Происходящее на Украине ставит огромное количество вопросов. Как получилось, что в братской единокровной стране свершился переворот, движущей силой которого стали отвязанные русофобы-бандеровцы? Почему огромная часть киевской интеллигенции слилась с ними в антироссийском угаре? К сожалению, дело здесь не только в активной работе Запада, но и в просчётах самой России. К счастью, просчётах не фатальных, но положение необходимо исправлять. И чем быстрее – тем лучше.
Системная работа Запада
С Западом всё ясно. Ещё «железный канцлер» Германии Отто фон Бисмарк говорил, что для ослабления России нужно вбить клин между великороссами и малороссами. В том же направлении работали и власти Австро-Венгрии, когда во второй половине XIX века превращали галицких русинов в украинцев, противопоставляющих себя России и русским. Тем же позднее занимались Польша, Третий рейх, США, Великобритания, НАТО, Евросоюз…
В течение 22 лет независимости на Украине открылись сотни западных общественных организаций, фондов. Их офисы занимали помещения на киевском Крещатике. Их отделения появились во всех областных центрах. В Национальной библиотеке Киева можно увидеть, что тот или иной компьютер подарил ЕС, стеллаж с книгами – Германия. Каждая такая надпись заставляет посетителя раскланиваться перед благодетелями.
Запад занимался выращиванием как минимум прозападной, а как максимум – махрово русофобской элиты. На «прикорме» оказались политики, журналисты, политологи, историки. Они печатали учебники, переписывали историю, объясняя, что «рай земной» наступит только в том случае, если Украина уйдёт на Запад и порвёт с Россией. Бандеровщина плоха? Плоха, но и она для вытравливания российского влияния сойдёт. Пропаганда работает, а народ ей верит.
Стоит ли удивляться, что в 2004 году свершилась «оранжевая» революция, и к власти пришёл Виктор Ющенко? Стоит ли удивляться, что часть выросшей в постсоветские времена молодёжи вышла на Майдан, стремясь свергнуть Виктора Януковича и проклиная Россию? Всё это – результат планомерной многолетней работы Запада, нацеленной на ясный итог – окончательный отрыв Украины от России.
Пассивность российской дипломатии
А теперь посмотрим, как вела себя официальная Россия за последние 20 лет. О какой-то целенаправленной политике на украинском направлении не приходится говорить вплоть до 2004 года, когда на горизонте уже маячил призрак «оранжевой» революции. Был в Крыму пророссийский президент Юрий Мешков – позволили властям в Киеве его раздавить, а автономию полуострова резко урезать. Обращались к России в надежде остановить ползучую украинизацию – ноль внимания.
Приход к власти Ющенко со всеми его русофобскими выкрутасами заставил Россию зашевелиться. Появились и антибандеровские передачи, и внимание к русскому языку, и разговоры о последствиях экономического разрыва. Повезло ещё, что Ющенко постоянно грызся с Юлией Тимошенко, а его русофобия оказалась неуёмной. Всё это украинцам надоело, и к власти в 2010 году пришёл Янукович. Россия успокоилась, выдохнула – и ослабила хватку. А Запад не дремал, и необандеровцы никуда не делись…
У России нет консульств в таких городах-миллионниках, как Днепропетровск и Донецк. Смешно звучит: Литва имеет консульство в Днепропетровске, а Россия – нет. Где консульство в Ужгороде, на самом западе Украины, где многие считают себя не украинцами, а русинами? Где оно в 800-тысячном Запорожье, пограничном с Россией Луганске? Где оно на родине Николая Васильевича Гоголя – в Полтаве? Есть консульства только в Харькове, Симферополе, Одессе, Чернигове и Львове. И ещё посольство в Киеве. Этого явно мало.
Часто ли отечественные политики встречались с теми же студентами в Киеве или Харькове, в Одессе? Послы США и Германии постоянно входили в десятку самых влиятельных политиков Украины – а Виктор Черномырдин с Михаилом Зурабовым? Не входили. Часто ли Зурабов появлялся на украинском ТВ или радио, отвечая на действия представителей других держав? Не шибко.
Российское государство вело себя пассивно, фактически «глотая» те помои, которые на него годами лились. И случился Майдан…
Басков и Киркоров делу не помогут
Недостатки в деятельности дипломатов могут восполнить другие вещи. Между русскими и украинцами нет языкового барьера, но как Россия использовала данный фактор? Многие украинские выпускники поехали бы учиться в российские вузы, но разве им выделили целевые места? Есть филиал МГУ в Севастополе, но разве он вместит всех? Где были гранты для украинских студентов, аспирантов и состоявшихся учёных, чтобы они работали в России и в итоге могли «забить» бандеровскую ложь и прозападную развесистую клюкву? А нигде!
А сколько общественных организаций со штаб-квартирой в России работает на Украине? Пальцев рук вполне хватит, чтобы их пересчитать. Мы не увидим подаренные Россией компьютеры. Мы не увидим на Украине никаких тонких брошюрок, где бы рассказывалось о недостатках евроинтеграции. Филипп Киркоров, Николай Басков или Стас Михайлов не заменят действия на политическом и историческом поприще. Одних заклинаний о родстве мало. Это и внутри семьи не всегда работает – а тут речь о целом государстве!
А где представительства российских политических партий и общественных организаций? Где целенаправленное финансирование СМИ и школ? Даже куда более слабые Румыния и Венгрия этим занимаются. Все ведущие венгерские партии имеют в Закарпатье свои представительства. Как итог – жители Закарпатья и Буковины смотрят в сторону Венгрии и Румынии соответственно, рост сепаратизма там очевиден. И Турция работает с крымскими татарами. И Польша раздаёт в Галиции и на Волыни «карту поляка».
Возьмём Германию, работающую через связанные с немецкими партиями фонды. Фонд Аденауэра связан с ХДС, Зайделя – с баварским ХСС, Науманна – со свободными демократами, Эберта – с социал-демократами. На выходе же выигрывает Германия, ибо она притягивает к себе и право-, и левоориентированную публику.
Тем же занимаются и США, у которых есть организации, связанные и с республиканцами, и с демократами. И Франция так работает. И ещё много кто. А Россия откровенно проигрывает.
Страны поменьше (например, Чехия) работают через единый культурный (но на практике – не только культурный) центр. Там и туристов завлекают, и встречи с заезжими политиками проводятся. А что Россия? Неужели православные украинцы не съездили бы в паломническую поездку по золотому кольцу, или на Байкал? Но нет же. В Прагу украинцы едут и на заработки, и достопримечательности посмотреть. Чешская столица прекрасна, спору нет. Но разве России нечего показать? А мы всё про газ… Даже чехи выигрывают у нас, что уж говорить о Германии.
Партийный фронт
А где на Украине представительства «Единой России», КПРФ, связанные с ними фонды? Тут бы сгодились и державно-патриотическая партия вроде «Родины». И ЛДПР со «Справедливой Россией» не затерялись бы. Потенциально пророссийский электорат тоже бывает разным. Есть умеренно-консервативный, ближе к «ЕдРу». Есть ярко выраженный левый, коммунистический. Есть православно-державный, есть и русский националистический. Со всеми его палитрами можно бы поработать…
Русские националисты составили бы альтернативу бандеровцам при работе с футбольными фанатами. Эта публика известна ультраправыми взглядами, и при наличии выбора на данном поле они могли бы качнуться в другую, нерусофобскую сторону. Но умеренно-националистические силы в России регистрируют неохотно, вести деятельность им сложно. В итоге русскоязычные фанаты киевского «Динамо», харьковского «Металлиста», одесского «Черноморца» и днепропетровского «Днепра» идут к Олегу Тягнибоку в «Свободу» и Дмитрию Ярошу в «Правый сектор».
Даже умеренных демократов и либералов можно было использовать на пользу России. Смотрите, братья и сёстры на Украине, у нас тоже есть люди с воззрениями, похожими на киевскую интеллигенцию! У нас есть «Гражданская платформа», «Яблоко»… Даже часть прозападного и «антиимперского» киевского электората можно было бы при желании «воспитать» не в антироссийском духе.
А поработать над созданием партий? Чем заменить трещащую по швам Партию регионов (которая к тому же и не является такой уж пророссийской) и вялую Компартию Петра Симоненко? Европейцы и американцы участвуют в переформатировании национально-демократического поля — УДАР возник, «Свобода» выросла. А раньше были мегаблоки имени Тимошенко и Ющенко. Виталия Кличко называют ставленником Германии, Арсения Яценюка – США. А кто «человек России»? Никто.
Вот где бы пригодились организации, близкие по программе и к православно-державным имперцам, и к русским националистам. Они бы просто притянули к себе электорат, разочаровавшийся в Партии регионов и КПУ. Пророссийского электората на Украине – примерно 40%, и место для двух-трёх партий на нём хватит. Есть же на «оранжевом» поле откровенно националистическая «Свобода», национал-демократы из «Батькивщины» и либералы из УДАРа! (Разделение между двумя последними партиями, правда, во многом условно).
Электораты Тягнибока и Кличко – разные, и с каждым из них пересекаются электораты Юлии Тимошенко и Арсения Яценюка. В общем, во многом благодаря стараниям западных посольств и западных организаций на прозападном и антироссийском поле есть выбор. А на пророссийском выбора нет. В итоге жители Востока и Юга в день выборов в Верховную Раду сидят дома – голосовать не за кого. А галичане идут на участки, и голосуют. А потом ещё и на Майдан выходят.
Противостоять натиску Галиции
Возникает впечатление, что Россия годами недооценивала силу галичан. Но жители Львова или Тернополя куда больше привыкли к организации снизу. Они более сплочённые, они чётко понимают, что хотят. А противостоят им порой откровенные русскоязычные или просто негалицкие «тюфяки», привыкшие надеяться на государство, и к самоорганизации не привыкшие и не очень понимающие, чего они хотят.
Но государства, защищающего их, нет. В итоге получается, что «хвост виляет собакой». Относительно маленькая Галиция навязывает свою волю остальной Украине, и если надо – навязывает силой! Она уже фактически подмяла под себя Киев и центральные области, её бойцы стали силой в Харькове и Одессе, они уже примериваются к Крыму и Донбассу. Где работа по самоорганизации русскоязычного населения? Вот где пригодились бы новые пророссийские партии и российские фонды. Заняли бы пару месяцев назад пророссийские демонстранты самую большую в Европе площадь Свободы в Харькове – глядишь, и Майдан бы так не разошёлся.
С татарами в Крыму мог бы активнее поработать их единоверец Рамзан Кадыров, представители родственного им Татарстана. Кстати, а благожелательно настроенных к ней русин в Закарпатье Россия заметила? Лидера Сойма подкарпатских русин отца Димитрия Сидора посадили при Януковиче (!), а Россия промолчала. Закрыли в СИЗО и депутата Рады одессита Игоря Маркова, единственного осмелившегося проголосовать против ассоциации с ЕС. Защитила его Россия? Хорошо, что по головотяпству новых «хозяев» Киева Марков вышел на свободу.
К тому, что нынешний Майдан достиг успеха (по крайней мере, временного), привели не только подстрекательские действия Запада и пассионарность галичан, но и просчёты России. К счастью, ошибки делают и противостоящие нашей стране силы. Достаточно призывов Тягнибока о запрете русского языка и перевода его носителей в статус «неграждан» — как в Латвии и Эстонии. Или бреда про то, что украинцы – славяне и выходцы из Атлантиды, а русские – неотёсанная помесь тюрок с финнами. Подобный бред сам льёт воду на мельницу России.
За 22 с лишним года независимости на Украине очень многие привыкли жить вне России, без России, а зачастую – против России. Однако Украина полностью не потеряна, и даже Киев при условии планомерной многолетней работы можно «раззомбировать». Но надо действовать, используя все те же рычаги, что и Запад, и добавлять к ним объективные преимущества вроде отсутствия языкового барьера, исторического единства. Да и кровного родства между миллионами жителей двух стран и двух народов.
Киевский «Парад зомби», прошедший два года назад, смотрится чудовищной акцией…
…