Информационно-аналитический портал NewsBalt перевёл на русский язык интервью с главой Поморского воеводства Мечиславом Струком, в котором он прокомментировал отношения с самым западным регионом России.
В Польше не прекращаются комментарии относительно решения маршала Струка, который не согласился на приостановку рекламной кампании, направленной на привлечение россиян из Калининграда.
Напомним: недавно Gazeta.pl писали о том, глава Поморской региональной туристической организации Кристина Хартенбергер-Патер собиралась отказаться от мероприятий по продвижению Поморского воеводства в Калининграде. Руководство организации сочло, что такая кампания будет неуместной в то время, когда «российские войска оккупируют Крым». Но на следующий день после принятия этого решения Мечислав Струк рекомендовал продолжить рекламную акцию «во имя добрых взаимоотношений» с Калининградской областью.
— Вы проводите «пророссийскую кампанию»? Такие комментарии можно сейчас встретить в интернете.
— Это не пророссийская кампания, но только сотрудничество на региональном уровне различных общественных и государственных субъектов. Я хочу ясно сказать, что легитимизация действий Российской Федерации и поддержка близких контактов между жителями соседних регионов это совсем не одно и то же. Эта кампания имела строго определённое направление и дату. Речь шла о Международном женском дне, который в России является государственным праздником. Со времени введения малого приграничного движения нас посещает всё больше гостей из Калининграда: они делают покупки, посещают культурные мероприятия, недавно были на чемпионате мира по лёгкой атлетике. Также я знаю, что многие собираются приехать к нам на концерт Джастина Тимберлейка. Мы живём по соседству и нам ни к чему ксенофобские позиции и барьеры.
— Но многие государства ЕС, а так же США, вводят сейчас санкции против России, в том числе и экономические. Польша прямо требовала от Запада более решительной позиции из-за её действий в Крыму. Об этом говорил и премьер Туск в своём вчерашнем выступлении.
— Но в том же выступлении премьер говорил и о малом приграничном движении, называя его примером сотрудничества между Польшей и Россией. Я не уловил в его словах намерения это движение ограничить. Как раз наоборот. Мы должны разделять эти вещи. Одно дело политические жесты нашего премьера или президента, санкции, вводимые ЕС и США, и совсем другое дело близкие отношения с нашими соседями из Калининграда. Ограничение наших контактов, по моему мнению, не служит ничему хорошему. Именно благодаря тому, что россияне к нам приезжают, они видят, как мы живём, какие ценности мы культивируем. Это помогает им критически взглянуть на собственную страну и своё правительство. Санкции для России и её граждан это две разные вещи.
— Но во времена военного положения в Польше Запад вводил санкции против властей ПНР, и мы, как граждане этой страны, тоже их ощущали. Эффектом этого стало свержение коммунистической власти. Может сейчас следовало бы поступить так же?
— Это были иные времена и иные реалии: холодная война, закрытые границы. Конечно, Запад использовал санкции против ПНР, но и очень сильно нас поддерживал – хотя бы через церковь, радио «Свободная Европа», принимая множество наших соотечественников, которые тогда эмигрировали из страны. Это были жесты приязни по отношению к простым гражданам Польши при одновременных политических санкциях против властей.
— Это очень здорово звучит, но некоторые комментаторы обвиняют вас в лицемерии, и пишут, что на самом деле для вас важнее вытягивать деньги из россиян, а не приучение их к демократическим ценностям.
— Я с этим не соглашусь. Нам приписывают низкие и недостойные намерения. А как же нам еще прививать россиянам демократические ценности и учить их уважению к другим народам? Налаживание экономических и торговых контактов как раз этому и служит. Когда мы выезжаем за границу, то, как правило, наш первый контакт с чужой культурой происходит именно в магазине или в ресторане. Как раз торговые контакты служат налаживанию более близких контактов на ином уровне. Я убеждён, что россияне, которые к нам приезжают, не ограничат своих контактов с нами только торговым прилавком.
— Однако, из-за того, что Россия сделала на Украине, наше отношение к простым россиянам тоже изменилось. Подсознательно мы смотрим на них уже не только как на клиентов, но и как на потенциальных агентов. Что с этим поделать?
— Вот именно: не замыкаться только на уровне обычных межчеловеческих контактов, так как это будет лишь неправильно воспринято, но наоборот – открываться им. Показывать наше отношение к действиям Путина в Крыму. Я должен сказать, что в последнее время власти Калининградской области стали очень активными по отношению к нашим региональным властям. Я получаю от них множество приглашений на различные ярмарки, парусные регаты и т.д. Приглашения получают даже чиновники низшего звена. Я хочу ясно сказать – мы не воспользуемся этими приглашениями, я не поеду в Калининград, поскольку это означало бы легитимизацию действий российских властей. Это такая дипломатическая ловушка для того, чтобы показать и удостовериться, что несмотря на санкции отношения со странами Евросоюза остаются хорошими. Я не это не пойду, но и не соглашусь на закрытие границы для россиян и не допущу проявлений ксенофобии. Я знаю, что есть те, кто меня за это критикует, но думаю, что большинство меня в этом поддерживает.