Происходящее сегодня на Украине напоминает 30-е годы прошлого столетия в охваченной политическим и экономическим кризисами Германии, когда измождённые немцы были рады получить хоть какую-то цель своего существования под руководством сильной и уверенной в себе партии.
Такое громкое слово, как революция, вряд ли применимо к событиям последних трёх месяцев в Киеве, так как реальных перемен в жизни украинского общества, кроме радикализации обстановки в различных областях страны, не наблюдается. Пришедшие на смену «регионалам» представители проевропейского блока пока не имеют практически никакого представления, что делать со страной, занимаясь делёжкой министерских портфелей и ожидая подачек со стороны Запада. Радикальное звено победивших (тот же «Правый сектор»), как и предполагалось, практически не допущен к власти, и вряд ли туда попадёт после президентских выборов. Это становится всё более очевидно на фоне происходящих сегодня в стране событий. Уже сейчас, когда президент России получил разрешение верхней палаты Федерального собрания на разрешение использовать российские вооружённые силы на Украине, Турчинов и компания впервые серьёзно задумались о своём будущем и будущем своих партнёров.
Правые радикалы, выполнившие своё предназначение, фактически оказались не нужны ни новому Киеву, ни Европе, что и предопределило их нынешнюю деятельность. Именно им как воздух нужны сегодня полномасштабные военные действия, так как хаос и анархия – последний шанс остаться на политической арене всей страны, а не только среди «западенцев».
У киевских же властителей, до которых наконец-то стало доходить, что никакой существенной помощи от Вашингтона и Брюсселя они не получат, сегодня осталось фактически только два варианта, чтобы не оказаться на месте Януковича: начать отвлекать народ от грядущего экономического краха путём нагнетания обстановки (что, собственно, сейчас и происходит), либо пойти на сделку с Кремлем, отстранившись от действий националистов.
Вполне вероятно, что объявление «Правого сектора» и иже подобных преступными и террористическими организациями удовлетворит Москву и ослабит напряжённость во всей Украине, позволив стране начать восстановление после президентских выборов. Пойдут ли на это те, кто на плечах бойцов с фашисткой символикой въехал в кабинеты президента, премьера и главы Рады, покажет время. Но ясно одно, от того, что победит: трусость признать себя никчёмными политиками и продолжение нагнетания обстановки под дудку своих заокеанских спонсоров, либо здравый смысл – зависит судьба украинского государства. Пока же всё идёт по уже неоднократно разыгранному в истории сценарию – революция, эйфория, экономический кризис, поиск виновных и, как итог, расправы над бывшими соратниками.
Конечно, ситуация на Украине не могли не сказаться на Белоруссии, где руководство страны в последнее время всерьёз озаботилось укреплением своих позиций. Особенно в преддверии президентских выборов 2015 года.
Например, многие аналитики связывают с украинскими событиями то, что происходит сегодня в белорусском законодательстве: Парламент РБ запланировал принятие внесённых президентом в декабре прошлого года поправок в закон «О военном положении», которые расширяют это понятие и направлены на моментальное жёсткое реагирование властей при массовых беспорядках. Предполагается, что теперь военной угрозой будет считаться, в том числе, и «действия, направленные на инициирование в Республике Беларусь массовых беспорядков… против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь».
Более того, согласно новой редакция статьи 18, «применение оружия, боевой и специальной техники военнослужащие и сотрудники военизированных организаций, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, не несут ответственности за вред, причинённый в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники». Правда, необходимо оговорится, что ответственность не наступает, если сотрудники не превысили пределы необходимой обороны, действовали во исполнение обязательного для него приказа или «в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости».
Насколько необходимы подобные изменения в белорусском законодательстве и действительно ли в Белоруссии возможны события, подобные украинским? Исходя из нынешней ситуации в республике – ответ, скорее, отрицательный. Дело в том, что нынешняя социально-политическая, экономическая и, тем более, национальная ситуация на Украине, кардинальным образом отличается от белорусской.
Во-первых, политическая сторона вопроса. Бывшее руководство Украины, во главе с Януковичем, которого ещё недавно признавали на Западе легитимным президентом, избранным народом, довольно сильно отличалось от белорусского, где существует чёткая вертикаль власти без возможности принятия несогласованного решения. Верховная Рада, в отличие от Национального собрания, ещё до переворота был почти наполовину заполнена оппозиционерами. На местах часть мэров и губернаторов, прежде всего западных областей, и вовсе не побоялись открыто поддержать протесты, объявив забастовки и даже направив в Киев эшелоны своих жителей, а ректоры многих вузов возглавили своих студентов. Представить себе такое в Белоруссии, с её централизацией власти, практически невозможно. Олигархический капитализм на Украине, большое число центров принятия решений, а также личное стремление большинства граждан быть независимым ни от кого и, в первую очередь, от государства – всё это абсолютно не типично для Белоруссии.
Более того, пришедшие к власти западники сегодня основывают свою стратегию на скорейшей украинизации и вхождении страны в Евросоюз, чему способствует их социальная база – жители Западной Украины. В основном, это мелкие предприниматели, торговцы, крестьяне, контрабандисты, гастарбайтеры и т.п. То есть те социальные слои, которые, как в Восточной Украине, так и в Белоруссии представлены весьма скромно и не имеют собственной политической организации. В добавок, на территории республики, в отличие от Украины, крайне слабо развито финансирование антиправительственных структур и деятельности негосударственных и иностранных институтов, поддерживаемых Западом.
В это же время, по всему видно, что политический кризис на Украине был профинансирован частью украинского олигархата (например, Пётр Порошенко и Виктор Пинчук), а также госдепом США и Евросоюзом. Например, о затратах в 5 млрд. долларов США ещё 13 декабря 2013 года заявила помощник госсекретаря США Виктория Нуланд: «С момента провозглашения украинской независимости в 1991 г. Соединённые Штаты поддержали украинцев в выработке демократических навыков и институций, в продвижении гражданского общества и хорошей формы правления — всего, что необходимо для достижения Украиной своих европейских целей. Мы инвестировали более 5 млрд. долларов, чтобы помочь Украине в достижении этих и других целей».
К тому же, в отличие от Белоруссии, среди всех украинских партий, пришедших к власти, есть свои агенты зарубежных стран. Виталий Кличко и его партия «УДАР» появились на свет после оранжевой революции при поддержке фонда Конрада Аденауэра с целью создать в Украине прозападное движение, имеющее политический вес.
Партия «Свобода» давно связана на международном уровне с национал-демократической партией Германии (NPD), национальным фронтом Франции и венгерской партией Йоббик. У «Батькивщины» и Арсения Яценюка хорошие связи с американцами и Европейской народной партией. При всё этом, стоит помнить, что на Украине существует множество так называемых «структур гражданского общества», которые поддерживают оппозицию и которых из-за рубежа финансируют физические лица или различного рода фонды. Например, интернет-телевидение «Expreso.tv», которое в прямом эфире показывало протесты в Киеве, принадлежит польскому медиа-менеджеру Михаилу Бонятковски.
Всё это крайне слабо прослеживается среди белорусской оппозиции, которая, к тому же, не заинтересована сегодня в проведении мероприятий, подобных Майдану. За исключением небольшой группы ультранационалистов.
Это связано, в первую очередь, с тем, что среди оппозиционных политиков нет чёткого представления о том, как и зачем завоевывать власть, и что с ней делать потом. Более того, белорусские политики проявили крайне низкий интерес к событиям на Украине, предпочитая готовиться к предстоящим в этом году местным выборам и президентским в следующем. Кроме слов поддержки Майдана, пока не слышно никаких утверждений, что оппозиционеры возьмут на вооружение методы соседей или извлекут уроки для своей практической деятельности.
Поездки ряда белорусских оппозиционных политиков в Киев носили, скорее, популистский характер, направленный на демонстрацию своей приверженности европейским идеалам и, в лучшем случае, были необходимы для встреч с западными спонсорами. При этом, исходя из отсутствия серьёзных политических акций в Белоруссии, можно сделать вывод, что денег белорусская оппозиция так и не получила. Видимо Европе сегодня необходимо «дожать» украинский вопрос, а белорусов оставить на перспективу.
Во-вторых, национальный вопрос и идеология. Как бы это не обидно звучало для некоторых «евромайданутых», сегодня на Украине нет единой нации. Есть чёткое разделение на приверженцев евроинтеграции (западная часть) и на тех, кто считает необходимым сохранить тесных связей с Россией (восточная часть). При этом вопрос о низком уровне жизни и безбожной коррупции, которая присутствовала при всех президентах, является всего лишь предлогом для националистически настроенных политиканов, чтобы начать очередной передел государственной собственности.
Белоруссия по сути своей похожа на Восточную Украину, где расположены основные предприятия и сильна зависимость от энергопоставок из России. Здесь в обществе так же отсутствует серьёзная социальная напряжённость, основанная на националистических лозунгах, менталитет восточных украинцев схож с белорусским (отсутствие инициативы, приспособленчество, стремление держаться за существующую работу до последнего и определённая мягкотелость), и нет харизматичных политических лидеров. Всё это, в конечном счете, предопределяет нынешнюю позицию востока: если западники не будут силой навязывать украинизацию и вмешиваться в экономическое развитие региона, то Восточная Украина готова будет подчиниться решениям новой власти.
Значительно усложняет процесс управления обществом то, что на Украине сегодня нет единой национальной идеи, как, впрочем, и в Белоруссии. При этом, именно этот показатель свидетельствует о том, что большинство идей Майдана в обозримом будущем не найдут своего отклика среди белорусов. Дело в том, что одной из идеологических основ националистического движения победивших сегодня в Киеве западников, являются идеи «борцов за независимость» времён Второй мировой войны – создание чисто украинского государства при минимуме государственного контроля и максимуме свобод.
В Белоруссии же подобные идеи практически не имеют хождения, а исторический образ советского солдата-освободителя и вовсе поддерживается на государственном уровне. Это означает, что у подобных течений, которые потенциально могут перекинуться на территорию республики, нет идейной подпитки, что означает их неспособность адаптироваться к белорусской реальности.
В-третьих, экономическая составляющая. В отличие от большинства украинцев, в особенности западных областей, белорусам сегодня всё есть что терять: в госсекторе республики занято более половины работоспособного населения, которому крайне важно иметь стабильную, пускай и низкооплачиваемую работу. В тоже время, у большинства населения Белоруссии практически полностью отсутствует вера в то, что любые протесты могут быть эффективны, как на предприятиях, так и на улице.
В отличие от либерально настроенного «западенца», среднестатистический белорус не стремится к предпринимательской деятельности, уповая на государство, которое использует экономические механизмы для контроля над обществом. Подобная политика проводилась и на Украине, где социальная составляющая экономики формально была достаточно велика. Однако на практике, из-за неуёмной коррупции и воровства вся социальная политика «регионалов» оказалась провалена. В Белоруссии же, даже в период экономических потрясений, массовых задержек выплаты заработной платы, пенсий и тому подобного не наблюдалось. Поэтому в республике, в отличие от Украины, практически отсутствует экономическая основа для антиправительственных акций.
В целом же, нынешняя ситуация на Украине, скорее, предотвратит рост социальной напряжённости в Белоруссии, чем поспособствует развитию здесь киевского сценария. В Минске рассчитывают на увеличение финансовой помощи из тех средств, которые, по всей видимости, из России до Киева так и не дойдут. Это позволит не только какое-то время удержать белорусскую экономику на плаву, но и претендовать на возвращение в приоритетное русло российской внешней политики.
Поэтому официальному Минску можно не беспокоиться по поводу «белорусского майдана» и даже сказать огромное спасибо украинским националистам, засевшим в Киеве.