Наступивший год окажется для Латвии судьбоносным в любом случае – ибо в мае граждане страны решат, кого отправить представлять свои интересы в Европарламент, а в октябре – кто займёт места в сейме на следующие четыре года. Можно заранее констатировать, что борьба между соперниками окажется жаркой, ибо на кону стоит слишком многое.
Печальные перспективы коалиции
…На исходе прошлого года Латвия, словно гигантская кружка кофе, взбаламученная ложкой, пережила сразу два подряд потрясения. Трагедия в одном из рижских торговых центров, где обрушившаяся крыша отняла жизни у 54 человек, стала первым из них. Почти сразу за этим последовал политический кризис: долголетнего главу правительства Валдиса Домбровскиса («Единство»), чьё положение ещё за неделю до того представлялось как никогда стабильным, вынудили принять на себя ответственность за катастрофу и подать в отставку. В свою очередь, мэр Риги Нил Ушаков («Центр согласия») хоть и устоял, но его позиции оказались в значительной мере подорванными.
Нервозность и неуверенность игроков усугубились осознанием того факта, что новое правительство, к подборке которого приступили в декабре ушедшего года, обречено на роль сугубо проходного, временного. Его членам предстоит пробыть местоблюстителями министерских кресел до октября – лишь тогда, после парламентских выборов, государство вступит в очередной политический цикл и начнет формировать долговременный кабинет министров. К тому же, «переходному» кабмину придётся действовать на фоне вступления страны в еврозону и первых последствий этого шага. Напомним, что введение евро было продавлено властным решением сверху, а всенародный референдум по этой теме, так и остался в числе нереализованных возможностей. Соответственно, на пламенных «евроинтеграторов» ложится двойная ответственность. Радужные обещания и авансы окончательно ушли в прошлое – наступило время суровой правды жизни.
В связи с этим, в наиболее затруднительной ситуации находятся те, кто в 2012-13 годах находились у кормила управления – «Единство», Партия реформ, национальный союз «Всё Латвии – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость Латвии». «Реформистов», очевидно, на приближающемся ухабе выбросит из скрипучей государственной телеги – их рейтинги исчезающее малы. Нелегко придётся и «Единству», ведь кредит доверия к этой партии держался, в значительной степени, на популярности Домбровскиса, умело выстроившего мифологию «истории успеха». Катастрофа в Золитуде нанесла имиджу Валдиса Домбровскиса огромный урон, полностью восполнить который не смог даже его «красивый» уход в отставку. Что же до остальных видных «единцев» — Солвиты Аболтини, Дзинтарса Закиса и прочих – то их личные рейтинги невысоки и не идут ни в какое сравнение с былым реноме экс-премьера.
Невзирая на опасения многих, вряд ли большой успех ждёт на выборах и радикалов из национального союза. Правда, как показал декабрьский конгресс «нацсоюзников» сами они, искренне или декларативно, готовятся взять в нынешнем году власть. В ходе данного мероприятия сопредседатель нацсоюза Райвис Дзинтарс заявил: «Наша задача — в следующем правительстве стать правящей партией».
Однако, он признал, что нацсоюзу придётся приложить много усилий для того, чтобы достичь своей цели — латышской Латвии. Действительно, репутация «нацсоюзников» подорвана тем, что они, хотя и на правах младших партнёров, принимали участие во всех непопулярных делах коалиции, а стало быть, тоже за них отвечают. Отдельные их демарши, типа требования обеспечения демографического роста, кардинально ситуации не меняют. Они не могут отменить факта, что политики, больше всех рвавшие на груди рубахи за латышскую нацию, без боя сдали один из главных символов национальной самобытности – лат.
Сателлиты «согласистов»?
Кстати, в своём выступлении на конгрессе Дзинтарс особо обратил внимание делегатов на действия оппозиционного «Центра согласия», который, по его мнению, работает в интересах России. Упомянув о недавней катастрофе в Золитуде, Дзинтарс заявил, что за счёт этой трагедии хотят поживиться некоторые политические силы — в частности, тот же «Центр согласия».
Действительно, позиции «ЦС» выглядят предпочтительнее, чем у коалиционеров – недаром, «согласисты» прочно удерживают первое место в рейтинге популярности. Однако, против них играют три фактора. Первый из них – свежие воспоминания о том, как градоначальник Риги и по совместительству глава «Центра согласия» Нил Ушаков вцепился в своё кресло и категорически отказался покидать его после того, как на территории управляемой им административной единицы в одночасье погибло большое количество людей. Второе – за «ЦС» уже закрепилась слава «вечных оппозиционеров», в связи с чем многие подсознательно не верят в то, что они смогут хорошо показать себя за государственными рычагами. Дескать, нет практики, отсутствует опыт… Ну и третье, самое главное: несмотря на настойчивые попытки «цээсников» избавиться от проклятия имиджа «русской партии», в глазах многих латышей они именно таковой и являются.
Как же обойти это извечное препятствие? Валдис Домбровскис – человек, как ни крути, неглупый. Он предположил, что создаваемые экс-премьером Эйнаром Репше и экс-госконтролером Ингуной Судрабой партии — ни что иное, как побочные проекты «Центра согласия». Как отметил политик, необходимо понимать, с какими установками конструируются эти организации.
«Их цель — создать тандем, как в своё время сделал Шлесерс, партия которого позже превратилась в партию Америкса (вице-мэр Риги Андрис Америкс возглавляет «Честь служить Риге», состоящую в коалиции с «ЦС». — «NewsBalt»). Именно она потом и помогла «ЦС» придти во власть. Очевидно, «Центр согласия» сч`л этот опыт достаточно удачным, чтобы повторить его вновь, но уже в масштабах страны, а не столицы. Я думаю, избирателям это нужно очень хорошо проанализировать и потребовать предельной ясности от организаций Судрабы и Репше: с кем они готовы объединиться, с кем — нет, какие стратегические пути развития страны видят», — сказал Домбровскис.
Присмотримся к вышеназванным персонажам внимательнее. Как известно, экс-премьер Репше, являвшийся когда-то одним из основателей «Единства», создал новую партию на базе своей общественной организации «Для развития Латвии». Эйнар Репше – странноватый персонаж, известный под прозвищем «марсианина». Впрочем, мало кто сомневается в чутье этого долгожителя латвийской политики. Его трудновато отнести к числу узколобых политиканов – хотя бы, например, благодаря интересу, питаемому математиком по образованию Репше к проблеме создания искусственного интеллекта. Будущее пенсионеров зависит от производительности труда и современных технологий, заявил он недавно, присовокупив, что хотел бы видеть их развитие в образовании, в производстве, в медицине. Для этого, по его мнению, Латвии нужно увеличить поддержку учёных и пересмотреть учебный процесс, дабы связать науку с производством. То есть, Эйнар Репше является человеком с весьма передовым мышлением.
Однако, что тянет его на дно – так именно богатство политической биографии экс-премьера. Начиная с 1991-го, когда он возглавил Банк Латвии, Репше никогда не исчезал надолго из поля зрения латышского избирателя. Банкир, основатель партии «Новое время», глава правительства, сооснователь «Единства» — этого, вкупе с возбужденным против него в 2005 году антикоррупционным расследованием, достаточно, чтобы Репше изрядно намозолил глаз «лохторату». Недаром же, рейтинги его нынешней партии пока невысоки — и неизвестно, удастся ли поправить дело.
«Самый честный чиновник в Латвии»
Совсем другое дело – Ингуна Судраба. Сорок восемь лет, экономист по образованию, училась в США, занимала различные должности в Минблаге и Минфине. Одинокая. По результатам опроса общественного мнения агентством LETA в 2012 году названа самой популярной личностью в стране. Фигура яркая, избиравшаяся на пост руководителя Государственного контроля максимально разрешённое количество раз, на два срока. Для политической элиты Латвии она является, в значительной степени, «белой вороной».
Под руководством Судрабы был проведён ряд ревизий, выявивших разбазаривание средств госучреждениями в особо крупных размерах. Как «самого честного чиновника в государстве», её неоднократно называли достойной занять кресло премьер-министра и даже президента. Она отметилась неоднократной критикой различных действий власти. Хотя представители коалиции обвиняли Ингуну Судрабу в «промосковских симпатиях», многие, в том числе и «Единство», хотели бы видеть её в своих рядах. Сама она в ответ на предложения присоединиться к одной из существующих партий отвечала отказами: по словам Судрабы, ни одна из них полностью её не устраивает.
Она высказывалась за приход к власти на всех уровнях честных профессионалов, введение всеобщих выборов президента, сокращение числа министерств и включение в партийные программы только выполнимых обещаний. Перед уходом из Госконтроля Судраба обратилась в телеэфире к народу с просьбой ответить на вопрос, чем ей отныне заняться. В итоге, третья часть опрошенных латвийцев заявила, что Ингуне Судрабе следует претендовать на должность премьера или президента страны. Ещё 19% посчитали, что ей следует найти какой-либо пост в государственном учреждении, 12% — в частной компании, а 10% — заниматься политикой в качестве беспартийной персоны. Также, 6% решили, что Судрабе надо создать свою партию, 4% — присоединиться к одной из уже существующих партий, 1% — занять какую-то другую должность.
Чем ещё необычна Ингуна Судраба? Людей вдумчивых она привлекает трезвыми суждениями и полным отказом от столь обычного для местных политиканов дешёвого националистического популизма. Хорошо разбирается в современных теориях кризиса (например, автор этих строк лично видел Судрабу на лекции знаменитого Михаила Хазина). Некоторые её высказывания звучат сущим «еретизмом» для нынешнего истеблишмента:
«Тогда, в советское время, была государственная идеология. Можно её критиковать, конечно. Но у нас она не была примитивной, тупой, в том числе и та, которая внедрялась через школьное образование. Она учила тебя самому главному — гордиться своей страной. Пусть Латвия была частью большой страны, но я ею гордилась, гордилась своим городом, школой, своей семьей. А у нас за 22 года не создана государственная идеология, не сформирована шкала моральных ценностей, на которые мы должны ориентироваться в жизни. Распространилась потребительская философия. Люди ориентированы на то, чтобы получать. И государственные руководители тоже мало ориентированы на то, чтобы принести пользу для страны, скорее, на то, чтобы получить хорошую должность и этим гордиться, или на хороший заработок. Когда правильных ориентиров нет, происходит то, что происходит. Когда государство люди уже не уважают…»
Когорта прагматиков
И вот свершилось! На исходе прошлого года Судраба заявила о своём возвращении в активную общественную жизнь и намерении строить «совсем другую Латвию». Она призвала объединить усилия и бороться вместе против системы, которая «полностью прогнила» и довела страну и её жителей «до ручки». Экс-госконтролёр заявила, что готова возглавить новое движение, чтобы объединить людей на пути к счастливой Латвии.
— Я сделала свой выбор, я хочу быть вместе с народом, я готова объединить народ, готова поддержать. И я ни секунды не буду сомневаться и не испугаюсь трудностей. Только так мы сможем жить по-другому, — подчеркнула Судраба.
В перспективе общественная организация Судрабы должна стать партией. Судя по опросам, необходимый пятипроцентный барьер на выборах в Сейм для нее преодолим. Миллионер Юрис Круминьш, выразивший желание её финансировать, опубликовал статью, которую можно рассматривать в качестве манифеста новой политической силы. В частности, он пишет: «Чтобы радикально исправить ситуацию, наступил последний момент для улучшения отношений с Россией, расширения возможностей для инвестиций, создания рабочих мест с конкурентоспособной зарплатой, приглашения уехавших вернуться».
Осторожный оптимизм имеет право на существование ещё и потому, что Судраба не единственная в списке «прагматиков». Не стоит скидывать со счетов бывшего вице-премьера, экс-министра сообщений Айнара Шлесерса, по прозвищу «Бульдозер» — возвращающегося из политического небытия с новой партией «Едины для Латвии». Он уже выразил решимость возглавить правительство национального примирения, из которого будут изгнаны национал-радикалы, и даже сесть за стол переговоров с самим Владимиром Путиным. Нельзя забывать и о могущественном мэре Вентспилса Айваре Лембергсе (Союз «зелёных» и крестьян), именно усилиями которого, как уверяют, был отправлен в отставку беззаветный «евроинтегратор» Валдис Домбровскис. Лембергс неоднократно высказывался за подлинно независимый путь Латвии между Востоком и Западом, основанный на реальной экономической выгоде, а не на стереотипах и лозунгах. И в этом плане «непотопляемого Айвара», даже с учётом вменяемых ему коррупционных грешков, можно отнести к числу прогрессивных деятелей и настоящих хозяйственников.
Иначе говоря, в Латвии после некоторого перерыва вновь начинают поднимать голову люди, не собирающиеся «срубить по-лёгкому» политического капитала за счёт трескучей популистической риторики. Есть надежда, что и сама подобная риторика надолго выходит из моды. И это самое большое, что может дать республике наступивший год.