Гешефт и спецслужбы Белоруссии замкнуты на Британию и Германию

Политолог Николай Малишевский проанализировал для читателей «NewsBalt» внешние центры влияния в Белоруссии.

Накануне министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей провёл встречу с послом Китая в Белоруссии Цуй Цимином. Официальный Минск подчеркнул, что считает КНР своим стратегическим партнёром и рассчитывает на более активное участие Пекина в модернизации белорусской экономики. В свою очередь белорусский политолог Николай Малишевский проанализировал для читателей «NewsBalt» внешние центры влияния в бывшей советской республике, разделив их на восточный (ближневосточный и китайский) и западный (англо-саксонский и германо-европейский) вектора.

Восточные в силу специфики, являются прерогативой власти и её официальных представителей. Ближневосточный вектор – это преимущественно союзники США в регионе, вроде Катара и Израиля, имеющие интересы в Белоруссии (калий, газотранзит, водные ресурсы, приватизация земли, недвижимость, трансплантация органов, игорно-развлекательная сфера и т.п.). Китайский вектор завязан на экономические интересы (около ста двусторонних проектов, включая своп-соглашение об обмене национальными валютами (2009), которого у Минска с «союзной» Россией нет до сих пор, связанные кредиты), один из лоббистов — представитель криптозападнического крыла белорусской номенклатуры вице-премьер Анатолий Тозик, экс-посол РБ в КНР. 

Помимо прочего, на данном направлении ведётся работа дипструктур Пекина по России, сбор информации, включая профессиональное изучение менталитета и этноособенностей русских (источник – советник по политическим вопросам посольства КНР в РБ Ван Сяньцзюй, 2010). Согласно заявлениям белорусских официальных лиц,  «основным приоритетом внешней политики Беларуси» являются отношения именно с Китаем, а не с Россией» (заявление председателя Совета Республики парламента РБ Леонида Крупец, 2011).

Западные представлены США и ЕС. В трактовке белорусских западников Европа (шире – Запад) — это, с одной стороны, географическое и историческое понятие, которое включает Белоруссия. При этом всегда подчёркивается готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Существенное отличие от обычного географического понимания Европы заключается в том, что она ощущается как реальное политическое сообщество (фактор реальной политики), находящееся в противостоянии к существующему белорусскому устройству. Если и формируется негативное отношение к Европе (Западу), то оно связано не столько с идеологическими и пропагандистскими конструкциями (или «незнанием Европы»), сколько с ограниченностью полноценных контактов на государственном уровне и, соответственно, уменьшением практического интереса к европейской проблематике.

Западный вектор включает: мировоззренческую, экономическую и силовую компоненты.

Мировоззренческий замкнут через поляков на Ватикан, плюс поддержка посольства Мальтийского ордена в РБ. Опекает значительную часть представителей структур, включая государственные, формирующих культурно-смысловой ландшафт республики, кроме того, ряд общественников, чиновников и силовиков имеют католических духовников-поляков. В начале 2000-х Варшавой приняты законопроекты о репатриации поляков этнической диаспоры в Казахстане (рассчитаны на 5 лет, с бюджетными ассигнованиями свыше 12 млн. долларов). Для Белоруссии (и Украины) подобные законопроекты были заморожены. Вместо них с начала 2000-х разрабатываются меры стимуляции проникновения этнических поляков в руководящие органы (для элиты), в конце 2000-х принята карта поляка (для масс).

Экономический (и интеллектуальный) замкнут через Польшу, Латвию, Литву и Грузию на Великобританию. На протяжении ряда лет была представлена нефтяным белорусско-европейским оффшором, уводившим на Запад миллиарды долларов за российское сырьё, минуя бюджет России. Включая операции с «растворителями и разбавителями», которые в Латвии, Литве и Польше снова превращались в бензин и дизельное топливо. 

Ключевая страна Латвия: с латышской стороны президент-миллионер Андрис Берзиньш (предприниматель, экс-глава Торгово-промышленной палаты Латвии), с белорусской – олигарх Юрий Чиж («Неонафтан», латвийская фирма «Мамos D», Даугавпилский завод по производству биодизельного топлива («Latgalеs alus D»).

Лондон в этом гешефте представляли: оффшоры (остров Мэн, Виргинские острова), банковская сфера (Royal Bank of Scotland) и британская группа «Ротшильд», официально назначенная консультантом по приватизации правительства Белоруссии в феврале 2010 года (управляющий директор Ариэль де Ротшильд). Посредничество — структуры Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили, связанные с нефтепереработкой (мозырским НПЗ, гродненским «Азот» и т.д.), грузинские «авторитеты», представленные в том числе в банковской сфере РБ (например, контролируемый ими «Белорусский народный банк» появился через две недели после конфликта в Южной Осетии в августе 2008 и т.п.). С белорусской стороны – Белорусская нефтяная компания (BNK (UK) Ltd), представительства белорусского МИД в ЕС (Владимир Герасимович) и т.д.

В системной белорусской оппозиции с 1990-х Консервативной партией Великобритании опекается Объединённая гражданская партия (ОГП). С 2008 года оказывается поддержка по линии подготовки оппозиции (куратор Гиви Таргамадзе), с 2012 года в Лондоне создано белорусское «правительство в изгнании» (Андрей Санников), все они замкнуты на «группу лондонских невозвращенцев» в Англии и спонсоров «белоленточной» оппозиции в России. Счета оппозиционеров и белорусских фирм, перепродающих российские нефтепродукты, обслуживаются зачастую в одних и тех же банках.

Силовой замкнут на Германию через Прибалтику. Силовые ведомства ФРГ оказывают помощь в подготовке, поддержке и обеспечении белорусских спецслужб с 2008 года. По информации немецкой прессы, «ответственные представители федеральной полиции и федерального ведомства по уголовным делам подтвердили, что обучение белорусских силовиков было санкционировано правительством канцлера Ангелы Меркель».

До этого, на рубеже 1990-2000-х, в Литве обозначили присутствие экспертная группа (Вильнюс, около 250 человек, поддержка президента Валдаса Адамкуса) и «размытая» структура (Каунас, Паланга, Клайпеда, около 70 человек, поддержка председателя сейма и правительства Витаутаса Ландсбергиса), ориентированные на работу по сбору информации и активные мероприятия (в данном аспекте в основном против России), организованные по методологии германских спецслужб и технически оснащённые с немецкой педантичностью. 

Накануне президентских выборов в Белоруссии (2010) президент Литвы Даля Грибаускайте выразила на встрече с послами стран ЕС в Вильнюсе поддержку Лукашенко и надежду на его победу, заявив: «Александр Лукашенко — гарант экономической и политической стабильности и независимости Белоруссии. Мы не хотим, чтобы наша соседка стала второй Россией».

Помимо вышесказанного западными структурами в Белоруссии патронируются:

В структурах системной оппозиции: политизированные организации – германскими социал-демократами через «Центр поддержки белорусской демократии (с 1998 года) — «созвучные» по названию партии и организации (Белорусская социал-демократическая партия, «Молодёжный христианско-социальный союз – Молодая Беларусь», «Белорусские христианские демократы» и т.д., наиболее раскрученная фигура – считающийся политзаключенным Николай Статкевич), «Говори правду!» (Владимир Некляев) — через поддерживающий чеченских террористов и кавказских сепаратистов «Финросфорум» (Хельсинки), а также структуры, ориентированные на работу с силовиками, вышедшие из недр «Белорусского объединения военных» (Николай Статкевич, Александр Ивановский), включая бывших офицеров КГБ и ГРУ (Ануфрий Романович, Валерий Костко, Владимир Бородач) вошедших в т.н. Оргкомитет по созданию Теневого кабинета национального возрождения Республики Беларусь, дислоцирующийся в Польше и Германии.

В номенклатурной среде: чиновники белорусского МИД, работающие по линии ЕС. Например, в июле 2009 года белорусскими властями был не до конца замят скандал, во время которого выяснилось, что в офисе главы ОБСЕ в Минске Ганса-Йохана Шмидта получали деньги первый секретарь отдела ОБСЕ и СЕ управления общеевропейского сотрудничества МИД РБ Антон Шмыгов и начальник отдела организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы управления общеевропейского сотрудничества главного управления Европы МИД РБ Денис Сидоренко.