Включил ходока

Последствия крымской кампании для президента Белоруссии Лукашенко - в материале минского политолога, эксперта «NewsBalt» Юрия Павловца.

Пока международное сообщество приходит в себя от проявленной президентом России твёрдости в решении крымского вопроса, руководство Белоруссии пребывает в состоянии политического анабиоза, перебирая в уме не только возможные последствия случившегося, но и появившиеся теперь у республики возможности. Задуматься действительно есть над чем, тем более сейчас, пока недремлющее око Брюсселя отвернулось в сторону Украины, дав Минску передышку.  

Несмотря на то, что Белоруссия считает себя самым верным союзником России, официальный Минск до сих пор не высказал чёткую позицию по поводу подписания Договора о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, подписанный 18 марта в Москве.

Даже официальное заявление Министерства иностранных дел РБ от 19 марта не вносит ясности в белорусскую позицию:

«Республика Беларусь не может быть безучастной к событиям в Украине, в том числе к проведенному 16 марта 2014 года референдуму в Крыму и принятому по его итогам решению о вхождении Крыма в состав Российской Федерации…Беларусь, Россия и Украина являются братскими государствами, которые связывают узы общей многовековой истории… С учётом сегодняшних реалий Республика Беларусь выступает против однобокого, пристрастного толкования принципов международного права в угоду геополитическим интересам, попыток заявлять об уникальности одних международных ситуаций и территорий и игнорировать другие… Беларусь приложит все возможные усилия для того, чтобы вернуть отношения между Украиной и Россией к братским и добрососедским, помочь найти варианты урегулирования всех имеющихся противоречий и не допускать силового противостояния».

Конечно, Минску далеко до позиции Китая с его витиеватыми речами, но в Москве всё же рассчитывали на более конкретную позицию белорусских коллег.  

Правда, необходимо отметить, что белорусское руководство и новоявленному «майданоназначенному» правительству ничего не пообещало, ограничившись ничем не обязывающими и формализованными фразами о гарантии целостности и неприкосновенности границ между Белоруссией и Украиной: «РБ не будет претендовать на украинские земли, не будет проводить вторжения белорусских войск и посягать на суверенитет украинской державы. Но мы должны понимать, что славянские народы должны жить рука об руку…».

А разрекламированная в украинских СМИ встреча Александра Лукашенко с лидером партии УДАР Виталием Кличко, где, по словам известного боксёра, ещё раз было подтверждено, что Минск не будет посягать на украинско-белорусские границы и остальной территории Украины в целом, не только осталась незамеченной в медийном пространстве Белоруссии, но и вовсе вызывает серьёзное сомнение в своей реальности. Особенно на фоне того, что белорусский лидер 12 марта заявил о необходимости разместить в стране дополнительные войска РФ для проведения совместных учений (уже на следующий день шесть российских истребителей Су-27 были перебазированы в белорусский Бобруйск). 

При этом украинскому МИДу сообщили, что отработка вопросов по наращиванию дежурных сил противовоздушной обороны Единой региональной системы ПВО Белоруссии и России «проводится в ответ на решение НАТО наращивать у наших границ группировку военно-воздушных сил».

Буквально же на днях посол Украины в Белоруссии Михаил Ежель заявил: «Не ожидаем, что Беларусь ударит нас в спину. Уверен, что не ударит».

Что имеет ввиду украинский дипломат понять не сложно, однако в сложившейся ситуации возникает иной вопрос. Почему в Киеве уверены в белорусской позиции, и чем руководствуется Минск в своей внешней политике на данный момент?

Некоторые аналитики считают, что позиция Лукашенко основывается на неуверенности в завтрашнем дне и страхе перед возможностью повторения «майдана» в Минске. Поэтому в Белоруссии о событиях в соседней с ней стране практически не говорят ни официальные лица, ни местные СМИ. Даже оппозиция, которая должна с утра до вечера трубить о «российских захватчиках» и смертях «патриотов Украины», делают это весьма вяло и неубедительно.

Информационные вбросы на оппозиционных сайтах схожи с общей европейской истерией о будущих «приобретениях Кремля» в виде Прибалтики, востока Украины и даже Казахстана. Однако все подобные оценки, на деле, практически не имеют под собой серьёзной подоплеки. Дело в том, что сегодня Белоруссия оказалась в довольно щекотливой ситуации.

С одной стороны, непризнание Крыма будет означать неприятные последствия для Минска при дальнейшем формировании Евразийского экономического союза, так как Москва вполне может увязать данный вопрос с проблемой снятия всех торговых ограничений. Тем более что со стороны России уже сегодня слышны предупреждения.

Так, ещё 4 марта на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве президенты трёх республик договорились выйти на подписание договора о создании Евразийского экономического союза в мае этого года. Однако при этом российская сторона заявила, что отмена торговых квот и других ограничений повлечёт рост предоставляемых Россией субсидий партнёрам в пять раз, до 30 миллиардов долларов США в год. В этой связи заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов высказал мнение, что подобная сумма, «это много, поэтому надо искать решения, в том числе политические».

Белорусам намекнули, что в следующем году будет не всё так, как того хотят в Минске, особенно в налогообложении нефтеотрасли. Шаталов сказал: «Можно сохранять ограничения, постепенно модифицируя их в сторону либерализации и поэтапной отмены, одновременно продолжая начатый манёвр… При плавном сценарии мы сохраняем или незначительно снижаем уровень субсидий Беларуси и Казахстану, продолжая манёвр, прописанный пока только на три года, и за пределами этого срока теми же темпами или с небольшим ускорением». 

С другой стороны, признать Крым в нынешней ситуации Минск тоже, похоже, не может, так как белорусская экономика тесно связана с украинской. Чего только стоят поставки продуктов нефтепереработки в соседнюю республику: в минувшем году, даже несмотря на внушительное падение объёмов, Белоруссия поставила в Украину 2,98 млн. тонн нефтепродуктов на 2,85 млрд. долларов США. Потеря украинского рынка в случае создания искусственных барьеров со стороны Киева весьма больно ударит по белорусской экономике.

Если добавить к этому, что во внешнеторговом обороте Белоруссии среди стран СНГ, после России, второе место занимает именно Украина, то становится понятно, что Минск будет до последнего стремиться сохранить нейтральное положение по отношению к крымской проблеме. По крайней мере, до конца мая и предстоящих у соседей президентских выборов.

Правда, в данном случае необходимо помнить, что у Минска всегда остаётся в запасе возможность и вовсе не высказываться по поводу признания или непризнания крымского референдума и появления нового субъекта Российской Федерации, так как после юридического оформления вхождения Крыма в состав России, данная территория станет российской. И в этом случае Минску не будет фактической необходимости проводить хоть какие-то телодвижения – Союзное государство и отношения с Российской Федерацией никто пересматривать не собирается. Проще говоря, Крым можно не признавать де-юре, так как де-факто это произойдёт само собой. 

Помимо политических трудностей существующих ныне, Минску, по всей видимости, стоит забыть о дополнительных российских финансовых вливаниях. Если до присоединения Крыма белорусы надеялись на кусок от неполученных Украиной 15 млрд. долларов, то сейчас, похоже, это стало несбыточной мечтой. Россия будет вынуждены в ближайшие годы усилено вкладывать в Крым, что потребует пересмотра всего государственного бюджета и, в том числе, средств, выделяемых на ближайших соседей. В сумме с нерешёнными вопросами по снятию торговых ограничений в рамках ЕЭП и ТС, все это приведёт к усугублению экономической ситуации в республике. Как поведёт себя в таком случае Минск, предугадать довольно сложно, так как многое в этой ситуации будет зависеть от действий Евросоюза.

В случае если после предстоящих майских выборов в Европарламент не произойдёт серьёзных перемен, то Белоруссии могут предложить ослабление политических санкций в обмен на непризнание референдума и присоединения Крыма к России. И в этом плане Минск может даже выиграть, как минимум, с точки зрения политики.

Сегодня Белоруссия уже претендует на своеобразный статус посредника для международного сообщения Крыма с остальным миром, этакого ходока по обе стороны баррикады. Особенно, если со стороны Евросоюза будут наложены какие-то ограничения в отношении полуострова. К тому же сейчас на горизонте не видно более выгодного переговорщика, чем белорусский президент – близок к России, далёк от НАТО, не запятнал себя скоропалительными решениями по украинской проблеме, чем по нраву даже нынешнему руководству в Киеве, и сам готов взять на себя ношу политического регулятора.

К политическим возможностям, которые в перспективе вырисовываются у официального Минска, стоит добавить ряд, пускай и небольших, но всё же экономических выгод, например, в области развития туристического бизнеса внутри страны. Если в прошлом году в Крым съездили около полумиллиона белорусов, то в нынешнем году ситуация кардинальным образом изменится. Лишь 10-15% от прошлогоднего числа туристов забронировало поездку в Крым этим летом. Из остальных 15% заняли выжидательную позицию, а 85% отказываются от туров. Это означает, что львиная доля отдыхающих останется в Белоруссии и будет рассматривать возможность отдыха внутри республики, что позволит увеличить поступления в бюджет и сохранить так необходимую стране валюту.

К тому же страны Евросоюза, в своём стремлении ослабить российскую хватку, уже в нынешнем году, если и не предложат лишних денег Минску, то, как минимум, постараются отказаться от экономического давления. Тем более что на фоне украинско-российского конфликта ряд претензий Брюсселя и Вашингтона к Белоруссии выглядят совершенно несуразно и могут легко быть забыты. К тому же не стоит забывать, что западные союзники теперь просто будут вынуждены пересмотреть своё отношение к националистически настроенной оппозиции в странах бывшего соцлагеря, особенно в Белоруссии, чтобы не допустить резкой реакции Кремля. Поэтому перед ЕС и США сегодня стоит перспектива усиленной работы именно с президентом Белоруссии, а не с его оппонентами.

Таким образом, можно констатировать, что украинский кризис становится для Белоруссии своеобразным часом истины – геополитика не только региона, но и всего мира меняется, что открывает для республики новые возможности. Справится ли белорусское руководство с новыми проблемами ради того, чтобы изменить своё будущее, покажут ближайшие месяцы, а пока Минск готовится к местным выборам и Чемпионату мира по хоккею, публично не замечая происходящего вокруг.