Вероника Крашенинникова: «Россия не должна быть настолько отсутствующей на Украине!»

Глава Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова в интервью «NewsBalt» высказалась о ситуации на Украине.

Минувшая ночь в Киеве прошла в массовых беспорядках. «Евроинтеграторы» сожгли милицейские автобусы, избив нескольких спецназовцев. В ответ стражи порядка применили слезоточивый газ, резиновые пули и светошумовые гранаты. Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты России Вероника Крашенинникова в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» высказала своё мнение о развитии ситуации на Украине.

— Вероника Юрьевна, общаясь накануне с блогерами дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост», вы заявили, что «отсутствие внятной российской политики на Украине приводит к тому, что мы сегодня видим». Поясните, в чём невнятность?

— По моему мнению, Россия слишком поздно предложила Украине дружбу. Экономическое сотрудничество нужно было развивать давно. Возможно, это было трудно во времена президента Ющенко. Но кто мешал это делать, когда пришёл к власти Янукович, с 2010 года. Хорошо, Россия сегодня спасла Украину, когда она стояла буквально на краю пропасти. Но ведь внешняя политика как раз и состоит в том, чтобы не доводить до предела. Я считаю сегодняшнюю ситуацию на Украине следствием ошибки внешнеполитической деятельности России. Это стоит в один ряд с решением российского руководство (во времена президентства Медведева.«NewsBalt») не налагать вето на резолюцию ООН по Ливии, что привело к военной атаке на это государство.

В этой связи приведу пример в США. При всём своём могуществе там также совершаются ошибки. Да, американский госаппарат умный, но много строится на человеческом факторе. Но США могут себе позволить ошибаться. Например, война в Ираке усилила шиитов в Иране. Но США компенсировали это усилением санкций на Иран. Мы же – Россия – не имея на сегодня подобного военного, экономического и политического веса, не имеем права на ошибки. Каждая ошибка нам стоит очень дорого.

— Вы считаете, что Евросоюз не станет заботиться о благосостоянии украинского народа?

— О чём вы говорите! Это сказки. Мы сегодня, будучи в Калининграде, разговаривали о латвийском городе Лиепае, где население сократилось процентом на сорок. Люди просто уехали на заработки в Евросоюз. Но ведь предполагалось, что у них будет хорошая жизнь у себя в стране? Посмотрите фильм Аркадия Мамонтова «Болгарский перчик», что стало с Болгарией после вступления в ЕС. Очень наглядно показано.

Повторюсь, только российско-украинское экономическое взаимодействие – ключ ко всем другим аспектам развития Украины. Людей элементарно нужно кормить. Во время предвыборной кампании Янукович сделал много обещаний, но очень мало из них выполнил. Прежде всего, это как раз заявления повысить уровень благосостояния народа. 

Я была на Украине не так давно. Сложилось впечатление, что мы находимся в оккупированной стране. Люди боялись говорить. Мы приезжали делать презентацию книги «Убийство демократии. Операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период», и я знаю, что некоторые люди боялись просто прийти и быть увиденными рядом с этой книгой. Я сделала вывод, что то государство, которое мы сегодня видим на Украине – независимой страной уже не назовёшь. А тот документ с ЕС, который собирался подписать Янукович, практически окончательно лишил бы Украину суверенитета. 

— По вашему мнению, наряду с экономическим сотрудничество должна ли Россия проводить свою культурную и образовательную политику?

— Безусловно, и это второй аспект российской политики, которая должна быть на Украине. Поскольку сегодня на Украине мы наблюдаем рост фашизма. Вообще, рост фашизма – это один из трендов сегодняшней Европы, и я не могу не провести параллели с довоенной Германией, когда ультраправые настроения росли в контексте экономического кризиса. Как тогда Германия потеряла свою идентичность, проиграв в Первой мировой войне, и после этого получила вакуум, который заполнили нацисты, так и сейчас постсоветские страны с распадом Союза потеряли идентичность и этот вакуум, по-прежнему, существует. И на примере Украины мы видим, что он заполняется фашистами. И эти люди стремятся в Европу, которая вообще-то на других ценностях построена.

— Должна ли Москва участвовать в предстоящей кампании по выборам президента Украины?

— Знаете, в прошлом году собрались на майдане представители Госдепа США, сеймов Польши и Литвы, представители Германии и других европейских стран и предъявили России претензии по вмешательству в украинские дела. Вот только российских-то деятелей на Украине заметно не было. И даже посол России в Киеве за всё это время не проронил ни слова. Так быть не должно. Россия не должна быть настолько отсутствующей! 

— Может быть, Россия всё-таки вмешивается, но тайно?

— Я не знаю как, но результатов видно мало.