Германия вместе с новым годом встречает и новый период своей общественно-политической, экономической и социальной жизни. Экономическая ситуация в Европейском Союзе, реформы банковского сектора, внутренняя политика нового коалиционного правительства, социальные и экономические реформы, инфраструктурные изменения, миграционная политика, – вот только некоторые темы, которые требуют пристального внимания Ангелы Меркель, избранной в третий раз на пост федерального канцлера.
Внутренняя политика
О трудностях переговоров, связанных с различиями предвыборных программ, говорит тот факт, что сформировать правительство так называемой «большой коалиции», состоящей из двух «народных партий» ХДС/ХСС и СДПГ удалось только спустя три месяца после выборов. Заключённый коалиционный договор – гордо названный «Формируя будущее Германии» и подписанный председателями обеих партий, содержит 185 страниц, включает в себя самые разнообразные пункты и направления и хотя и не имеет законодательной силы, но будет определять общественную жизнь страны и пути развития до 2017 года.
Из наиболее важных для экономических и социальных сторон жизни, зафиксированных в этом документе можно назвать такие направления как ограничение т.н. «работы со стороны» [Leiharbeit], широко распространившейся в экономике страны в условиях кризиса, на срок до полутора лет, введение во всей стране минимального почасового тарифа в размере 8,50 евро к 2015 году или такого пункта как утверждение временного ожидания приёма у профильного врача в течение четырёх недель. Кроме этого, важными для социальной сферы является расширение возможность получения пособий по уходу за ребёнком (т.н. Elterngeldplus), выделение 6 млрд евро федеральной помощи землям на создание мест в детских садах и особенно пенсионная реформа (выход на пенсию в 63 года при наличии 45-летнего периода пенсионных отчислений).
С политической точки зрения, условия и коалиционные договорённости, распределение министерских портфелей принесло больше выгоды именно социал-демократам, а не партии христианских демократов, получивших наибольшее количество мест в новом бундестаге. Ходившие триумфаторами после суверенной победы у себя дома в Баварии на земельных выборах христианские социалисты во главе с Хорстом Зеехофером, получили только три поста в правительстве (по шесть постов получили социал-демократы и ХДС). Язвительный заголовок об этом в газете Sueddeutsche Zeitung, кстати, издающейся в Мюнхене, звучал так: «Министерство помощи развивающимся странам. Ага. Министр транспорта. Здорово. И новый министр сельского хозяйства, который раньше был министром внутренних дел».
Некоторые эксперты, оценивая коалиционный договор, критизируют его «планово-экономические» тенденции, наступающие на основы рыночной экономики, которые могут привести к «…тяжёлым последствиям для народного хозяйства».
Во внутриполитическом ландшафте определённые ожидания, которые могут оказать в недалёком будущем влияние и на федеральном уровне, связаны с первым на земельном уровне коалиционным правительством из консервативной партии ХДС и Партии зелёных в земле Гессен.
Справедливости ради надо сказать, что опыт совместного правления христианских демократов и «зелёных» уже имелся в Германии, а именно в Гамбурге. Но тогда «чёрно-зелёная» коалиция продержалась у власти всего полтора года (с апреля 2008 по ноябрь 2010 года), когда «зелёные» покинули правительство – слишком уж противоречивыми оказались интересы правого и левого крыла политического ландшафта Германии.
Поэтому понятны и интерес, и ожидания в отношении жизнеспособности ещё одной попытки совместного правления партий, находящихся на очень разных исходных позициях во многих областях, таких как реформа образования, расширение франкфуртского аэропорта, снижение бюджетного дефицита и т.п.
Общеевропейские задачи
К основным общеевропейским задачам и направлениям политики Германии на следующий год можно отнести дальнейшее реструктурирование зоны евро и банковской системы в условиях выхода из кризиса, предстоящие выборы в Европарламент, стимулирование экономического роста на фоне дефляции, а также несколько новое для Германии направление — защита непосредственных интересов Германии.
В банковской сфере речь идёт, прежде всего, о разработке к концу следующего года новых инструментов банковского регулирования. Именно тогда Европейский Центральный банк возьмёт под контроль крупнейшие кредитно-финансовые институты Европы. Согласно достигнутым в декабре договоренностям в Евросоюзе будет создан единый механизм ликвидации проблемных банков, а также введена в действие системы надзора за состоянием дел в европейских банках.
Однако не всё прошло гладко и ожидается, что имеющиеся в настоящее время разногласия, вызванные размером дополнительной общественной помощи при создании общего фонда, будут осложнять единую европейскую внутреннюю политику в последующий период. Сможет ли данный механизм стабилизировать финансовую систему ЕС – вот главный вопрос на 2014 год.
Рутинный механизм выборов европарламентариев может в наступающем году преподнести некоторые сюрпризы на объединённой политической сцене Европы. Многочисленные факты говорят о том, что по результатам предстоящих в мае 2014 года выборах в Европарламенте может сформироваться крупная фракция, состоящая из партий критиков и скептиков евроинтеграции.
Это такие объединения как Партия независимости Соединённого Королевства, партия «Альтернатива для Германии», французский «Национальный фронт» или Партия свободы Нидерландов. Несмотря на то, что своя фракция под названием «Европа свободы и демократии» у евроскептиков существует в Европарламенте с 1994 года, она является в настоящее время самой малочисленной (34 парламентария). К радикальному изменению расстановки сил между либералами и консерваторами это вряд ли приведёт, но то, что еврокритики увеличат своё присутствие в Европарламенте – это однозначно.
Защита непосредственных интересов Германии
Новым вызовом для Германии на мировой и европейской арене станет защита своих интересов от внешних атак. Реальными угрозами это, конечно, сложно назвать, но то, что это потребует от Меркель применения её знаменитого жёсткого управленческого стиля – несомненно. Первым звонком в октябре 2013 года стали обвинения со стороны США в лоббировании германского экспорта, озвученные в отчёте Министерства финансов для Конгресса. Зависимость экономики Германии от экспорта американские эксперты оценили как «угрозу стабильности европейской и мировой экономики, что провоцирует развитие дефляционных процессов».
За первым ходом последовал второй, когда Еврокомиссия со своей стороны в декабре 2013 года начала расследование о государственных субсидиях на развитие возобновляемой энергетики в Германии. Естественно, что на защиту экономики своей страны встала Меркель, предостерегая Брюссель от применения многомиллиардных штрафов. Решения комиссии ожидаются весной 2014 года.
На этом фоне неудивительными покажутся и дальнейшие попытки экономических конкурентов Германии по выдвижению последующих обвинений, будь-то миграционная политика, торговые отношения и т.п. Дело в том, что время принятия решений по ликвидации последствий финансово-экономического кризиса в Европе она сформировала свой собственный жёсткий стиль управления, который не всем нравится и от которого многие европейские политики хотели бы избавиться.
Миграционные проблемы и рынок труда
Наиболее острые или требующие решения внутренние конфликтные ситуации внутри Германии будут в наступающем году лежать в сфере миграции, рынка труда и социальной сфере. Если одна часть общества требует от правительства справедливой внутренней миграционной политики, то другие, наоборот, протестуют против размещения в своих коммунах и городах центров для беженцев.
Так, в августе 2013 года жители восточно-берлинского района Марцан-Хеллерсдорф инициировали протестное движение против размещения в пустующем здании школы приюта для лиц, подавших заявление на статус беженца. Сами беженцы, в свою очередь, протестуют как против правил и норм германского законодательства о беженцах, считая их слишком забюрократизированными, так и против условий содержания в приютах.
Возможные изменения в миграционном законодательстве связаны с зафиксированным в «коалиционном договоре» обязательством введения в стране института двойного гражданства (против чего вначале резко выступали консерваторы). Согласно нынешним правилам, лица «с миграционными корнями» (как это звучит на бюрократическом немецком языке), рождённые в Германии обязаны были до достижения ими 23 лет выбрать себе гражданство. Очень часто в данном случае речь идёт о выборе между гражданством Турции и Германии.
Рынок труда и социальное обеспечение Германии в 2014 году дополнятся новыми аспектами. С 1 января 2014 года после семи лет переходного периода граждане Румынии и Болгарии получат полное право на работу в Германии. Германский рынок труда был открыт для них и раньше, но с определёнными ограничениями. Согласно актуальному докладу Института исследований рынка труда и профессий, в 2014 году ожидается приезд от 100 до 180 тысяч ищущих работу румын и болгар (в 2012 году таких было 71 тысяча).
Если макроэкономические последствия такого рода открытия рынка труда ожидаются не столько негативными (разве только усилится конкуренция в низкооплачиваемом секторе), то нагрузка на социальную сферу Германии оценивается более драматично. Уже имеется прецедент, когда одна семья из Румынии получила право на социальное пособие. Особенную озабоченность в данном вопросе выражают коммуны и малые города, видя в этом угрозу для своего бюджета.
Одновременно проявилось и другое направление трудовой миграции и более высокого качества. Так, за время кризиса число работающих в Германии испанцев, итальянцев, португальцев и греков увеличилось с 33 000 до 462 000 человек. И это, как правило, квалифицированная рабочая сила: инженеры, врачи, медперсонал.
Отношения с Россией
Для нового «старого» министра иностранных дел 57-летнего Франка-Вальтера Штайнмайера «украинский вопрос» является если не первоочередным, то лежит в фокусе всей германской внешней политики. Это Париж больше озабочен ситуацией в Африке, требуя у Европейского Союза финансовой поддержки своих действий, а интересы Берлина всегда имели сильный восточно-европейский вектор. Как правило, за редким исключением в политической жизни Германии министры возвращаются на своё бывшее рабочее место. Достоинства и качества Штайнмайера как министра иностранных дел в 2005-2009 годах остро подметила газета Frankfurter Allgemeine в своей статье о персональной политике в Министерстве иностранных дел как «короткий перерыв по имени Вестервелле».
Придерживая европейскую дверь для Украины в Европу, Германия, в первую очередь, в лице канцлера, тем не менее будет придерживаться взвешенной политики, не обостряя отношения с Россией. Отчасти знаком данной тенденции является «дипломатический» отказ Штайнмайера от роли посредника в украинских делах, последовавший от Виталия Кличко. Позиция Германии в отношении ассоциированного членства Украины в ЕС будет оставаться прагматично-сдержанной, не приобретая радикального оттенка.
Немецкая карикатура на Путина и Меркель, которая восклицает: «Как-то не греет!» В подписи — игра слов: Zu Gast bei Putin — «В гостях у Путина», но: Zu Gas bei Putin — «За газом к Путину».
Если говорить о перспективной политике Германии в отношении России, связанной с формированием нового кабинета, то тут важное значение приобретает кадровый вопрос. Когда за простым персональным вопросом скрывается целое направление политики.
Пост уполномоченного по России правительства Германии планирует снова занять 69-летний Гернот Эрлер – доверенное лицо Франка-Вальтера Штайнмайера. Эрлер, занимавший эту должность в ранге государственного министра (или по другому парламентского статс-секретаря) МИДа в составе первой большой коалиции при Меркель, является сторонником дружелюбной позиции в отношении России. В 2013 году он, например, потребовал прекратить троллинг [в оригинале – Bashing] России, высказывая понимание причины недоверия России в отношении к Запада.
Однако, нынешний обладатель этой должности – заместитель главы фракции ХДС/ХСС в бундестаге 56-летний Андреас Шокенхофф, не желает покидать этот пост, кандидатура которого утверждается совместно Меркель и Штайнмайером.
Шокендорфф (официально его должность называется координатор германо-российского межобщественного сотрудничества при правительстве Германии), напротив, выступает за твёрдую линию против президента Путина. Именно он был главной движущей силой принятия бундестагом в ноябре 2012 года резолюции, в которой прозвучала острая критика и осуждение действий Москвы в отношении оппозиции.
Политика в отношении России во времена первой большой коалиции (2005-2009) была одним из основных спорных пунктов между Меркель и Штайнмайером, когда Меркель неоднократно публично критиковала и не соглашалась с Путиным (в частности, против его обращения с оппозиционерами). Штайнмайер, напротив, является автором концепции модернизированного партнёрства с Москвой, которая, по его словам, до сих пор не осуществлена тем образом, как он надеялся. О тесных российско-германских связей говорит сам факт подготовки и участия в освобождении Михаила Ходорковского бывшим министром иностранных дел Германии Гансом-Дитрихом Геншером.
Поэтому вектор российско-германских зависит от того, насколько удастся новому министру, решив необходимые кадровые вопросы в свою пользу, противостоять Меркель с её системой «европейских ценностей». В данном контексте мне кажется, что в ближайшее время отношения между обеими странами будут соответствовать наиболее консервативному из сценариев.