Словакия обрела нового президента, причём достаточно необычного. Им стал один из богатейших людей страны беспартийный Андрей Киска, одолевший казавшегося многим непобедимым многолетнего премьера Роберта Фицо. Избранный руководитель словацкого государства – фигура во многом необычная, «олигарх с человеческим лицом». Как же он смог одолеть «политического тяжеловеса», сумевшего достаточно громко заявить о себя в Европе? России же фигура Киски не должна нести ничего плохого.
Премьер-тяжеловес всё-таки проиграл
Согласно итогам второго тура президентских выборов в Словакии, прошедших 29 марта, Киска набрал 59,4%, а действующий глава правительства Фицо – 40,6%. Такой итог представлялся для многих неожиданным. Фицо в 2006-2012 гг. выигрывал трое парламентских выборов подряд. Никто из действующих политиков даже близко не приближался к нему по уровню популярности. В случае его победы вышло бы так, что премьерский пост занял бы кто-то из его по социал-демократической партии «Направление» («Smer»).
А к такой концентрации власти в одних руках словаки не привыкли. Они их просто испугала. Уходящий президент Иван Гашпарович был слабым противовесом Фицо, но хотя бы каким-то. А тут бы и он потерялся. Оттого большинство избирателей проголосовавших в первом туре за третьих кандидатов, отдали свои голоса Киске.
Против Фицо работало и то обстоятельство, что в условиях экономического кризиса он вынужденно сокращал рабочие места. Вступление в зону евро обернулось для не самой богатой страны необходимостью «содержать» Грецию. И хотя Словакия опередила по уровню дохода на душу населения Польшу, Венгрию, страны Прибалтики и даже Португалию, бывшие соотечественники из Чехии всё равно оказались недостижимы. А до соседней Австрии всё равно было как до неба, и словаки продолжали ехать на заработки в Прагу и Вену.
Ему также была свойственна некая националистическая риторика, которая не могла понравиться составляющим 10% населения этническим венграм. Их голоса гарантированно ушли Киске. Наконец, Киску поддержали многие словацкие актёры и спортсмены, которых в последние годы хронически недофинансировали. Как избирателю устоять перед призывами прославленных хоккеистов Мирослава Шатана, Мариана Хоссы или Здено Хары? Или местных кинозвёзд?
Данные обстоятельства делали невозможное возможным. Ещё опросы 2012 года показывали, что в случае, если Киска доберётся до второго тура, он победит «тяжеловеса» Фицо. Иные замеры общественного мнения отдавали предпочтение премьеру, но в начале 2014 года Киска предпринял решающий рывок. Февральские опросы показывали, что он с небольшим перевесом побеждал премьера. Учитывая, что за Фицо традиционно голосуют сельские жители, до которых опросы не всегда «достукиваются», картина не казалась столь однозначной. Но она вышла для Киски ещё приятнее.
Добрый беспартийный толстосум
Если уж кто мог переиграть Фицо – то именно Киска. Избранный президент Словакии долгие годы подчёркнуто держался в стороне от политики, не вступая ни в одну из политических партий. Мультимиллионер, один из богатейших людей своей страны в принципе не может не быть на виду. Однако репутация Киски – не та, что у большинства российских или украинских олигархов. Словаки знали его с положительной стороны, а не как «хапугу». Он перетянул их на свою сторону прежде всего делами, а не словами.
Андрей Киска родился 2 февраля 1963 года в городе Попрад в центральной Словакии, окончил электротехнический факультет Технического университета в Братиславе. Едва в конце 1989 года в Чехословакии рухнул социализм, как Киска отправился в США учиться предпринимательству. Первые шаги его на данном поприще были неудачными. Он вложился в одну брокерскую компанию, которая прогорела. В 1992 года он вместе с братьями открыл в Словакии и Чехии сеть ювелирных магазинов, но дело не просуществовало долго.
В 1996 году неугомонный Киска основал фирму TatraCredit, которая занялась поставкой и продажей электроники. Впоследствии компания занялась торговлей мебелью, спортивными товарами, игрушками. В 1999 году создал фирму QUATRO, занимавшейся торговлей в кредит. Постепенно клиентами Киски стали 400 тысяч человек, или 8% населения Словакии. В 2006 году у него появилось и рекламное агентство. Бизнес явно шёл в гору, и его имя стало известно и в стране, и за её пределами.
Но Киска отнюдь не стал «акулой капитализма». В 2006 году он стал основателем фонда помощи больным детям и многодетным семьям «Добрый ангел». Значительную часть своего многомиллионного состояния он тратил на помощь нуждающимся, а для здоровых словаков создавал рабочие места. И в политику долго не лез. В общем, положительный со всех сторон предприниматель, «олигарх с человеческим лицом».
На свою нынешнюю избирательную кампанию Киска затратил больше денег, чем зарплата главы словацкого государства за пять лет. Но это же свои средства, и буквально каждый словак знал, как пан Андрей их заработал. Вдобавок он прославился благотворительностью, умением создавать рабочие места. Ни о каких сокращениях социальных выплат он не говорил. В общем, программа его была скорее левая – сродни той, что была у Фицо. Но отрицательный политический шлейф за ним не тянулся. Какой хороший пример для многих отечественных крупных предпринимателей – не выжимать из своей страны все соки, а работать на неё и на её граждан.
«Президент должен являться активным противовесом правительству… Ничто не остановит меня от усилий по преобразованию Словакии», — сказал Киска перед вторым туром. Выяснилось, что людям это очень надо. Президенты Словакии все 21 год независимости оставались в тени премьеров, о наличии некоего противовеса главам правительства говорить не приходилось. Имена глав словацкого государства Михала Ковача, Рудольфа Шустера и Ивана Гашпаровича были мало известны за пределами страны.
Как это контрастировало с соседней Чехии, где малый объём полномочий не мешал Вацлаву Гавелу, Вацлаву Клаусу и Милошу Земану при необходимости стать «сдержкой и противовесом» утратившему меру правительству. Да и их голос на международной арене был всегда слышен. А ведь словаки видят, что у братского народа к западу от их границ дела идут лучше. И кризис Чехия переживает неплохо. В общем, теперь Киска будет в какой-то мере догонять чехов…
Что принесёт России фигура Киски
Что же касается внешней политики, то уход Фицо в тень был бы неприятной новостью для России. Всё-таки словацкий премьер первым из западных политиков признал, что именно Грузия развязала войну в Южной Осетии. Именно он первым возложил ответственность за «газовый кризис» 2009 года на Виктора Ющенко.
И в наши дни Фицо выступал категорически против введения санкций ЕС против России из-за Украины. И российские капиталы в Словакию он привлекал. И против признания независимости Косово он тоже выступал и выступает.
Но ничто не говорит о том, что Киска как-то хочет изменить достаточно благоприятный для России внешнеполитический курс Словакии. О выходе из ЕС и НАТО в стране практически никто не говорит – ни Киска, ни Фицо. Но проводить свою собственную, словацкую линию новый президент страны обещал.
Россию такой вариант вполне устроит. Словаки традиционно настроены к нам благожелательно, откровенных русофобов вроде Гавела или польских политиков в местной политической элите на найти.
Также по теме: