«Польша отказалась повторить судьбу ГДР»

Польский радиожурналист Збигнев Плеснер в интервью «NewsBalt» высказался о современных отношениях между поляками и немцами.

Журналист приграничного с Германией польской радиостанции «Polskie Radio Szczecin», лауреат премии Евросоюза Збигнев Плеснер (Zbigniew Plesner) в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» высказал свой взгляд на современные отношения поляков и немцев.

— Пан Плеснер, читая польскую прессу, создаётся впечатление, что историческая память у Польши коротка. Вы безжалостно критикуете Россию — союзника по антигитлеровской коалиции, и, как говорится, в рот смотрите Германии. Насколько я прав?

— Мы не забываем о войне. О ней помнят и старые, и молодые. Но теперь мы думаем не о том, что была война, а о том, как жить сегодня. Думаем, есть ли сейчас угроза войны. Сегодня отношения между Польшей и Германией — мировые. Они к нам ездят за покупками, мы – к ним. Например, я покупаю в Германии хлеб. Он дешевле!

— И вкусней?

— Не вкусней, а дешевле. Поляки покупают в Германии все стиральные средства – порошки, шампуни, мыла. Они также дешевле и очень высокого качества. Концерны вслух не говорят, но мы-то знаем, что есть разница между стиральными порошками из Германии и, скажем, Чехии и Венгрии. В Германии дешевле вина. Можно взять бутылку марочного вина за 2,5 евро, а в Польше точно такое же вино обойдётся в 8 евро.

— А чем немцы отовариваются в Польше?

— Немцы покупают у нас также то, что дешевле. Это мясные и молочные продукты, вода, одежда. Но время от времени польско-немецкие отношения накаляются. 

— Например?

— Например, в прошлом году в приграничных с Польшей районах Германии были муниципальные выборы. Так там появились плакаты с призывами «Выбросим поляков из Германии», «Поляки строят атомную станцию – это угроза для нас». Это была предвыборная кампания немецких праворадикальных партий. После выборов эта кампания сошла на нет.

Есть также дежурная фрау Штайнбах, возглавляющая Союз изгнанных Германии. Она всегда говорит, что поляки немцев тоже убивали. Её принцип — немцы стали жертвами войны, а не преступниками. И как только она где-то выступит, то в Польше сразу поднимается волна критики. Но справедливости ради надо сказать, что такие эпизоды происходят чаще всего на медиаплощадках, а не в жизни, в быту. Если у меня есть друг немец, то я не скажу ему, что ты враг, потому что Штайнбах что-то там сказала. Мне немецкие друзья сами звонят и говорят: «Да не слушай ты эту  глупую бабу!» Никто по большой части в Германии не думает так, как Штайнбах. 

Ещё из до конца нерешённых вопросов — возврат культурных ценностей. Польша очень много потеряла. Время от времени появляются в каталогах либо на аукционах польские вещи – образа, старинные книги. Чаще всего, в США. Вспыхивают скандалы. Но и немцы во время войны не успели взять своего из Польши. Например, есть такая Прусская библиотека, которая хранится в Кракове. 

— Насколько табуирована тема Холокоста в том ключе, что поляки, как и немцы, истребляли евреев? Например, трагедия городка Едвабне*… 

— Она табуирована на личном уровне. Очень тяжело сказать, что мой дед был участником убийства евреев. Но так было. Некоторые поляки были наказаны за это. Но ведь не всё так просто. Например, я знаю, что один поляк убил еврея потому, что боялся, что его убьют, если донесут, что он помог еврею. 

— Как немецкая и польская молодёжь общается с друг другом. Насколько молодые немцы, как потомки «истинных арийцев», считают себя выше поляков?

— Мне кажется, что сегодня проблема совсем другая. Немецкая молодёжь, наоборот, чувствует себя менее неуверенней, чем поляки. Например, я знаю, что немецкие школьники на приграничных с Польшей территориях получают тройки. А поляки — пятёрки. Поляки, честно, очень прилежные. Далее — немецкая молодёжь после школы ищет работу, а поляки поступают в вузы и не только в Польше, но в Германии. 

— Потому что знают немецкий?

— Совершенно верно. Поляки, живущие в приграничных регионах Германии, давно купили там себе дома. Немцы видят, что поляки сами всего добиваются, а немцы только жалуются, что нет работы, что государство не помогает. Немцы чувствуют себя не так хорошо, как кажется из России. Это реальность. Раньше, когда Польша вступила в Евросоюз, мы волновались, что придут немцы и купят наши дома, земли, заводы и мы вновь станем их рабами. Но произошёл перелом.

— А в чём причины такого перелома?

— Всё потому, что Польша не получила таких больших денег для своего развития в новых реалиях, как, скажем, ГДР, когда она соединилась с остальной Германией. Нам надо было самим себе зарабатывать. И мы развивались постепенно. А в ГДР пришли большие концерны, которые дали технологии, налоги, работу. Но менталитет восточных немцев, на мой взгляд, сыграл с ними злую шутку. Они почувствовали себя вторым сортом. «Нас купили!» — говорили они про своих же немецких соотечественников, только с Запада. Это, кстати, урок и для России. 

— ?

— Если вы будете ждать, что Запад к вам придёт и даст всё и вы будете лишь пользоваться, то это тупик. Вы повторите судьбу ГДР. Надо развиваться самостоятельно и всегда стараться, чтобы машина давала не только самую лучшую продукцию, но и чтобы зарабатывала на новую машину. Как говорят в Польше — если вам что-то дали даром, значит дали старое.


 * 23 июня 1941 года польский городок Едвабне, что в 100 км от Белостока, оккупировали немцы. В населённом пункте проживало около 3 тыс. человек, по половине евреев и поляков. Через три недели в Едвабне разразился чудовищный еврейский погром. Поляки начали убивали своих еврейских соседей с варварской жестокостью. Рубили головы топорами, протыкали вилами животы, вырезали языки, выкалывали глаза, топили в пруду.

Евреи бросились за помощью к местному ксёндзу. Однако остановить кровопролитие он отказался, заявив, что все евреи — коммунисты, т.е. заклятые враги поляков. Более тысячи евреев были загнаны в амбар и сожжены заживо.

До 2000 года считалось, что это массовое убийство было совершено фашистами. Однако после публикаций профессора Яна Гросса стало ясно, что погром был делом рук местного польского населения. В 2001 году на траурной церемонии в Едвабне, посвящённой 60-летию погрома, тогдашний президент Польши Александр Квасневски официально принёс извинение еврейскому народу.

Погром в Едвабне, к сожалению, не был единственным случаем уничтожения евреев поляками. В местечке Радзивиллово с не меньшей жестокостью было убито 659 человек. Всего за годы Второй мировой войны поляки учинили в восточной части Польши ещё 25 подобных акций.