Славный палач младенцев

Публицист Владимир Веретенников рассказал читателям «NewsBalt», в чью честь ставят в Латвии романтический мюзикл.

Осенью этого года в крупнейших городах Латвии пройдёт премьера мюзикла, посвящённого Герберту Цукурсу. Кто этот человек, чем он удостоился громкой посмертной славы, в материале латвийского публициста Владимира Веретенникова.

Пилот, франт и дамский угодник

Сначала перевод статьи из газеты «Latvijas Avīze»: «Этой осенью вниманию латвийской публики окажется предложен новый мюзикл «Цукурс. Герберт Цукурс» («джеймсбондовские» нотки в названии неслучайны. «NewsBalt»). В аннотации постановки сказано: «История легендарного полёта, приключения и трагическая судьба родившегося в Лиепае авиатора». В качестве автора диалогов и продюсера мюзикла выступает Юрис Миллерс, в качестве автора текстов песен и либретто – Андра Манфелде.

«Основной линией станут трагические события латвийской истории, показанные сквозь призму жизни одного патриота Латвии. Причина, по которой мы обратились к этой теме, заключается в том, что Герберт Цукурс является одной из наиболее интересных, хотя и неоднозначно оцениваемых личностей в нашей истории, можно сказать, он столь же многогранен, как и разбойник Каупенс», — подчёркивает автор идеи Миллерс. 

Он напоминает, что если Ансис Каупенс (легендарный грабитель, пользовавшийся славой местного «Робин Гуда», в 1927 году был схвачен и повешен.«NewsBalt») оказался осужден, то по делу Герберта Цукурса никакого судебного процесса или приговора не было. В качестве дополнительного стимула послужило обстоятельство, что именно в этом году исполняется 80 лет с момента триумфального возвращения Цукурса после полёта в Гамбию. В то время Цукурс стал самым известным в мире гражданином Латвии, продемонстрировавшим, на чём способно маленькое государство. 

В свою очередь, автор сюжета популярного мюзикла «Игла» Манфелде рассказывает, что до того, как приступить к созданию сюжета о Цукурсе, она ознакомилась со всей доступной литературой о нём — например, с вышедшей в 2011 году книгой журналистки Байбы Шаберте «Герберт Цукурс. Дайте мне слово».

«Я склонна верить тому, что прочитала – к тому же, не слышала каких-то доказательств, свидетельствующих, что он непосредственно стрелял в «жидов», — говорит Манфелде.

Впрочем, её больше всего вдохновили путевые заметки Цукурса, написанные в лёгкой и восторженной манере — невзирая на трудности, которые лётчику пришлось преодолеть в своём ненадёжном самолётике на пути в Гамбию. В описании путешествия привлекают оптимистические тона – поскольку латыши, в целом, куда более «угрюмы». «Он просто покорил меня своим языком – а ещё мне по-человечески импонирует то, что он, обыкновенный мальчик, сумел построить в каком-то сарае свой самолёт. Он проделал большую работу, и мне это симпатично», — утверждает автор либретто. 

Legenda-12.jpg

Такими романтическими снимками Цукурса завален латышский сегмент интернета. Например, это фото сохранено под именем «Legenda».

Основными связующими звеньями сюжета станет путешествие в Гамбию, начало советской оккупации, участие в команде Арайса – а закончится история отбытием Цукурса в эмиграцию. Конечно, не обойдётся без любовной линии и эмоциональных фактов. Юрис Миллерс рассказывает, что, судя по воспоминаниям и публикациям того времени, Герберт Цукурс был очень популярен в женской среде: «Он являлся денди своего времени. Но нельзя игнорировать, что у него были два брака, а также сын от первого брака». Продюсер пока не называет имени автора музыки для постановки. Но его озвучат в ближайшие недели: «Я уже отслушал часть музыкального материала – она вышла очень сильной». 

Доступная в интернете информация свидетельствует о том, что в октябре «Цукурс. Герберт Цукурс» объедет Лиепаю, Вентспилс, Ригу, Валмиеру, Резекне, Елгаву. На вопрос о том, не боится ли он возможной негативной реакции на представленный им образ Цукурса, продюсер отвечает: «Задача искусства — провоцировать и заставлять думать, мыслить. Это окажется один из тех случаев, когда при помощи более понятной широкой общественности формы – мюзикла – мы попробуем побудить людей задуматься над трагедией Латвии и и о том, как мы сами относимся к важным историческим моментам».

В свою очередь, историк Каспар Зеллис заявил: «Постановка окажется полезной и побудит к дискуссии – особенно, если на примере одного человека покажут, что тоталитарный режим делает с личностью, и какова ответственность самого человека. Но в том случае, если это будет попытка только реабилитировать Цукурса, то она принесёт больше вреда, чем пользы». 

Разрывал младенцев руками

Теперь информация о том, кто был такой и чем прославился Герберт Цукурс. В целях максимальной беспристрастности воспользуемся данными, которые предлагает об этом деятеле «Википедия». Итак, Цукурс родился в Либаве (ныне Лиепая) 4 (17) мая 1900 года в семье слесаря. В 1919 году Герберт начал службу в латвийской авиации – однако, пятью годами позже, пребывая уже в чине старшего лейтенанта, оказался уволен из армии за «принадлежность к террористической деятельности». Устроился водителем.

В 1926 году Цукурс увлекся конструированием летательных аппаратов и за последующие восемь лет самостоятельно построил планёр и три самолёта. Одним из них оказался весьма удачный C-3 с 80-сильным мотором, собранным из двух двигателей «Рено». В 1933 году Цукурс совершил рекордный по тем временам полёт в Гамбию. Он покинул Латвию 28 августа 1933 года и после долгого перелёта над Африкой достиг цели. Пилот вернулся на родину, где сразу же стал героем, 25 мая 1934 года — через десять дней после устроенного Карлисом Ульманисом переворота. Летчика восстановили в вооружённых силах в чине капитана. Его славе поспособствовали писательские способности — по возвращении Цукурс опубликовал книгу «Мой полёт в Гамбию», а в 1937 году написал роман «Между землёй и солнцем». В 1936 Цукурс совершил полёт в Токио, позже летал и в Палестину. 

В 1941 году прославленный пилот встал на сторону нацистов. Сразу после захвата Риги немцами, Цукурс вступил добровольцем сначала во вспомогательную полицию, а потом в печально знаменитую карательную команду Виктора Арайса. В дальнейшем Цукурс принимал непосредственное участие в массовых убийствах латвийских евреев в рижском гетто и в Румбульском лесу близ Риги.

Лётчик считается соучастником убийства 25 тысяч человек. Некоторые свидетели вспоминали, что Цукурс ездил по гетто на машине, стреляя из пистолета во встречных евреев. По воспоминаниям других очевидцев, в ноябре 1941 года Цукурс, будучи руководителем первого уничтожения жителей рижского гетто, лично убивал отстающих от колонны стариков и больных. Его бывший сослуживец по команде Арайса Михаил Миронов позже показал:

«Я хорошо знал Цукурса. В последних числах ноября 1941 года вечером я вошёл в (Рижское) гетто и увидел Цукурса сидящим на лошади. Он стрелял по евреям, которые были собраны вместе. Чтобы развязать звериные инстинкты, Арайс и Цукурс хватали младенцев арестованных людей и на виду у всех разрывали их у себя на груди. Цукурс кричал: «Дайте мне напиться крови!» 

И далее: «…но ещё до того в гетто часто приезжали палачи Цукурс и Данцкоп. Поймав первого попавшегося еврейского ребёнка, один из них подбрасывал ребёнка в воздух, а другой стрелял по нему. Кроме того, они, схватив детей за ноги, размахивались и стукали головой о стену…». 

tb11430.jpg

Жертвы Рижского гетто, где бесчинствовал Цукурс.

Незадолго до окончания войны Цукурс покинул Латвию и уехал во Францию. Потом он вместе с женой Милдой и сыновьями Гербертом и Гунаром успешно перебрался в Бразилию, где открыл летную школу и экскурсионное бюро. Конфедерация еврейских общин Рио-де-Жанейро потребовала от властей судить Цукурса. СССР, тогда не имевший дипломатических отношений с Бразилией, сделал запрос через посольство Польши о выдаче преступника – но просьбы эти не были удовлетворены. За взятку Цукурс получил документы о том, что является коренным бразильцем во втором поколении.

К гибели злодея причастны израильские спецслужбы. В середине 60-х годов агентам «Моссада» удалось найти «рижского палача». Они хотели переправить его, как и другого гитлеровского «специалиста по евреям» Эйхмана, в Израиль для суда. Один из агентов прикинулся бывшим эсэсовцем и, «предупредив» Цукурса об опасности, посоветовал ему бежать в Уругвай. Был даже заготовлен ящик – Герберта Цукурса собирались усыпить и вывезти. Операция сорвалась в Монтевидео — пилот заподозрил что-то неладное. Поэтому «Моссад» решил уничтожить его на месте, что и было сделано 23 февраля 1965 года. 7 марта того же года израильская газета «Едиот Ахронот» опубликовала известие: «Цукурс, убийца рижских евреев похищен и найден убитым в ящике в Уругвае».

31436108.jpg

Убийца рижских евреев Цукурс — на службе у нацистов и перед смертью в Южной Америке. Фото: Elpais.com. фото

По другой версии (принятой «Моссадом» в качестве официальной), Цукурс был выслежен в Бразилии одним евреем, в своё время чудом уцелевшим в рижском гетто, где он потерял всю свою семью. Этот еврей сумел войти к Герберту в доверие — представившись лейтенантом вермахта, раненым на Восточном фронте. Он пригласил нациста съездить в Уругвай, где предложил стать его компаньоном. Во время осмотра помещений, якобы предназначенных для совместной фирмы, Цукурс был схвачен ликвидационной группой, состоявшей из нескольких агентов «Моссада». Летчику зачитали смертный приговор за участие в геноциде — после чего он был застрелен двумя выстрелами в голову. Подробности этого происшествия позже обнародовал убивший Цукурса агент, действовавший под псевдонимом Антон Кюнцле — в книге «Ликвидация палача из Риги». 

Посмертная слава

Таковы факты о человеке, про которого в Латвии хотят поставить мюзикл. Они, в принципе, в особых комментариях не нуждаются. Надо лишь добавить, что уже в последние годы были предприняты активные попытки обелить имя человека, уничтоженного за убийство тысяч людей. В 1997 году вышла книга публициста Яниса Карклиньша «Латышский Уленшпигель», в которой сказано, что Герберт Цукурс был популярным латышским лётчиком, путешествовавшим в разные страны — а потом его убили агенты израильских спецслужб.

А летом 2004 года ультраправый «Союз национальных сил» (NSS) распространил памятные почтовые конверты с изображением Герберта Цукурса. Годом позже в Лиепае состоялась выставка, посвящённая жизненному пути «латышского военного лётчика». В то же время один из лидеров NSS Гунтар Ландманис подал в прокуратуру запрос о необходимости расследования убийства гражданина Латвии Герберта Цукурса. 

Надо отметить, что Генпрокуратура государства уже дважды отклоняла иски о реабилитации Цукурса. Министерство иностранных дел осудило выпуск почтовых конвертов в его честь, подчеркнув, что он был военным преступником. В свою очередь, представители еврейской общины в Риге выразили тревогу в связи с ростом числа публикаций и мероприятий, посвящённых Цукурсу и призванных, по их мнению, «обелить палачей еврейского народа». По словам раввина Латвии Мордехая Глазмана, это не первая попытка «пересмотреть моральные уроки, вынесенные из трагедии Холокоста». Более того, Глазман увязывает с подобными публикациями рост антисемитских проявлений в Риге.

К слову, сейчас защитники Цукурса настаивают, что он, якобы, сам не принимал участия в убийствах – а всего лишь исполнял в команде Арайса обязанности заведующего автопарком. Дескать, если Герберт сам лично не убивал, а всего лишь отвозил палачей на расстрелы, то это сразу снимает к нему все претензии. Складывается впечатление, что с этим миром нынче что-то сильно не в порядке. Остановите планету, мне очень хочется сойти.