Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» проанализировал экономический потенциал самого западного региона России для бизнеса из Европы. О том, что Запад живо интересуется инвестиционным климатом российского анклава, говорит такой свежий факт. Новый шведский консул в Калининграде Андерс Труедссон одну из своих первых встреч провёл с Дыхановым, расспрашивая у него о развитии ситуации вокруг лопнувшего «Инвестбанка».
— Георгий Яковлевич, существуют различные точки зрения на роль Балтийского региона в Евросоюзе. Кто-то считает, что это периферия ЕС, кто-то же, наоборот, полагает, что регион Балтийского моря может стать мотором развития Евросоюза. Какое ваше мнение по данному вопросу?
— Регион Балтийского моря является важным центром экономического развития в Европе – на государства-члены ЕС входящие в регион приходится 30% ВВП Евросоюза. Европейский союз, признавая значимость региона, принял Стратегию региона Балтийского моря (первую стратегию ЕС макрорегионального уровня!), нацеленную на усиление темпов развития региона. В ней, в частности, отмечается, что для поддержания уровня глобальной конкурентоспособности в будущем региону Балтийского моря необходимо сохранить и повысить свой технологический и инновационный потенциал. Экономическое, политическое значение региона растёт и сам он становится всё более процветающим. Нам повезло находиться в не только в передовом во всех смыслах регионе, но и в постоянно растущем.
— А как вы оцениваете позиции Калининградской области в Балтийском регионе?
— Если я скажу, что у нас есть открытое общество, продвинутая сеть университетов с высоким качеством образования, конкурентная деловая среда, инновационная инфраструктура, все поймут, что это не про нас, а значит не все в регионе равны, и не все вписываются в успешную стратегию Евросоюза.
— Как вы оцениваете инвестиционный и бизнес-климат в Калининградской области в сравнении с нашими соседями?
— Давайте взглянем на деловую среду в нашем регионе и сравним её по институциональным издержкам, не вдаваясь в технологические факторы. Возьмём условия ведения бизнеса. Мы создали ОЭЗ с целью привлечения инвестиций или предотвращения оттока. ОЭЗ в своё время позволила калининградскому бизнесу (пусть даже с не самой высокой добавленной стоимостью) получить значительные доли рынков России по ряду товаров: телевизоры, пылесосы, консервы, алкоголь, автомобили, мебель…. К настоящему моменту почти все эти рынки практически потеряны из-за инвестклимата в регионе.
Часть факторов – безусловно, внешние: завершение переходного периода по «старому закону» об ОЭЗ, изменение стоимости транзита, рост импортозамещающих и сборочных производств в РФ, но и доля внутренних факторов также велика в общем ухудшении инвестклимата в Калининградской области. Зафиксированный по итогам 2012 года объём инвестиций в Калининградскую область не даёт серьёзных оснований для оптимизма. Окончание срока действия таможенных преференций в 2016 году приведёт к закрытию 500 предприятий и увольнению 50 тысяч их сотрудников. Об этом говорится в проекте Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. Мы уже сейчас проигрываем по многим условиям соседним ОЭЗ Польши и Литвы.
— А что же наши соседи?
— Несмотря на мифы о ВТО и ЕС, которые ходят среди наших чиновников, они открыли целый ряд особых экономических зон в Польше и Литве. И глобальные и европейские, а что особенно обидно российские инвесторы потянулись в эти ОЭЗ и в белорусские. Мы начали проигрывать конкуренцию в своём регионе, закрепляя своё отставание в треугольнике отсталого развития Балтийского моря.
— Почему же, несмотря на наш аргумент об огромном российском рынке, деньги и люди идут к соседям?
— Просто свободные зоны соседей предлагают лучшие условия в плане доступа к инфраструктуре, господдержки, входных барьеров и даже тарифов (в Литве, например, ночной тариф на электроэнергию ниже нашего).
— Но всё же существуют ли инвестиционные проекты, которые могут исправить ситуацию в регионе и сократить отставание от наших соседей по Балтийскому региону?
— Безусловно. Масштабы нашей экономики настолько малы, что 2-3 проекта могут существенно изменить ситуацию. В настоящий момент в регионе планируется и реализуется несколько крупных инвестиционных проектов. Так, «Автотор холдинг» совместно с канадским производителем автокомплектующих «Magna» намерены создать в Калининградской области автомобильный кластер, который ежегодно сможет выпускать до 350 тысяч автомобилей. Далее — создание предприятия по производству микросхем в Гусеве. По результатам реализации этого проекта будет создано производство полного цикла – от проектирования и сборки многокристальных микропроцессоров до выпуска готовой продукции (печатных плат). Этот проект осуществляется как часть инновационного кластера электронной промышленности на базе «Технополиса Гусев», где уже функционируют производства, а также имеются необходимые условия с точки зрения инфраструктуры.
Стоит отметить строительство комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур в городе Светлый группой компаний «Содружество». Проект направлен на создание маслоэкстракционного завода мощностью 5 тысяч тонн в сутки и осуществляется как часть плана создания производственного кластера по переработке сои на территории Калининградской области. Крупным проектом можно назвать строительство в посёлке Взморье Калининградской области судостроительной верфи. В рамках проекта предусматривается строительство современной верфи,основанной на высокопроизводительных технологиях и передовых методахпланирования и управления производством с целью осуществления выпускакрупных, больших и средних рыбопромысловых, а также научно-исследовательских и приемо-транспортных судов, грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн.
— В недавнем прошлом, пожалуй, крупнейшим проектом, реализуемым в нашем регионе, было строительство Балтийской атомной станции. Считаете ли вы, что этот проект необходим российского эксклава на Балтике?
— Строительство Балтийской АЭС до недавнего можно было отнести к успешно реализуемым властью проектам, за исключением того, что никто не мог сказать цену реализуемой АЭС электроэнергии в регионе по завершению проекта, что означает отсутствие элементарных расчётов и технико-экономических обоснований проекта. Но сейчас проект приостановлен, оставив в регионе неоплаченные миллионные счета местным предпринимателей, которым была «оказана честь» стать подрядчиками на строительстве АЭС. С точки зрения энергообеспечения региона этот проект абсолютно необходим и, я думаю, он будет продолжен.