Криз политической системы, стагнация в экономике, не прекращающаяся эмиграция и странное чувство безнадёжности на улицах эстонских городов, так можно описать итог уходящего года в Эстонии.
Ряд политических скандалов, связанных с коррупцией и незаконными схемами финансирования партий, потрясли эстонское общество ещё в 2012 году. Скандалы были столь шокирующие, что эстонцы вышли на уличные акции протеста. В условиях националистического государства и в ментальности эстонцев такое поведение является нонсенсом. Поэтому даже немногочисленные пикеты против правящей Реформистской партии показали, насколько сильно эстонцы обеспокоены происходящей внутри их национальной элиты эрозии.
Энергия народного собрания сошла на нет
В реалиях полицейского государства, где ведётся тотальный контроль над обществом, недовольство вылилось в бумажную и цифровую версии хартии, подписанной 12-ю деятелям эстонской культуры. К хартии могли присоединиться все члены эстонского общества. Авторы хартии утверждали, что эстонская демократия и национальное государство рушатся. Некоторые особо эмоциональные представители титульной нации назвали этот документ светом в конце туннеля. Хартия призывала к поискам выхода из тупика, в который завёл Эстонию ещё несколько лет назад самый популярный эстонский политик, герой эстонского народа, демонтировавший памятник советским Воинам-Освободителям и указавший русским на их «место», премьер-министр Андрус Ансип.
На основе хартии сформировалось народное собрание, которое должно было выработать предложения по модернизации прогнившего национального государства эстонцев. Желая быть признанными в эстонском этническом обществе, некоторые члены русской общины так же решили поучаствовать в работе народного собрания. Они наивно полагали, что эстонцы наконец-таки поняли — национальное государство ведёт их республику к краху. Но как это было и при обретении эстонцами чувства самостоятельности в 1991 году, так и в последующие годы, русским, не приняв их предложений касающихся улучшения положения русского населения, явственно дали понять, что эстонцы в Эстонии будут делать всё сами, без всяких там чужаков.
По прошествии года энергия народного собрания медленно сошла на нет. Однако желания поспекулировать идеями обновления Эстонии сохранилось в умах политиков. Тем более что 2013 год стал годом выборов в местные самоуправления. На роль главного обновителя назначил себя лидер центристской партии Эдгар Сависаар. Его самое важное обновление, которое прославило Эстонию на весь мир, это ведения бесплатного проезда в столице Эстонии городе Таллине. Затем Сависаар написал грозную и страшную книгу «Вся правда об Эстонии», в которой говорилось о том, о чём и так судачат за чашечкой кофе эстонские бабушки и обсуждают на кухни русские домохозяйки. Русский перевод книги увидел свет за месяц до начала выборов, что, конечно, польстило русскому населению, которое вышло по призыву центристской партии оцеплять Тоомпеа, где сидит Ансип, заведший Эстонию в тупик.
На выборах в Таллинское городское собрания центристы и так имевшие большинство мест в нём, улучшили свой показатель, получив ещё дополнительно три голоса. Сама центристская партия, благодаря русским избирателям, смогла показать лучший результат на местных выборах по всей Эстонии, правда, контроль над местными органами власти центристы получили только в тех самоуправлениях, где половина или большинство избирателей русские. Сам же обновитель Эстонии, мэр Таллина Эдгар Сависаар, на своей встрече со студентами и преподавателями Санкт-Петербургского государственного университета заявил, что особо не будет плакать если русский вопрос в Эстонии решиться в течение двух, а то и трёх поколений. Другими словами, также указал русским на их «место».
В тоже время выборы показали разделение общества на русских, голосующих за центристов и эстонцев, голосующих за Реформистскую партию или за партийный союз Отечества и Республика. И у эстонцев тоже появился свой великий обновитель Эрик Нильс Кросс. Его можно, действительно, назвать победителем прошедших в Эстонии выборов в местные органы власти. Бывший офицер связи разведки президента Эстонии, выкинутый с госслужбы за растрату казённых денег, связанный с ЦРУ, один из тех, кто вместе с Мартом Лааром консультировал правительство галстукофила Саакашвили, был перед самыми выборами объявлен российской прокуратурой в международный розыск. Этого эстонского Джеймса Бонда, российские власти подозревают в организации захвата судна Arctic Sea.
Весть о том, что кандидата в мэры Таллина от националистического союза Отечества и Республика хочет арестовать кровавый путинский режим, всколыхнуло эстонское общество. В итоге, националисты улучшили свой результат по сравнению с предыдущими выборами в местные органы власти, а в Таллине получили второй результат. На этом эстонцы забыли о своих «массовых» выступлениях годовалой давности с требованиями обновить демократию, очистить элиту от коррупции и улучшить государство.
Премьер-министр Андрус Ансип, как лидер проигравшей эти выборы Реформистской партии, результаты ухудшились почти во всех самоуправлениях, столь плачевным итогом его деятельность особо не расстроился. Ведь на местных выборах голосуют, в том числе почти 120 тысяч русских избирателей, некогда лишённых гражданства и либо сохранивших статус негражданина либо принявших гражданство Российской Федерации. И обращать внимание на голоса каких-то там чужаков, которым ещё в апреле 2007 года он указал на «место» не стоит.
Самому же Ансипу есть, чем гордиться. В Эстонии продолжают расти зарплаты, в бюджет идут хорошие поступления, его гордость, государственные финансы в полном порядке и главное — 2% от ВВП Эстония, как примерный член НАТО, тратит на оборону. Однако простые люди не разделают его оптимизма. Своё отношение к хорошей жизни и к своему государству жители Эстонии показали своим кошельком и ногами.
Угроза исчезновения эстонцев в течение одного-двух поколений
Во второй половине этого года эстонский статистический департамент зафиксировал сокращения потребления, в бюджет сократились поступления от налога с оборота, продолжалась неконтролируемая эмиграция. Сколько точно людей уехало работать за границу никто не может сказать, однако в уходящем году масштаб достиг таких размеров, что об этом заговорили политики. Число выехавших работать за границу варьируется от 100 до 250 тыс. человек. При этом социологи утверждают, что эти люди потеряны для Эстонии, почти никто из них не собирается возвращаться в страну без будущего. Экономисты предрекают Эстонии 10-летний застой и, хотя часть экономических показателей могут подать надежду на улучшение ситуации, это обманчивая ощущение. Рост зарплат приходится, прежде всего, на государственный сектор. На частных предприятиях, там, где зарплаты были подняты, отменены премиальные и произошли существенные сокращения рабочих мест.
Официальная безработица опустилась ниже 10%, однако сократилось и количество рабочих мест, скрытая безработица находится на уровне 18%. Трудовая эмиграция в страны старой Европы в этих условиях смягчает социальное напряжение, но в долгосрочной перспективе лишает экономику рабочих рук, и приводит страну к депопуляции. В условиях национального государства это грозит исчезновением эстонцев в течение одного-двух поколений.
Эстонской экономике может помочь огромный российский рынок сбыта и сохранения транзита. Однако экономические вопросы из-за внутренней и внешней политики эстонской республики оказались зависимы от политической ситуации. Наметившееся в 2012 году потепление в отношениях между Эстонией и Россией к концу 2013 года стало больше походить на краткосрочную оттепель.
Эстонская сторона, уверовавшая в свою исключительность, несмотря на переговорный процесс с Россией, продолжала в течение всего года антироссийскую риторику. Со стороны эстонской элиты не были предприняты попытки как-то ослабить этническое давление на русское население. Сохраняется проблема безгражданства, уничтожено среднее образование на русском языке, продолжается ползучая эстонизация начальной и основной школы. Эстонские политики продолжают героизировать эстонцев сотрудничавших с нацистами. Так, например министр обороны Урмас Рейнсалу назвал героем эстонского народа оберштурмбаннфюрера СС Пауля Майтла, расстрелянного чешскими партизанами в мае 1945 года.
В результате, подготовленный в октябре новый договор о границе до сих пор не подписан, транзит продолжил сокращаться, а под конец года Россельхознадзор объявил о своём намерении закрыть российский рынок для эстонской молочной продукции.
2014 год — сплошной предвыборный марафон
В 91-м году эстонская элита стала строить государство для эстонцев, и через 22 года президенту Эстонии пришлось констатировать факт, что эстонцы пренебрежительно относятся к своему государству. Начавшаяся попытка обновления государства застопорилось. Старые, постсоветские политики, использовавшие национализм в качестве инструмента государственного управлении уходят. К ним на смену приходят выращенные в условиях националистического инкубатора настоящие националисты, для которых исключительность эстонской нации является незыблемостью и самоцелью.
В ближайшее время эстонский политический ландшафт будет меняться, всё большую полярность набирают младонационалисты. Реформистская партия, теряя популярность, постепенно начнёт сближаться с центристской, тем более, что сами центристы в частных беседах неоднократно говорят, что наиболее удобный для них политический партнёр это Партия реформ. В самой этой партии произойдёт смена правящих кланов. В Эстонию возвращается еврокомиссар, бывший премьер-министр Сиим Калас, которому прочат место президента. Андрус Ансип теряя поддержку внутри партии, возможно, отправится на место Каласа.
После выборов в Европарламент в мае 2014 годы, партии начнут предвыборный марафон, который завершится парламентскими выборами в марте 2015 года. В этот период, стоит ожидать нового всплеска националистической истерии. Эстонские политики будут показательно закручивать гайки русскому населению, но в тоже время заигрывать с русским избирателем, в попытках оттянуть голоса от Центристской партии. Пока это в малой степени удалось социал-демократом, показавшим на выборах 2013 года средненький результат. Однако соцдемы сделали несколько заявлений, из которых явствует, что для них наиболее предпочтительным политическим партнёром является националистический союз Отечества и Республика.
Русские же политики, в основном, сосредоточены в Центристской партии, раздроблены. Среди них нет смелого лидера, готового либо внутри центристской партии сформировать мощную русскую коалицию, способную влиять на политику партийную, либо создать новую политическую силу, которая на деле, а не словах начнёт защитить права русского населения Эстонии.
В экономике продолжится застой. Эстония, полностью потеряв экономическую самостоятельность после вступления в зону евро, зависит от печатного станка европейского ЦБ. Во Франкфурте перед угрозой гиперинфляции поговаривают о сокращении операции количественного смягчении, другими словами дешёвых денег, которые сейчас худо-бедно стимулируют экономику, что приведёт к дальнейшему сокращению производства и, следовательно, рабочих мест. В Эстонии второй, по отношению к ВВП, частный долг в ЕС. Поэтому, если продолжится замедление темпов экономического роста или, не дай Бог, начнётся рецессия, эстонская экономика столкнется с массовым частным банкротством и резким обнищанием людей, это может привести к сильным социальным потрясениям.
2013 год показал кризис эстонского национального государства. Нация, поражённая идеей своей собственной исключительностью, не способна обновить ни государство, ни общество. До тех пор, пока среди эстонцев будут преобладать националистические идеи, они и их государство обречено на безнадёжное прозябание в европейском тупике.