Известный польский политолог, основатель Института Германии и Северной Европы в приграничном с ФРГ польском городе Щецин Казимеж Вуйчицки опубликовал в своём блоге сценарий развития России до 2050 года. Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл прогноз аналитика.
Прогнозы, касающиеся будущего России, отличаются крайней степенью расхождения. Это бросается в глаза, и по этой причине должно вызывать особое внимание. С одной стороны есть прогнозы, говорящие о возможности территориального распада Российской Федерации – как следует из рапорта ЦРУ, с другой стороны Россию относят к числу новых мировых держав (БРИК), так например, полагает выдающийся экономист Джеффри Сакс.
По очевидным причинам все стратегические размышления над геополитической ситуацией Польши и Центральной Европы должны принимать в расчёт развитие ситуации в России и предвидеть политику Москвы. Так что есть над чем задуматься.
Предпосылки пессимистических для России прогнозов достаточно очевидны. В первую очередь называются демографические данные. Внимание обращается не только на уменьшение численности населения (со 148,6 млн. в 1993 году до 141,9 млн. в 2010 году). Существенное значение имеет также его старение, низкая продолжительность жизни и ухудшающееся состояние здоровья россиян. Нельзя не обратить внимания и на территориально-демографическую проблему – фактическое обезлюдивание территорий к востоку от Урала, увеличение доли этнически нерусского населения во всей популяции, в том числе и прежде всего представителей мусульманского вероисповедания.
Другой предпосылкой пессимистических прогнозов является сырьевой характер российской экономики. Натуральные богатства России кажутся просто огромными, но её экспорт опирается в значительной степени на продажу нефти и газа. Однако при нынешнем темпе добычи нефти, её запасов хватит только на 17 лет. Россия, что правда, является газовым колоссом, но расходы по его добычи постоянно растут и вся инфраструктура, связанная с газовой отраслью, требует всё более высоких вложений.
Существенным фактором может оказаться также мировое развитие новых технологий в энергетической промышленности – солнечная энергия и т.д., а кроме того возможность получения газа из битумных сланцев. Такое положение дел лишило бы Москву огромного политического козыря, который в настоящее время широко использует Путин.
И, наконец, среди причин пессимистических прогнозов для будущего России следует назвать низкий потенциал модернизации. Демография влияет на экономику, серьёзно уменьшая количество рабочей силы. Кроме того, снижается качеств образования, что связано в том числе и с демографией. Помимо этого нет никаких предпосылок того, что в России в обозримом будущем появится руководство, готовое к проведению более глубоких реформ. Стоит, однако, сказать, что некоторые наблюдатели называют правление Путина относительно реформаторским, что его правительство должно вернуть России – и уже делает это – былую имперскую позицию, что может наступить в перспективе двух-трёх ближайших декад.
Следует обратить внимание и на сравнительные показатели экономики России с экономиками ЕС, США и Китая. В случае ЕС и США это примерно по 14 биллионов долларов, Китай — уже около 10 биллионов долларов, зато российская экономика это едва 2 биллиона долларов национального дохода. Экономика России, которую причисляют к группе БРИК, является в ней наименее динамичной и обладает несравнимо меньшими шансами развития, чем экономика Китая, Индии или Бразилии.
Пессимистические прогнозы для России могут восприниматься над Вислой и во всей Центральной Европе в качестве прогнозов, означающих устранение угрозы с Востока, если придерживаться традиционной точки зрения на геополитику этого региона. Ослабление России, если согласиться с таким мнением, основанным на историческом опыте, может быть воспринято как позитивный фактор.
Необходимо также иметь в виду следующее: означает ли ослабление России как геополитического колосса её ослабление также по отношению к Польше и Центральной Европе? Общий тезис о слабеющей России может быть выражением «позитивистского мышления», так же как и чрезмерный страх перед Россией является выражением традиционных страхов.
Обязательно следует рассмотреть вопрос о том, являются ли пессимистические для России прогнозы правдоподобными, и какое влияние оказала бы их реализация на ситуацию в Польше. И наоборот: обязательно ли позитивные варианты развития российского будущего означают неизбежное ухудшение польской геополитической ситуации.
Трудно ответить на эти вопросы иначе, чем рассматривая чрезвычайно несхожие сценарии будущего России и их возможные последствия для Польши. Такой способ анализа предохраняет от какого-либо пророчествования, помогая понять тенденции, проявляющиеся уже сейчас. Представленные здесь краткие сценарии могут быть лишь вступлением для более углубленного анализа.
Сценарий №1. Территориальный распад РФ и образование национального российского государства
В результате нарастающих трудностей с управлением такой огромной территорией и отсутствием средств, необходимых для инвестиций, Россия постепенно начинает отказываться от своего колониального наследства к востоку от Урала и на Кавказе. Начнёт увеличиваться миграция русского населения с зауральских территорий на исконные русские земли. В России разгорается интенсивная дискуссия на тему русской идентификации, в которой будет превалировать мнение о необходимости создания русского национального государства по западному образцу.
Сторонники таких взглядов будут полемизировать как с адептами имперской идеи, так и с представителями крайне националистических взглядов. Парадоксально, но сторонники русского национального государства могли бы использовать аргумент о том, что если Россия не избавится от своих колоний, то в результате миграции Москва превратится в мультикультурную мегаметрополию, утратившую русский характер.
Процесс усилят нарастающие экономические трудности, а помимо этого сепаратистские стремления зауральских провинций. Противоречивые, непоследовательные и несмелые внутренние реформы, связанные с попыткой децентрализации, могут привести к такому развитию событий. В определённый момент, во второй половине двадцатых годов, в Москве начнёт доминировать мнение, что попытки удержания такой огромной территории приносят больше проблем, чем выгоды. Россия, как национальное государство с населением около 70 млн. человек, подаёт заявку на вступление в ЕС примерно в 2050 г.
Сценарий №2. РФ попадает под китайское влияние, а Китай становится адвокатом территориальной целостности России
Такой вариант мог бы осуществиться, несмотря на претензии Китая на восточные районы Сибири. Китайские инвестиции начинают занимать доминирующую позицию, а экспорт российской нефти и газа направляется в значительной мере в Китай. Нарастающая внутренняя риторика в России направлена, прежде всего, против ислама и до некоторой степени против Запада. Всё более усиливается образ России как евразийской цивилизации по примеру размышлений историка Гумилёва. Русские националисты не замечают растущей зависимости от Пекина, поддерживая российско-китайский союз, направленный, по их мнению, против Америки и Европы, и подчёркивая обретённую позицию страны вопреки действиям Запада. Союз с Китаем мог бы казаться защитой от угрозы с Юга, которую несёт с собой ислам.
Мифология евразийской державы может позволять русским националистам не замечать слабости собственной страны. Такая ситуация в России может быть выгодна Китаю, поскольку не несёт угрозы китайским элитам разговорами о демократизации. Запад по существу лишён возможности политического влияния на такой огромной территории, которой располагает Россия, что несёт значительные геополитические выгоды для Пекина.
Сценарий №3. Россия значительно ослабела, но получает поддержку со всех сторон
Поддержка России связан с тем, что каждый из мировых игроков – Китай, ЕС, США и набирающая силу Турция – опасается, что Москва может попасть под влияние кого-то из своих антагонистов.
В этой ситуации Москва старается сохранить хрупкое равновесие. Все опасаются, что Россия может попасть под чьё-либо влияние. Американцы не хотят, чтобы влияние в Москве досталось китайцам, китайцы наоборот, опасаются, что возможный политический вакуум в России заполнят США и ЕС. Все вместе будут бояться неизвестности, которая может наступить в результате распада территории Российской Федерации. Парадоксально, но при этом целостность России будет восприниматься как фактор стабилизации мировой политики. Москва будет ловко пользоваться такой ситуацией, стараясь вернуть своё влияние на Украине, в Белоруссии, и всё сильнее шантажируя ядерным оружием ЕС, а прежде всего технологически отсталую Центральную Европу.
Вместе с тем это был бы постоянный танец на канате, поскольку Россия не будет в состоянии сохранять равноправную позицию с Евросоюзом. Российская политика могла бы, однако, до некоторой степени реализовать свои интересы по отношению к младшим партнёрам – а значит, и некоторым государствам в Центральной Европе – особенно тех, которые находятся в энергетической зависимости от неё.
Следует также упомянуть, что сценарий новой евро-азиатской державы, не принимающий во внимание растущее влияние Китая, кажется весьма соответствует планам Путина.
Сценарий №4. Россия при помощи высоких цен на нефть и газ возвращает свою великодержавную позицию
Создаётся впечатление, что такой сценарий наиболее близок нынешней политике Кремля. Реализация такого сценария может быть тем более правдоподобной, чем более серьёзное ослабление наступит в Европе и США. В случае ослабления США, там могут возрасти, во-первых, изоляционистские тенденции, во-вторых, Штаты могут обратиться в сторону Тихого океана, что уже в некоторой степени и происходит. Вероятно, ЕС окажется неспособным проводить единую внешнюю политику, и отдельные государства Центральной Европы будут искать сотрудничества с Россией, стараясь поправить своё экономическое положение.
Москва, избавленная от сильного давления со стороны Запада, начнёт сотрудничество с Китаем в Средней Азии. Ставка будет делаться и на сотрудничество в группе БРИК. При реализации такого сценария следовало бы предполагать, что Москва будет стремиться к восстановлению своей сферы влияния на территории Восточной Европы – Кавказа, Украины, Белоруссии и Молдавии, и даже стремиться к возвращению части своих влияний в Центральной Европе.
Этот сценарий может быть совмещён с определёнными попытками модернизации. По причине растущей численности нерусского населения, возможно, будут подниматься вопросы общероссийского гражданства, с одновременным подавлением проявлений великорусского шовинизма. Москва всеми силами будет заниматься вопросами экономики Сибири, используя любую прибыль в заграничной торговле для инвестиций на этой территории.
Также и в этом случае можно заметить попытки Кремля реализовать такой сценарий уже сегодня, и этот сценарий тоже близок концепции евро-азиатской державы.
Сценарий №5. Москва совершает модернизацию, сохраняя в глобальной политике нынешнюю позицию державы второго плана
Модернизация проводится, опираясь на сотрудничестве с Западом, который оказывает России помощь, перетягивая её на свою сторону, в то время как по другую сторону стоит всё более усиливающийся Китай. Российские элиты приходят к мнению, что замыслы типа Шанхайской группы могут привести только к зависимости России от Китая.
Россия начинает проведение медленных, но систематических демократических реформ, допуская на свою территорию – особенно к востоку от Урала – всё больше западных инвесторов. ЕС сотрудничает с Россией не только по причине экономических выгод, но и с учётом геополитических обстоятельств – блокирование китайского влияния и т.д. Наибольшую выгоду от такого сотрудничества имеют крупнейшие инвесторы из Германии и Франции, получающие поддержку со стороны своих правительств.
Москва осознаёт свое политическое значение, но не отказывается, тем не менее, от реализации своих интересов и строит сферу влияния, в которую старается втянуть страны Центральной и Восточной Европы.
Сценарий №6. Российская Федерация медленно, но мирно распадается, а отдельные её части попадают под влияние соседей
Постепенное ослабление России может привести к потере Москвой контроля над отдельными территориями. Это явление проявилось в какой-то степени в конце президентства Бориса Ельцина. Отдельные регионы могут становиться всё более самостоятельными, осознавая вместе с этим расхождение своих интересов с интересами московского центра. Они могут формировать и свою собственную идентификацию, опираясь на традиции коренного населения – например, в Якутии, или создавая новое самосознание русских-сибиряков.
Трудно вообразить осуществление такого сценария без хотя бы частичной демократизации властных структур. Определённые версии демократических реформ могут попросту спровоцировать именно такое развитие событий. Следует, однако, подчеркнуть, что эти процессы были остановлены в конце 90-х годов одновременно с укреплением центральной власти в России.
Сценарий №7. Распад РФ приводит к «балканизации» огромной территории, создавая напряжения глобального масштаба в мировой политике
Развитие событий в случае развития этого сценария является наименее предсказуемым. Вместе с этим он достаточно правдоподобен, учитывая, что такая огромная территория с таким громадным запасом приводных богатств не может остаться бесхозной. Кроме того, не создаётся впечатление, что в случае ускоренного процесса распада России найдутся местные, нерусские элиты, способные овладеть ситуацией в отдельных регионах. Этот вызывающий беспокойство сценарий может быть связан с нарастающими конфликтами на территории Азии и войнами на этом континенте.
Следует обратить внимание, что эти сценарии не исключают друг друга, и может так случиться, что один из них перерастёт в другой. Реализация сценария России в шатком равновесии (сценарий №3) может преобразиться как в сценарий №5 – модернизирующейся Москвы, так и в сценарий зависимости от Китая или даже в сценарий создания русского национального государства (сценарий №1). Сценарий России в шатком равновесии более всего напоминает сегодняшнее положение, хотя многие наблюдатели, как и нынешние российские элиты, возразили бы, что это равновесие не является таким уж неустойчивым. Зависимость Москвы от Пекина нельзя считать в настоящее время серьёзной проблемой.
Иной темой для размышления при построении таких сценариев является вопрос времени. Создаётся впечатление, что макропредпосылки, такие как демография и человеческий капитал, скорее, указывают на пессимистические сценарии для России. Но даже если произойдёт реализация именно таких сценариев, это не означает, что в краткой или среднесрочной перспективе Москва не сможет достичь серьёзных политических успехов. Россия остаётся достаточно сильной страной, и даже при её ослаблении центральная власть в Москве может успешно реализовать самые разнообразные проекты, включая и восстановление своего влияния на каком-то отграниченном пространстве.
Такая точка зрения существенна, как кажется, для польского политического планирования. Варшава может оказывать лишь минимальное – если не сказать практически никакое – влияние на действия Москвы в стратегических вопросах, а кроме того польской стороне довольно трудно строить двусторонние отношения с Россией согласно своим намерениям. Москва, в зависимости от своих потребностей, может их как ухудшать, так и улучшать, манипулируя ими по своему усмотрению. Кажется, что польская выжидательная – и до некоторой степени пассивная — позиция является самой верной. Она не исключает, естественно, самых разнообразных действий и даже инициатив с польской стороны, речь идёт, однако, о том, чтобы они не переродились в чрезмерную активность и не провоцировали заблуждений.
Тем более, это не исключает экономического сотрудничества в самых разных областях. Кажется, что поддержание даже только видимости добрых взаимоотношений является правильным, тем более, если есть желание проводить более активную политику в рамках Восточного партнёрства.
Справка «NewsBalt». Казимеж Вуйчицки (Kazimierz Wóycicki) — польский политолог, публицист. Руководил Польским институтом в немецком Дюссельдорфе. Является основателем Института Германии и Северной Европы в польском Щецине. Ныне преподаёт в Варшавском университете.