Как и принято в порядочных сообществах, в начале нового года подбиваются итоги ушедшего, победы поверяются неудачами, плюсы соотносятся с минусами и уже по соотношению этих показателей год объявляется успешным или наоборот. Не отошла от традиций и Литва. И главным аналитиком, судьёй, прокурором и адвокатом здесь выступает … ну конечно же, её президент, обладательница чёрного пояса по восточным единоборствам Даля Грибаускайте. На всех информационных площадках — как в собственной стране, так и за рубежом — слышен её уверенный голос с ясными металлическими нотками: минувший отчётный период стал ещё одним триумфом балтийской страны, её мудрого руководства, у которого могли бы поучиться даже Голландия и Бельгия, не говоря уж о таких париях, как Греция и Португалия.
А вот по поводу доказательной базы, аргументов успеха явный просчёт, ну разве можно считать анализом рассказ о том, как блестяще руководимая кормчим янтарной республики: успешно справилась с кризисными явлениями, экономика на подъёме (поистине трагические факты, свидетельствующие, что совокупный национальный продукт даже не достиг предкризисного уровня, что народ потерял за эти годы четверть своих доходов, что отток (злые языки называют это эвакуацией) населения за рубеж продолжается – за год, по прогнозам специалистов, жителей стало меньше ещё на тридцать тысяч, — остаются, как правило за кадром)…
Но настоящим триумфом мудрости руководителей балтийской страны, по оценке госпожи президента, стало председательство в Совете Евросоюза. На саммите лидеров государств объединенной Европы, состоявшемся в Вильнюсе, первый шаг по европейскому ( по оценке многих аналитиков, довольно скользкому ) пути сделали Молдавия и Грузия, несмотря на жесткий прессинг со стороны авторитарной России.
Что тут сказать? Искренне жаль ту страну, которую возглавляет человек, готовый едва ли не по любому поводу блефовать по-чёрному. Справедливо задаться вопросом: где её этому научили? Уж не в московской ли Академии общественных наук, где выпускница Ленинградского университета успешно защитила кандидатскую диссертацию, восхваляя победивший в хуторском крае колхозный строй и проклиная акул капитализма? Держу пари с кем угодно и на что угодно — Её Превосходительство никогда и никому этого не расскажет, имя её учителей по конструированию большой лжи так и останется вековой тайной. Впрочем, аллах с ними, с её наставниками, гораздо итереснее то, что пожелала «впарить» доцент высшей партийной школы своему народу и веропейской общественности.
Итак, триумф на вильнюсском саммите, совмещённом, как помним, с подведением первого этапа амбициозной программы «Восточного партнёрства», с помощью которой шесть пребывающих в варварстве постсоветских стран должны были припасть к неиссякаемому источнику европейской демократии, толерантности и правопорядка. На лакировку картинки, а по большому счёту — охмурение — этих бедных родственников были брошены сотни миллионов долларов. Конечно, подписание Грузией и Молдавией намерений ассоциироваться с Евросоюзом — успех, но настолько мизерный, что он просто не просматривается за гигантским фиаско с Украиной и однозначно выбравшей Таможенный союз Арменией.
Разумеется, не ради раздираемых противоречиями малых стран затевалась эта исключительно великая игра, сулящая гигантские барыши: главным призом здесь являлась 45-миллионная славянская держава с её огромными возможностями и ёмким рынком (уже после саммита литовские экономисты опубликовали расчёты, согласно которым из-за того, что Украина сорвалась с крючка, только отечественные производители упустили порядка двухсот миллионов литов (около ста миллионов долларов) ежегодной прибыли – нетрудно подсчитать, на какие миллиарды рассчитывали ведущие компании Германии, Франции и «прочих Швеций»). Вот, к примеру, мнение Петера Шпигеля, видного сотрудника английской газеты «Financial Times», безусловного авторитета в деловом мире: «В связи с чем будут вспоминать это председательство (Литвы в Евросоюзе)? Конечно, это встреча глав в Вильнюсе и, будем честными, она оказалась неудачей. Жаль, но вся отличная работа здесь, в Брюсселе, исторически может быть перечёркнута одной этой неудачей».
Неправда ли, мнение ведущего обозревателя возмутительно точно совпадает с мнением российских политологов, впрочем, о явном провале этого по сути предательства славянского союза говорили и власти соседней Эстонии, других стран, а ведь их трудно заподозрить не только в сговоре, но даже в симпатиях воссоздающей империю России. Неужели кандидат наук Грибаускайте не понимает этого, продолжая настаивать на безусловном успехе? Или делать счастливую мину при скверной игре — единственное, что остаётся неудачнику в этом случае?
Естественно, вина за этот геополитический облом формально лежит на государстве-председателе, но разве рядовой Йонас имеет отношение к высокой политике, разве он может повлиять на выбор собственной власти, в том числе и на решение Грибаускайте? Да ни в коей мере, и в этом убеждает референдум по атомной электростанции, когда две трети участников сказали твёрдое «Нет!» разорительному проекту, а президент признала мнение «окормляемого» ею народа ничтожным.
Вот и в нашем случае председательство Литвы в Совете Евросоюза сильно смахивало на бенефис одного лица, которое легче можно было найти в приёмных залах Брюсселя, Вашингтона и Лондона, чем у себя дома, и это лицо не упускало возможности погладить себя по головке: ах какая умница! Самопиар, детально продуманный светлыми головами советников и специалистов из Европы и Америки, довёл до того, что о госпоже Дале стали поговаривать как о лучшем кандидате в руководители Евросоюза. Следуя логике, и неудачу, геополитический провал с «Восточным партнёрством» она должна взять на себя.
И хотя она далеко не расположена персонифицировать вину, многие дома и в Европе уже записали её в неудачники, как следствие, дифирамбы в её адрес прекратились – как обрезало, вот её уже не оказалось в числе участников открывавшегося сегодня, 22 января, форума в Давосе, собирающего деловой и политический бомонд со всего мира (раньше Литва, заметим, была представлена достойно).
Вызывают беспокойство дела дома, хотя президент и признана человеком года, но рейтинг плавно, но неуклонно снижается, поскольку тот самый обыватель Йонас тоже не дурак, хотя и не разбирается в тонкостях политического закулисья, но отлично улавливает главное — что и почему.
Остриё «Восточного партнёрства» направлено в конечном счёте против России и заключается в стремлении не допустить единения постсоветских стран с её естественным союзником. Думается, в том числе и этим (может – прежде всего?) объясняется та яростная антироссийская риторика, временами переходящая в незнающую границ истерию, модератором которой и являлась чаще всего президент, это она вешала на великую восточную соседку и её руководителя всех собак. Подводя итоги года, она ещё раз пригвоздила её к позорному столбу, обвинив главного торгового партнёра в грязных закулисных интригах, развязывании торговых войн и блокадах.
Да для того, чтобы вылить на Россию очередной ушат грязи, большого повода и не требуется, доказательством чему служить история с песней Олега Газманова «Я рождён в СССР!» Она началась ещё до приезда коллектива в Литву с новогодними гастролями, и поводом послужила вышеназванная композиция, точнее, слова «Прибалтика – это моя страна!» В программе вильнюсского концерта этой песни не было, но по настоятельному требованию многотысячного зала исполнитель вынужден был её спеть. Всё – преступник! Министерство иностранных дел выпустило официальное заявление, в котором осудило неуважение к принимающей гостя стране, обвинило в разжигании межнациональной вражды (доводы смехотворны). Кстати, даже значительная часть экспертного сообщества отрицательно восприняли такую реакцию официальных властей на старую песню, Марюс Микутавичюс, известный тележурналист и исполнитель, назвал кампанию против Газманова «глупой и никому не нужной истерией».
Литва приступает к своим обязанностям непостоянного члена Совета Безопасности ООН (она избрана в порядке ротации, но тем не менее властями подаётся как ещё одна победа), и это, без всякого сомнения, значит, что ещё одним яростным противником России в этом важнейшем международном органе стало больше и убеждён, что педалирующая свою европейскую толерантность балтийская сестра не станет долго ждать, чтобы заявить свою «принципиальную» позицию.
Откуда столько ненависти к стране, с которой связано так много? Как-то журналисты спросили госпожу Далю, почему она не вступает ни в одну партию, хотя бы в ту же консервативную, ведь они поддержали её на прошлых выборах и обещают это же на грядущих в мае. Грибаускайте этак грустно обмолвилась: мол, я уже вступала один раз и больше не хочу. Махровый антикоммунизм, плавно перешедший в русофобию — плата за прежние «убеждения», извинение за отрицание оккупации и победу колхозного строя? И ещё: нарастание антироссийской риторики после вильнюсского фиаско — месть главному виновнику поражения?
Вряд ли стоит доказывать, что то и другое недостойно серьёзного политика, государственного деятеля, претендующего на место у рулевого колеса объединённой Европы.