Будущее Украины, как государства, это территория нынешней Западной Украины без Киева. Такой прогноз в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» высказала профессор Ягеллонского университета (Краков, Польша) Ханна Ковальска-Стус (Hanna Kowalska-Stus). Общение с экспертом состоялось в стенах другого польского университета – Жешувского, где в минувшие выходные завершился VI съезд польских геополитиков, участие в котором принял главный редактор «NewsBalt» Андрей Выползов.
— Уважаемая пани Ханна, я послушал сегодня некоторых польских политологов. Их отношение к фашиствующим на Украине «правосекам» — нейтральное, даже где-то граничащее с позитивом. Почему в Польше не видят в них неонацистов?
— Это результат пропаганды. С начала происшествий на Майдане в польских СМИ началась такая жуткая пропаганда, что я просто ахнула. У нас при коммунизме такой пропаганды никогда не было!
— Пропаганда во всех СМИ или же какой-то срез?
— Абсолютно во всех. Кроме низко тиражных, о которых мало кто в Польше знает.
— Например?
— Например, портал «Konserwatyzm.pl». Там даются факты, а в этой пропаганде нет никаких фактов. Я общалась со своими коллегами, специалистами не только по России, но и вообще по Восточной Европе, и у всех сложилось впечатление, что эта пропаганда идёт потому, что мы включены в систему геополитики США. Помните, в начале вступления в ЕС Польшу называли троянской лошадью? То есть американским шпионом внутри Евросоюза. Так вот, сейчас это налицо. Видна вся наша ангажированность. Ведь это факт, что в Польше учились боевики из «Правого сектора». Факт. Но в наших СМИ это замалчивается.
— Скажите, насколько в прессе и обществе Польши идут разговоры по поводу того, не присоединить бы нам «под шумок» Западную Украину?
— Никто вслух не говорит. Обсуждают на уровне шуток. Например, на одной из конференции в Варшаве польские политологи возмущались, когда Путин забрал Крым, а один из российских профессоров из Москвы сказал: «Не беспокойтесь, мы вам Западную Украину отдадим!» (смеётся). На самом деле – если польские власти всё время кричат о рационализме, о Realpolitik (вид государственного политического курса, введённого Бисмарком и означающий политику, основанную на реальности. – «NewsBalt»), так перед вами сейчас и есть Realpolitik. Но, думаю, поляки не станут лезть в западную часть Украины, потому что это слишком рискованно.
— Почему?
— Знаете, на Западной Украине очень много людей откровенно ненавидят поляков. Причём там живёт много поляков. Наверное, в четыре раза больше, чем венгров, румын и словаков. И когда нам сообщали, что на Украине действует всего несколько десятков боевиков из «Правого сектора», то потом мы узнали, что в каждом городе в Западной Украине были сотни этих радикалов. Сотни! Правительства Венгрии, Румынии и Словакии заступились за своих. А польское правительство заявило, что эти граждане на Западной Украине «претворяются» поляками.
Да и вообще у Польши нет шансов на отстройку былой империи – Речи Посполитой. Хотя у Леха Качиньского (бывшего президента, погибшего в авиакатастрофе. – «NewsBalt») была такая идея. В нашей новейшей истории это, пожалуй, единственный политик Польши, у которого хоть какая-то была идея. Помню, ваш политолог Наталья Нарочницкая даже сказала как-то, мол, за что я уважаю поляков, так за идейность Качиньского. Ведь сегодня вся Европа безыдейная…
— Вы имеете в виду идею «Междуморья»?
Да, условно говоря – от Литвы до Грузии. Но понятно, что эта идея была бесперспективной.
— А что, у брата Качиньского из оппозиционной партии «Право и справедливость» нет таких амбиций?
— Сегодня наши политики лишь сдружились на критике России. У нас две партии – правящая «Гражданская платформа» и оппозиционная «Право и справедливость». Так вот, эти две партии ещё вчера были политическими оппонентами, дрались всё время, а сейчас на этом фоне они самые близкие друзья! Для меня, как для польки, это обидно, потому что я вижу, если раньше Польша реализовывала политику СССР, то сегодня она реализовывает политику США. Это снова не наша национальная политика! Мы вновь находимся под гнётом. Сейчас из Америки идут огромные деньги – на всякого рода стипендии, гранты, программы и так далее. В общем, на агентов влияния. Поэтому Америка и присылает сюда войска.
— Ваш прогноз – что в конечном итоге станет с Украиной?
— Думаю, что лучший вариант, если бы Украина вообще перестала существовать в рамках сегодняшних границах. Что это за государство — Украина?! Это территория, а не государство. Возможно, образуется какое-то небольшое государство в рамках западной части, которое станет поддерживать США и Запад. Наверное, какое-то время они сохранят за собой Киев. Но Москва, как мне кажется, кроме Юго-Востока Украины, будет претендовать на Киев. У неё есть на это исторические права.
— Не зря Путин в своём послании Федеральному собранию назвал Киев – «матерью городов русских»…
— Совершенно верно. У Путина есть имперская идея. И это достойно уважения. У США тоже есть имперская идея, но она сугубо материалистична. А у русских подключаются всё-таки духовные ценности. Там есть мессианство, чего уже давно нет на Западе.