика у нас будет, когда мы завершим председательство. Что касается крупных игроков ЕС, думаю, что мы их ожидания оправдываем, обязательства выполняем и будем выполнять.
— Приходилось ли сталкиваться с обстоятельствами, которых раньше нельзя было увидеть?
— Уже первый день председательства начался с того, что и в кошмаре присниться не могло – на первой пресс-конференции, когда Литва перенимала руль председательства у Ирландии, две трети всех вопросов оставляли вопросы, связанные со шпионским скандалом в США и договором о свободной торговле с этой страной.
За первые дни пришлось формировать рабочую группу и получать мандат на консультации с США. В том же месяце был поднят вопрос и о группировке «Хезболла». В общем, неожиданностей было много, нужно было приспосабливаться.
Что касается Договора об ассоциации, это был документ, подготовленный по определённой методике, который, казалось, будет легко подписан, но пришлось прибегнуть к кровопролитным переговорам.
— Чему удалось научиться в период председательства?
Некоторым вещам, о которых мы теоретически знали, но не ожидали, что так может быть, мы их испытали на своей шкуре. Точнее, кое-что мы знали по опыту других стран, но не хотели верить, пока не испытали на своей шкуре.
Мы не ожидали, что иногда переговоры с парламентом могут быть неэффективными, не ожидали, что в трёхсторонних переговорах каждая сторона может играть по-своему. Иногда это становилось балансированием на определённой грани. Случалось, что обещались одни вещи, а через неделю выяснялось, что ситуация совершено иная, нежели предполагалось, или после переговоров, когда обе стороны высказывали свои аргументы, появлялся совершенно иной текст, нежели мы ожидали. Возможно, в начале переговоров мы и выглядели немного наивно, но в конце уже прошли огонь и воду.
На вопрос о том, какую оценку председательству Литвы следует поставить, Кораблис не сомневается – высокую, минимум 8 по 10-бальной системе. Ну а переговорный опыт по сотням вопросов, которые иногда длились сутки напролёт, по его словам вообще бесценен.
Банковский союз
По словам посла Литвы в ЕС, есть ещё множество правовых актов, которые связаны с внутренним рынком. Достижений, несколько устало говорил он, не мало. Особенно если говорить о многолетней финансовой перспективе – Литва, кстати, получила в ней намного больше, чем предполагалось изначально.
Если сравнивать в национальной валюте, то в следующей финансовой перспективе малюсенькая Литва получит 44,5 млрд литов. Сами сравните – огромная Украина от России получит 15 млрд долларов, что в литах – 37,5 млрд литов. А у каждой из 28 стран ЕС были свои запросы и свои интересы. Между всем этим приходилось лавировать.
— Есть ещё инструменты в сельском хозяйстве, программа смычки. Удалось добиться результатов и в программах, которые начинала председательствующая до нас Ирландия. Например, в программе «Горизонт», которая касается науки и образования. В наше председательство были утверждены многие правовые акты, которые касаются транспортной инфраструктуры, энергетики, инфраструктуры IT, — продолжал Кораблис.
— Сейчас продолжаются переговоры о внешних финансовых инструментах (на момент разговора они ещё не были приняты, однако на прошлой неделе Европарламент одобрил внешние финансовые инструменты Многолетней финансовой программы на 2014-2020 гг., которые регламентируют выделение 51 млрд евро на финансирование внешних действий Евросоюза. Пакет, по поводу которого договорилась председательствующая в Совете ЕС Литва, включает в себя правила и процедуры осуществления семи инструментов — стабильности, европейского соседства, помощи подготовки к членству, сотрудничества с третьими странами, поддержки демократии и прав человека во всем мире, развиваемого сотрудничества и внешних действий Союза. – «NewsBalt»). Есть ещё ряд вопросов в инструментах внутренней политики, в том числе и выделения финансирования для схемы калининградского транзита. Далее фонд рыболовства и ряд менее масштабных программ. Процесс продолжается.
Совершенно отдельная тема — Банковский союз. Существует множество правовых актов, по которым дискуссии и переговоры продолжаются уже много лет. Эта работа аккурат завершилась на этой неделе. После того, как Евросоюз пришёл к соглашению по поводу общего контроля над крупнейшими банками еврозоны, который будет осуществлять Европейский центральный банк, европарламентарии приняли решение по поводу другого элемента банковского союза — единой системы спасения и преобразования проблемных банков. Она должна помочь налогоплательщикам избежать расходов, защитить вклады и ограничить крах кредитных учреждений.
Зачастую, стремясь помочь попавшим в беду банкам избежать их краха, правительства вынуждены брать в кредит крупные суммы на международных рынках. Это может увеличить стоимость кредитования и таким образом еще больше усложнить спасение проблемных банков и вызвать угрозу для стабильности всей финансовой системы. Поэтому ЕС стремится прервать эту связь между долгами государств и долгами банков, учреждая отдельный фонд спасения, который бы финансировали сами банки.
— Фонд необязательно предназначен для покрытия убытков, — потом скажет европарламентарий из Португалии Элиса Феррейра.
Она добавила, что эти средства будут использованы для администрирования проблемных банков, например, разделяя его на две части: на хороший и плохой банк. Таким образом была бы защищена стабильность финансовой системы.
Европарламентарии подчёркивают, что из-за краха банков мелкие вкладчики не должны терпеть никаких убытков — иначе пошатнётся доверие к банковской системе.
— Фонд пополнят частные средства на спасение, когда банки в первую очередь спасаются на средства владельцев и кредиторов, — сказала Феррейра.
Она отметила, что также необходима единая система защиты вкладов как третий элемент банковского союза.
— Я надеюсь, что мы не упустим нужный момент и не останемся только с национальными схемами защиты вкладов, — добавила она.
«Не надо ждать торта»
Другие чиновники, и не только из Литвы, в целом аналогично положительно оценивали председательство Литвы. Ложкой дёгтя, казалось, была только Украина. Один из дипломатов, приближенный к руководству ЕС, на условиях анонимности рассказал о том, как целых 18 месяцев ЕС склонял Украину к евроинтеграции. И несмотря на отказ подписания договора об ассоциации, жизнь на Украине, по его словам, уже изменилась: реформирована судебная система, из тюрем по амнистии вышли тысячи людей, освобождены некоторые лидеры оппозиции. К европейским стандартам приведено огромное количество законов. До полного успеха не хватало только самой ассоциации и освобождения бывшего премьера Юлии Тимошенко.
— По моему мнению и тому, что я слышала от представителей других государств, Литва председательствует профессионально и хорошо. Это не то же самое, что председательствовать, как Ирландия, которая возглавляла ЕС уже семь раз. И с этим очень нелёгким вызовом мы справляемся хорошо. Посмотрите хотя бы на бюджет на следующие семь лет. Именно Литва закончила переговоры о нём. А это было бесконечно тяжело. Бесконечно. Такое выпадает странам только раз в семь лет. И это выпало нам, — говорила депутат ЕП от Литвы, избранная по спискам социал-демократов, Вилия Блинкявичюте.
Оптимизм литовских европарламентариев подтверждали и европейские чиновники. Бывший председатель Европарламента, экс-премьер Польши Еже Бузек, на просьбу прокомментировать итоги, коротко сказал: «Фантастика, я аплодирую Литве». К нему присоединились десятки собравшихся на тот момент в зале заседаний Европарламента в Брюсселе. Получился шквал оваций. Возможно, что это стало результатом ещё и того, что многие европейцы за это полугодие впервые открыли для себя Литву.
— Они не ожидали, что наша страна такая красивая, что Вильнюс такой красивый. Из этих десятков тысяч человек, которые посетили Литву за полгода, половина были впервые, — говорил депутат ЕП от Литвы, также социал-демократ, и главный соперник президента Литвы Дали Грибаускайте на президентских выборах Зигмантас Бальчитис. — Мы хорошо подготовились. Привели в порядок инфраструктуру. Не только улицы, но и гостиницы, которые приводил в порядок уже наш бизнес. Условия были отличными. Тот же Дворец правителей, из-за которого мы раньше так спорили, а сейчас радуемся, что есть такое место, где иностранцы узнают, что наше государство существовало тысячу лет назад, что именно у нас появилась первая опера – всё это их впечатляет.
Резюмировал по традиции патриарх литовских консерваторов Витаутас Ландсбергис, который в свойственной себе манере заявил, что не считает, что Литва должна ждать похвалы от других членов ЕС. Литва сама, по его словам, должна с достоинством знать, что всё уже получилось хорошо.
— Не так нам и важны мнения со стороны. Если мы хорошо справились со своей задачей, как хозяева Европы в это полугодие, так давайте сами и будем довольными. Не ожидая комплиментов или какого-то торта. Просто зная, что Литва хорошо выступила, — сказал фактический первый руководитель независимой Литвы, также депутат Европарламента.
Витаутас Ландсбергис.
За кадром осталось ещё множество вопросов – по всем им на этой неделе в Брюсселе отчитываются литовские министры, каждый из которых председательствовал в своей сфере. Тем временем, президент Литвы Грибаускайте уже успела слетать в Грецию, где символически передала руль председательства. Аналогичную процедуру провёл в эту среду в Брюсселе глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.
…В подвале центрального здания Европарламента хранятся гигантские ироничные скульптуры «ленивого грека». В результате бесконечных перестроек вынести их оттуда невозможно – их когда-то скрыли от любопытных взглядов из-за недовольства Греции, а после перепланировки оказалось, что выходы слишком маленькие. Так и лежат теперь навечно исполины. Повлияет ли дух скульптур на проблемных в ЕС южан – покажет следующее полугодие. Литва уже может вздохнуть.