Прошедший год, хоть и был для Белоруссии достаточно сложным, вряд ли будет вписан в историю республики в качестве переломного. Хотя бы потому, что стране удалось избежать социальных и экономических потрясений, а местная система управления продолжила своё существование практически в неизменном виде.
Однако новый 2014 год, по всей видимости, не будет столь спокойным и встанет в один ряд с 2009 и 2011 годами, когда страну лихорадило, а население большую часть времени занималось поиском валюты. Связано это, главным образом, с ситуацией на внешнеполитической арене, хотя белорусское руководство официально и не признаёт этого, считая собственный путь развития независимым от внешних обстоятельств.
В первую очередь, Белоруссии крайне важно продолжить тесное сотрудничество с Россией и странами СНГ. Однако ожидать того, что в Москве окажут Минску глубокую экономическую поддержку, не стоит: в Кремле в настоящее время куда больше интересуются украинским вопросом, от решения которого напрямую зависит будущее постсоветской интеграции. Разговоры о вступлении Киева в Таможенный союз и возможных финансовых компенсациях со стороны России на сегодняшний день вряд ли являются реальностью, однако нечто подобного исключать полностью нельзя. Конечно, в Москве прекрасно понимают, к чему может привести открытая поддержка нынешних украинских властей и поэтому в течение года радикальных решений по Киеву приниматься не будет – только косвенное давление и укрепление собственных позиций. Помимо украинского направления, значительная часть внешнеполитической деятельности России на постсоветском пространстве будет сосредоточена на проекте Евразийского Союза – единственном проекте нынешнего года, где Белоруссия может рассчитывать на интерес к себе со стороны Москвы.
Необходимо помнить, что белорусская экономика, находящаяся сегодня на грани коллапса, практически полностью зависит от решений, принимаемых в Кремле. Уже сегодня понятно, что недавний прогноз Министерства экономического развития России для Белоруссии, пророчивший на 2014 год девальвацию белорусского рубля на 37%, является весьма оптимистичным. Связано это не только с огромными выплатами по внешним долгам (около 3,2 млрд. долларов США) и постоянно растущим дисбалансом во внешней торговле, но и с решением России продлить сроки действия межправительственного соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин.
Проще говоря, Белоруссии вновь придётся изыскать более 3 млрд. долларов США для выплат в российский бюджет по итогам продажи нефтепродуктов за рубеж. Если к этому прибавить отсутствие договорённостей о годовом плане поставок нефти в республику и слабом интересе россиян к белорусским предприятиям, то становится понятно, что нефтепромышленный комплекс страны вряд ли сможет закрыть дырки в бюджете, обеспечив строительство здесь «Эмиратов» (в октябре Александр Лукашенко заявил на пресс-конференции для российских региональных СМИ: «Мы перечисляем в бюджет России за нефтепродукты, вывезенные на Запад, 4 миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты»).
Более того, не сможет этого сделать и «Беларуськалий», который после конфликта с «Уралкалием» практически лежит на лопатках. Единственно возможным вариантом его восстановления является воссоздания альянса с российской стороной в рамках Белорусской калийной кампании. И Россия, по словам российского вице-премьера Аркадия Дворковича, готова пойти на это. Правда, правила игры, по всей видимости, будут уже иными, и белорусской стороне придет принимать те условия, которые будут продиктованы из Москвы.
Происходящее, похоже, понимает и президент Белоруссии, который пытается настроить всю белорусскую номенклатуру на самостоятельность: «..самому БКК надо демонстрировать эффективность своего менеджмента, а не сразу идти к россиянам. Иначе будет совсем неприлично. «Уралкалию» тоже нужно выждать некий период (может, до года), чтобы не показать, что они ошиблись. В среднесрочной перспективе они друг от друга никуда не денутся». Боле того, белорусский лидер весьма скептично относится к планам правительства на следующий год, в основе которых как раз и лежат объемы экспорта калийных удобрений: «Должен сказать, что меня серьёзно беспокоит некоторая оторванность нынешнего проекта прогноза от реальной жизни».
По всей видимости, единственно возможным способом для Белоруссии привлечь к себе внимание будет вопрос о создании Евразийского экономического союза, который должен появится на свет уже в мае 2014 года. Именно в этом направлении и будет работать белорусское руководство, так как именно от того, как и когда в полной мере заработает новое объединение, напрямую зависит будущее страны. Более того, зависит от этого и политическое развитие Белоруссии, так как нельзя забывать о том, что в 2015 году в стране намечены президентские выборы, а республика ещё крайне далека от выполнения обещаний четырёхлетней давности. Понимают это и в Кремле, поэтому до последнего будут оттягивать решение о пошлинах и экономической помощи соседям, в надежде заставить белорусского лидера пойти на обещанную им приватизацию «фамильного серебра» на российских условиях. Без этого найти средства для выживания Белоруссии будет практически невозможно.
Отношения с Польшей
Белорусско-российские отношения естественным образом наложат отпечаток и на взаимоотношения Минска со своими западными соседями. Например, вопрос о планах России разместить на территории Белоруссии к 2015 году истребительный авиаполк. Год назад дежурное звено из четырёх российских истребителей Су-27 прибыло на аэродром 61-й истребительной авиабазы в Барановичах (Брестская область). И если до недавнего времени в западных странах смотрели на это сквозь пальцы, то в условиях борьбы за Украину, России придётся неоднократно услышать вой западных политиков и военных об агрессивных планах и имперских амбициях. И чаще всего об этом будут говорить те страны, которым крайне важно добиться увеличения финансовой подпитки от Брюсселя за счёт нагнетания обстановки в регионе. Первой среди них, скорее всего, будет Польша.
Конечно, в Варшаве и не подумают вспоминать о том, что её участие в создании ЕвроПРО, а также размещение американских самолётов F-16 и беспрецедентное наращивание собственной военной мощи стали одной из причин ответных шагов со стороны России. Вместо этого, Москве и Минску обязательно инкриминируют развязывание напряжённости и нежелание развиваться демократическим путем. К голосам из Варшавы обязательно присоединятся белорусские оппозиционеры, которым необходимо зарабатывать на хлеб насущный, и вместе они затянут долгую и нудную песню о желании России воссоздать бывший Советский Союз и «железный занавес».
Ещё одним немаловажным моментом в новом году обязательно будет вопрос о проведении Олимпиады в Сочи и хоккейного чемпионата мира в Минске. И если с первым вопрос уже решён, а протесты кажутся, мягко говоря, неадекватными (например, президент Германии Йоахим Гаук невзлюбил Россию из-за запрета здесь пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), то по хоккейному чемпионату в первой половине года стоит ожидать политических баталий. Польские политики (например, Марек Мигальски, который выступает и против Олимпиады в Сочи) не упустят возможность «попиариться» вместе с местными оппозиционерами, продолжив призывать отменить чемпионат из-за несоблюдения в Белоруссии прав человека.
Однако, если не произойдёт чего-либо экстраординарного, отменить проведение данного спортивного мероприятия вряд ли удастся. Единственным итогом станет то, что международная кампания под лозунгом «Не играй с диктатором», которую практически два года ведут восемь неправительственных организаций из Германии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Чехии, Словакии и Южной Африки, трансформируется во что-то более перспективное и продолжит доить европейские бюджет.
В случае, если в Белоруссии не будут происходить массовые аресты и гонения на оппозиционных деятелей (крайне маловероятно), то Варшаве придётся реанимировать и старых ряд проблем, о которых практически все забыли. Например, весьма вероятно возобновление давления на Минск через вопрос о польских соотечественниках. В первую очередь, речь пойдёт о неофициальном «Союзе поляков». Именно эта проблема может стать одной из ключевых в дальнейших политических отношениях двух стран.
В тоже время вопросы экономического характера в Польше будут стараться деполитизировать, причём, как на официальном, так и неофициальном уровнях. Главным инструментом в данном случае будет выступать процесс упрощения визового режима между Белоруссией и ЕС — для Варшавы крайне важно закрепить за собой статус основной европейской страны, где белорусы могут приобщиться, как к культурным ценностям Европы, так и к её экономическим благам. Поэтому на официальном уровне будет продолжено развитие торговых отношений, а на неофициальном – создание благоприятных условий для более тесного сотрудничества приграничных регионов. Уже сегодня действует ряд программ местного и государственного характера, направленные на развитие отношений западных регионов Белоруссии с Польшей в рамках трансграничного сотрудничества, обучаются целевые группы, издаётся методическая литература, разрабатываются рекламные материалы и т.д. И подобная деятельность в следующем году будет только возрастать, так как иным способами оказать влияние на ситуацию в Белоруссии Варшава не может.
Отношения с Прибалтикой
Инициативы Польши по сближению Белоруссии с ЕС, по всей видимости, найдут своё отражение в деятельности Литвы и Латвии, для которых вопрос экономического сотрудничества с белорусскими экспортёрами жизненно важен. Однако ожидать серьёзных телодвижений, как со стороны Вильнюса, так и со стороны Риги в настоящее время не приходится. Тем более, что в нынешнем году у прибалтийских республик хватает своих внутренних проблем.
В первую очередь, необходимо помнить о предстоящих в мае нынешнего года выборах президента и членов Европарламента в Литве. Несмотря на то, что сегодня популярность Дали Грибаускайте не такая высокая, какой была пять лет назад, серьёзной конкуренции у неё в литовской политике пока не видно: те же социал-демократ Зигмантас Бальчитис и представитель Партии труда Артурас Паулаускас себя не проявили, а шансы бывшего главы государства Роландаса Паксаса выглядят ещё более призрачными – при любом исходе выборов белорусско-литовские отношения претерпят изменения.
В случае победы Грибаускайте они будут скорректированы на долгосрочное экономическое сотрудничество при мягкой политической конфронтации в рамках заданного Брюсселем курса. Если к руководству Литвой придёт новый политик, то судьба двухсторонних отношений во многом будет зависеть от того, сумеет ли белорусская сторона предложить более интересные условия сотрудничества, чем в предыдущие годы. Обратного импульса, скорее всего, не будет, так как Вильнюсу в 2014 году необходимо будет решить ещё один серьёзный вопрос – вступление в еврозону. Поэтому большую часть инициативы новое руководство станы направит именно туда, оставив белорусский вопрос на закуску. Единственным раздражающим фактором при любом исходе президентской гонки так и останется вопрос о строительстве в Белоруссии АЭС. Эта проблема останется актуальной до тех пор, пока Вильнюс не построит собственную станцию.
Что касается отношений Белоруссии и Латвии, то в нынешнем году никаких потрясений и изменений в двухсторонних связях не ожидается. В Риге всё также будут флегматично выполнять поручения Брюсселя, особенно после введения здесь евро. Теперь латышскому правительству будет необходимо дважды подумать и спросить разрешения, прежде чем делать самостоятельные шаги. Поэтому и белорусско-латышские связи будут ограничены экономическим сотрудничеством при слабом политическом диалоге. Рига не сделает ни одного дополнительного движения навстречу Минску без указания на это Брюсселя.
Типичная антилукашенковская карикатура в европейских СМИ.
В целом же, отношения Белоруссии со своими западными соседями, будет полностью зависеть от общеевропейской политики, которая в новом году вряд ли изменится. Конечно, если не произойдёт серьёзного конфликта между Минском и Москвой. Однако и в этом случае, вплоть до президентских выборов, белорусский вектор политики ЕС будет оставаться прежним: у Брюсселя сегодня куда больше проблем с собственными членами и Украиной, что отодвигает белорусскую тематику на второй план.
Вероятны небольшие отступление в сторону ужесточения или смягчения, но кардинальных изменений не будет. Европа уже смирилась с потерей Белоруссии, как потенциального сателлита, при существующем руководстве республики. Поэтому активные действия ЕС начнутся только тогда, когда Россия допустит грубейшую ошибку в отношении Минска. В Кремле пока таких ошибок не допускали.