Польская политика ближайших двух лет будет в значительной степени определяться календарём выборов, в который входят выборы в Европарламент (25 мая 2014 г.), выборы в органы местного самоуправления (16 ноября 2014 г.), а также парламентские и президентские выборы в 2015 г. Однако среди разнообразных политических сценариев рассматривается возможность досрочных парламентских выборов уже в 2014 г., объединённых с выборами в Европарламент или местными выборами. Этот замысел рассматривается даже среди политиков из «Гражданской платформы».
Год 2014 станет важным с точки зрения кристаллизации внутренней политической сцены Польши. С одной стороны это будет проверкой для лидеров крупнейших политических группировок, представленных в сейме (Дональда Туска — «Гражданская платформа», Ярослава Качиньского – «Право и справедливость», Лешека Миллера – «Союз демократических левых сил», Януша Паликота – «Твоё движение», Януша Пехочиньского – «Польская крестьянская партия», а с другой стороны – пробой сил для новых группировок.
Майские выборы в Европарламент покажут, имеет ли шанс на существование в польской политике проект «Европа Плюс», созданный под эгидой бывшего президента Александра Квасьневского. Этот проект, в состав которого входят многие социал-либеральные группировки, в т.ч. «Демократическая партия», ещё одна партия с подобным названием «Демократическая партия – Demokraci.pl», «Твоё движение», объединение «Польша – Дом для всех» Рышарда Калиша, является новым предложением для проевропейски настроенных избирателей, которые хотят, чтобы Польша быстрее вошла в зону евро.
Проблемой такого рода инициатив является, прежде всего, слишком высокие амбиции их лидеров и отсутствие благоприятной атмосферы для проевропейских устремлений. Это будет также пробный камень для федералистской идеи в Европе. Не секрет, что экономический кризис привёл к росту популярности националистических и евроскептических тенденций на континенте. Это заметно, в том числе, и в Польше, где набирают силы правые, консервативные и неприязненно настроенные к европейской федерации — строительство которой в ближайшие годы предвещает, среди прочих Жозе Мануэл Баррозу — группировки. Стоит подчеркнуть, что большая часть правых кругов в Польше очень недружественно настроена по отношению к России.
Самостоятельным игроком становится Рышард Кулиш, чьё объединение «Польша – Дом для всех» превращается сейчас в политическую партию. С большой долей уверенности можно предположить, что он станет кандидатом на президентский пост от широкого круга левоцентристских групп во время выборов 2015 года. Таким образом, 2014 год станет не только важным периодом для укрепления общественного имиджа Калиша, но также формирования структур его политической партии на местах. Если бывший глава канцелярии президента Квасьневского умело поведёт свою деятельность в новом году, поддержку на президентских выборах ему должен оказать как «Союз демократических левых сил», так и «Твоё движение», а кроме того, прочие группировки, которые сейчас входят в состав коалиции «Европа Плюс».
Новым игроком на правой стороне польской политической сцены, который угрожает как «ГП» так и «ПиС», является партия «Польша вместе» Ярослава Говина (PRJW), бывшего министра юстиции в правительстве Дональда Туска. Это образование получило официальную регистрацию в суде 7 декабря 2013 года. К партии Говина примкнули бывшие члены «Платформы» — например Джон Годсон, и партии «Польша важнее всего» (PJN), объединяющая политиков, рассорившихся с Ярославом Качиньским – среди прочих Павел Коваль, Марек Мигальский, Ян Олдаковский, Павел Понцилиуш. PJN была распущена, а её структуры влились в PRJW. Ярослав Говин соблазняет республиканцев Пшемыслава Виплера, а также «Солидарную Польшу» Збигнева Зёбро.
Загадкой остаётся дальнейшая эволюция «Национального движения». Если оно подвергнется дальнейшей радикализации, то, без сомнения, разделит судьбу объединений, которые создавал Януш Корвин-Микке. Если оно выберет более консервативный курс, то, возможно войдёт в широкую коалицию, организуемую Ярославом Говиным, у которой есть шанс стать реальным правоцентристским противовесом для «ГП» и «ПиС».
С польской внутренней и внешней политике до сих пор играет существенную роль так называемая историческая политика. Большое значение в её формировании будут иметь в 2014 году исторические юбилеи: 15-я годовщина вступления Польши в НАТО (12 марта), 4-я годовщина смоленской катастрофы (10 апреля), десятилетие вступления в Евросоюз (1 мая), 70-летие Варшавского восстания (1 августа) и 75-летие начала II мировой войны (1 сентября, особые мероприятия состоятся также 17 сентября – дата агрессии СССР против Второй Речи Посполитой).
Годовщины Варшавского восстания и начала Второй мировой могут, но не обязаны стать поводом для антироссийских выступлений в Польше. Так же как и празднование Дня независимости 11 ноября. Однако годовщина Смоленской катастрофы, наверняка, станет поводом для выступлений враждебно настроенных по отношению к Москве представителей польской политической сцены. Стоит заметить, что в рядах главной оппозиционной партии «Право и справедливость» идёт война за власть. Многое зависит не только от результатов ближайших выборов, но и от своеобразной борьбы за души исповедующих «Смоленскую религию». Сейчас самым серьёзным кандидатом на роль наследника Ярослава Качиньского является Антоний Мачеревич, руководитель парламентской группы по вопросам расследования катастрофы ТУ-154-M, который ранее проводил расследование в связи с деятельностью Военной информационной службы (военная разведка и контрразведка), и занимающий сейчас пост вице-президента партии.
При этом следует добавить, что в Польше уже в течение нескольких лет продолжаются попытки проведения реформы так называемых специальных служб, в том числе возвращение военной разведки и контрразведки под непосредственный контроль министра национальной обороны, или передача большей части полномочий Агентства внутренней безопасности Центральному следственному бюро либо Центральному антикоррупционному бюро и подчинение этой службы Министерству внутренних дел. В эти планы входит также подчинение Агентства разведки министру иностранных дел (более радикальный проект предусматривает проведение контрольной проверки в этой структуре по примеру проверки Военной информационной службы). Однако правящая коалиция кажется слишком слабой, чтобы решиться на такие шаги перед выборами.
Польский сенат, верхняя палата парламента, провозгласил наступающий год годом Яна Новака-Езераньского, следовательно, стоит ожидать оживления разного рода научных и культурных мероприятий связанных с «укреплением евроатлантических связей» и стратегического партнёрства с Соединёнными Штатами. Будет продолжена логистическая подготовка для размещения элементов американской системы противоракетной обороны – плановая установка боевых компонентов должна состояться в 2018 г. Продолжится и модернизация польской армии, главным образом, оборонной системы. Следует, однако, заметить, что среди голосов, убеждающих в угрозе со стороны России и Белоруссии, и призывающих к увеличению расходов на вооружение, всё чаще можно услышать призывы к быстрейшему вступлению в еврозону, что рассматривается в качестве наилучшей гарантии национальной безопасности.
Во внешней политике Польши произойдёт дальнейшее укрепление отношений с Францией, в том числе с учётом участия польских солдат в миссии в Центрально-Африканской Республике. Одним из главных направлений в польской внешней политике останется Восточное партнёрство, хотя стоит ожидать смягчения проводимого до сих пор политического курса. С одной стороны это будет связано с политическими амбициями Радослава Сикорского, в чьих интересах находится смягчение отношений с Москвой. Последние высказывания министра Сикорского, со сдержанностью говорящего о возможной помощи украинской оппозиции, а также рост поддержки на аллее Шуха (на аллее Шуха №23 расположен МИД Польши. — «NewsBalt» ) для сотрудничества ЕС и России – в т.ч. открытая поддержка этой идеи со стороны бывшего главы МИДа Адама Даниеля Ротфельда, участие представителей Польского Института международных отношений в российском проекте «Большая Европа до 2030 года» — указывают на нежелание реализации в какой-либо форме т.н. ягеллонской политики – соперничества с Россией за влияние на постсоветском пространстве. Программу активной восточной политики будут и дальше продвигать правые группировки во главе с «ПиС».
Дональд Туск прекрасно отдаёт себе отчёт в непоправимых ошибках во внутренней и внешней политике, которые он совершил вместе со своей администрацией до и после Смоленской катастрофы. Польский премьер стал заложником ситуации и в определённом смысле заложником Москвы и сам себе связал руки. Польское государство не сдало экзамен после 10 апреля 2010 г. и это неофициально признают даже далекие от Ярослава Качиньского политики. Попытка проведения Варшавой более активной политики на Востоке невозможна. Отношение польских политиков к событиям на Украине это только театр, пантомима без какого-либо реального значения. Само подписание союзного договора между Украиной и Евросоюзом, к слову сказать, ничего не значит в геополитическом смысле. Турция подписала подобный договор 50 лет назад и до сих пор она от Европы скорее дальше, чем ближе.
Если говорить об экономическом развитии, то Польшу ждёт в 2014 году стабильный рост. ВВП вырастет более чем на 2%, а публичные финансы ожидает пополнение в результате реформ открытых пенсионных фондов – часть их активов будет передана Службе социального страхования. В дебатах по вопросу энергетической безопасности снова вернётся тема строительства польской атомной станции. Среди различных решений возможно начало переговоров в этой связи с французскими и российскими партнёрами, например, с «Росатомом».