Легитимировали, легитимировали да не вылегитимировали

Историк Сергей Шиптенко напомнил читателям «NewsBalt», чем чаще всего заканчивается для лимитрофов «геополитическое лавирование».

Во время недавних переговоров президента Белоруссии Александра Лукашенко с назначенным в результате государственного переворота в Киеве «и.о. президента Украины» Александром Турчиновым был обсуждён широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в экономической, политической и гуманитарной сферах. Впервые Лукашенко назвал Турчинова «президентом» и твёрдо заявил о намерении вести дела с «новым руководством» соседней постсоветской республики, тогда как официальная Москва по-прежнему отказывает Турчинову в легитимности.

О подготовке встречи Лукашенко с Турчиновым журналисты узнали 26 марта, когда Лукашенко дал интервью украинской телепрограмме «Шустер Live». После того, как 28 марта запись вышла в эфир, пресс-служба президента Белоруссии опубликовала текстовую версию интервью, в ходе которого Лукашенко заявил, что поддерживает контакты с «новыми властями» Украины и намерен в ближайшее время встретиться с Турчиновым:

«Да, я думаю, что мы встретимся в ближайшее время. Сейчас по дипломатическим каналам мы договариваемся. Потому что он же председатель Верховной Рады, ведёт заседания, первого заместителя у него вроде бы нет, поэтому ему надо утрясти, я его понимаю. Я уже подстроюсь в данном случае и, может быть, где-то на границе (что там 200 км ему лететь, 250 до границы мне) можем где-то на границе встретиться, переговорить, посмотреть друг другу в глаза, почувствовать, кто о чём думает, пообедать и разлететься. Может быть, наши мысли в чем-то совпадут, изменятся».

До этого, 26 марта, пресс-служба президента Белоруссии распространила сообщение об интервью, из которого стало ясно, что Лукашенко не считает Виктора Януковича президентом Украины. «Что касается Януковича, ну какой он для меня президент?», — сказал он.

Лукашенко отметил также: «Поэтому когда в Раде звучат голоса о том, что президент Янукович самоустранился от исполнения своих обязанностей и сбежал, что против этого противопоставить? Знаете, я не хочу, чтобы все подумали, что Лукашенко вот такой перевёртыш: вчера дружил с Януковичем, а сегодня так говорит. Я его осуждаю, как друга. Вот как хотите меня, так и понимайте». Заявление Лукашенко было понято однозначно.

Стоит отметить, что и раньше отношения между Лукашенко и Януковичем трудно было назвать дружескими, а личные контакты – частыми. Оба руководителя постсоветских лимитрофных образований практиковали «геополитический шпагат» и поначалу казалось, что у Януковича это получается не хуже, чем у его белорусского коллеги. Символичным стало отсутствие Лукашенко на организованных в 2011 году официальным Киевом мероприятиях к дате чернобыльской катастрофы.

«Евроориентированный» Янукович дал понять, что не желает видеть своего белорусского коллегу, т.к. из Евросоюза поступил чёткий сигнал: председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу прибудет в Киев при условии отсутствия Лукашенко. Поэтому 26 апреля 2011 года Александр Лукашенко демонстративно отправился в поездку по «чернобыльским» районам Белоруссии, где посредством «президентского пула» проинформировал о причине своего отсутствия в Киеве. Лукашенко заявил о том, что «вшивости» хватает у нынешнего руководства Украины», он назвал Баррозу «козлом», а прочих еврочиновников — «быками» и «негодяями». После этих скандальных заявлений отношения между Януковичем и Лукашенко резко осложнились и надолго «заморозились».

Президент Украины старательно избегал контактов с Лукашенко, который к ним стремился, используя различные поводы. Даже находясь на одном киевском стадионе руководители соседних республик не могли встретиться – Янукович всячески подчёркивал «европейским партнёрам» свою преданность «евроинтеграции». Поэтому «дружеская» критика Януковича из уст Лукашенко 26 марта больше походила на пинание дохлого льва, о политической смерти которого, несмотря на «вшивость», месяцем ранее заявили ЕС и США.

Стоит отметить также, что руководство Российской Федерации, по-прежнему, считает Виктора Януковича легитимным президентом, указывая на незаконный характер отстранения его от власти в результате насильственного государственного переворота. Сам Янукович также называет себя законным и легитимным президентом и трижды обратился к гражданам Украины из Ростова-на-Дону. В последнем обращении от 28 марта Янукович сообщил согражданам:

«Требуйте проведения референдума об определении статуса каждого региона в составе Украины».

В федерализации Украины как верном способе урегулирования конфликта в этой постсоветской республике уверены в Москве, но не в Минске. Согласно сообщению пресс-службы президента Белоруссии, Лукашенко 23 марта заявил: «Украина должна остаться государством! Федерация – это «пианино», на котором будут играть, с одной стороны, одни силы, с другой стороны, другие силы, в том числе внешние. Это навсегда дестабилизирует обстановку. Навсегда! Украина должна остаться единой, неделимой, целостной, внеблоковым государством».

Лукашенко подчеркнул: «Федерация – это очень опасно для государства. Это дальнейшая война, дальнейшее внутреннее противостояние, которое обязательно может вылиться, пример тому Крым, во внешнее противостояние и драку. Поэтому ни в коем случае этого допустить нельзя!».

В вышедшем в эфир 28 марта интервью Лукашенко телепрограмме «Шустер Live», судя по опубликованной президентской пресс-службой стенограмме, руководитель Белоруссии вновь заявил о неприемлемости идеи федерализации Украины, отметив: «Более того, я категорически против всяких федераций! Идиотизм полный!».

Он отметил: «Украину надо сохранить единым и целостным государством, как оно есть, надо всё успокоить. Нельзя в этой суматохе и неразберихе проводить некие референдумы о федерализации и прочее. Нельзя это делать!». Из этих слов следует, что Лукашенко в вопросе федерализации солидарен с «киевской хунтой», а не с Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Выходит, в Союзном государстве Белоруссии и России есть две диаметрально противоположные точки зрения на урегулирование украинского кризиса.

На следующий день, 29 марта в Лясковичах Гомельской области состоялась сама встреча, подготовкой которой занимались сотрудники Администрации президента Белоруссии, Службы безопасности президента Белоруссии, МИД и их украинские коллеги. Организация встречи началась задолго до того, как 23 марта на избирательном участке в Минске Лукашенко сделал ряд заявлений по украинской тематике, подчеркнув, что к власти в соседней постсоветской республике пришли «разные люди», в т.ч. «профессионалы», с которыми можно иметь дело. В ходе встречи в Лясковичах Лукашенко постоянно называл Турчинова «президентом», что невозможно было удалить из телерепортажей, а в текстовой версии отчёта о переговорах, опубликованной на сайте президента Белоруссии и белорусских госСМИ, президентом именуется только Лукашенко, Турчинов – исключительно «исполняющим обязанности президента Украины, председателем Верховной рады».

По словам пожелавших остаться неназванными представителей двух делегаций, в Лясковичах Лукашенко и Турчинов несколько часов обсуждали не только экономические вопросы, о чём проинформировали официальные издания Белоруссии, ни словом не обмолвившись о политическом блоке вопросов. По словам источников, Лукашенко настойчиво предлагал свои услуги в качестве посредника между Киевом, Москвой и другими «участниками международного процесса».

Незадолго до встречи Лукашенко и Турчинова в госСМИ Белоруссии приближённые к администрации президента Белоруссии «эксперты» внезапно стали настойчиво прочить Лукашенко роль посредника между Киевом и Москвой. В конце марта эта риторика усилилась и нашла отражение на всех государственных телеканалах Белоруссии, в частности – на телеканале ОНТ. В печатных и электронных изданиях, в частности – на сайте официального информационного агентства Белоруссии (БелТА) тема «посредничества» Лукашенко также активно освещалась. О случайностях и совпадениях в таких ситуациях и данном конкретном случае говорить неуместно – госСМИ Белоруссии являются частью «идеологической вертикали».

В сообщениях госСМИ Белоруссии подчёркивается: Лукашенко и Турчинов обсуждали вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества. Действительно, проблематика «транспортного коридора от Чёрного моря до Балтики», закупки Белоруссией украинской электроэнергии и её транзит – важные вопросы, их действительно стоило обсудить. Однако время встречи и представительство «украинской стороны» указывают на то, что Лукашенко взял на себя функцию легитимации «новых властей Украины», которые по-прежнему выглядят «хунтой» в глазах Москвы и восточных украинских регионов (где авторитет Лукашенко значителен).

Судя по заявлениям Лукашенко 23-29 марта, официальный Минск де-факто признал «киевскую хунту» законным руководством соседней постсоветской республики, и так же де-факто признал итоги крымского референдума 16 марта, и так же де-факто признал подписанные в Кремле 18 марта соглашения о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. В интервью украинской телепрограмме «Шустер Live» 26 марта Лукашенко прямо заявил, что «де-факто Крым сегодня – не территория Украины, а территория России». Из этих заявлений следует, что за признание де-юре официальный Минск попросит больше, чем слова благодарности.

Не случайно в Минске представители gongo так настойчиво твердят о «посредничестве» Лукашенко, а сам он, судя по опубликованной президентской пресс-службой стенограмме интервью Шустеру 26 марта, заявил о своём согласии на эту роль, отметив:

«Но если мне завтра скажут (хоть я туда не рвусь, как некоторые, Вы, наверное, знаете, заявляют о своём посредничестве – они хотят быть между, как некая прокладка), что это важно для моей родной Украины и моей России, я готов отказаться от многого».

Важный момент: о потребности в «посредничестве» Лукашенко не заявляла ни Москва, ни «киевская хунта». В данном контексте встреча 29 марта предстаёт как самодеятельность руководителя одной из постсоветских лимитрофий, по своей природе ищущих хлеба посредника, не гнушающихся даже разжигать конфликты между державами ради возможности создания условий для «посредничества».

Иногда «лавирование» заканчивается для лимитрофов плачевно – они оказываются между молотом и наковальней, как Польша в сентябре 1939 года. Тогда никакие «союзнические обязательства» Англии и Франции не помогли незадачливым правителям II Речи Посполитой, незадолго до этого мечтавшим устроить парад вместе с вермахтом в Москве и отказавшим СССР в просьбе транзита военной помощи Чехословакии. Лимитрофное образование считало себя частью Запада и даже колониальной державой, весьма верило в союзнический долг своих западных «союзников». Начало Второй мировой войны всё расставило на свои места.

Ещё один пример из истории геополитики: в первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года руководство Монголии заявило о поддержке СССР, проявив на деле себя как верного союзника, в любой момент ожидая нового нападения мощнейшей группировки императорской армии Японии, от которой при поддержке Советского Союза с трудом удалось отбиться двумя годами ранее.

Считается, что верным союзником России сегодня является постсоветская Белоруссия, что якобы проявляется в наличии Союзного государства Белоруссии и России. Госагитпроп Белоруссии в последние годы предпочитает использовать термин «стратегическое партнёрство» применительно к белорусско-российским отношениям. Такой же термин используется и в характеристике отношений Белоруссии с Китаем. Многие сомневаются в «союзничестве» Белоруссии, указывая на ситуацию военного конфликта России и Грузии в 2008 году, начавшегося с расстрела грузинскими военными российских «голубых касок» в Цхинвале, а мирных жителей (которых в Тбилиси считали своими согражданами) – установками «Град».

Тогда официальный Минск выдерживал паузу, как многие посчитали – неприлично долгую для союзника. После этого не только не последовало признания независимости Южной Осетии и Абхазии, но был сделан характерный для лимитрофии ход: Михаил Саакашвили получил приглашение выступить в государственных СМИ Белоруссии с критикой России.

В 2014 году союзная Белоруссия снова взяла паузу в признании/непризнании Януковича президентом, итогов крымского референдума, воссоединения Крыма с Россией. Некоторых смущает тот факт, что 27 марта представители официального Минска проголосовали против принятия Генассамблеей ООН резолюции, подтверждающей «территориальную целостность Украины» и призывающей не признавать воссоединения Крыма с Россией. Стоит отметить, что данная резолюция является не обязывающим, а рекомендательным документом. Против резолюции проголосовали также Судан, Зимбабве и Северная Корея, которыми двигал отнюдь не союзнический долг.

В первом обращении к украинскому народу на пресс-конференции в Ростове-на-Дону 28 февраля Янукович подверг резкой критике представителей Запада, которые считали его «хорошим парнем» до отказа подписать соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом на вильнюсском саммите стран-членов программы ЕС «Восточное партнёрство» в ноябре 2013 года.

Стоит вспомнить, как «евроориентированного» Януковича ставили в пример «изгою» и «последнему диктатору Европы» Лукашенко. Внезапно отказавшийся подписывать соглашение об ассоциации с ЕС украинский президент для западных СМИ и прозападных изданий на Украине вдруг стал «коррупционером», «похожим на Лукашенко» и в целом «плохим парнем».

Янукович напомнил, что «евромайдан» был организован при участии «внешних сил», представители которых давали президенту Украины «гарантии» и выступили посредниками при подписании соглашений с оппозицией 21 февраля. На следующий день Киев уже был во власти вооружённого авангарда оппозиции, а через день представители США и ЕС, столь гордящиеся традициями правового государства и неустанно заявляющие о правовом урегулировании конфликтов, уже заявляли о том, что Янукович – «не президент».

Этот урок наглядно свидетельствует о том, чего стоят «гарантии» Запада. Такое положение дел – не особенность нашего времени, которое часто называют «эпохой realpolitik» — так было всегда, и это очевидно, если присмотреться в предыдущие эпохи европейской истории.

Януковичем, в его попытке быть более успешным в практике «геополитического шпагата», чем Лукашенко, двигал тот же мотив – «срубить с двух концов». Поначалу казалось, что у украинского президента это получается лучше. Московские договорённости 17 декабря 2013 года (российская финансовая помощь в размере $15 млрд и снижение цены на газ) воспринимались как очевидный успех — тем более, что, как заявил премьер-министр Украины Николай Азаров, официальный Киев не отказался от самой идеи подписания соглашения об ассоциации «Украина-ЕС», но лишь отсрочил этот шаг.

Вскоре после декабрьских переговоров Путина с Януковичем из Брюсселя послышались осторожные предложения о возможности выделения Украине скромного кредита, начался торг, ставки выросли. Многим тогда казалось, что ещё немного – и Запад «перекупит» Украину у России. Однако дешевле оказалось свергнуть Януковича и 21 марта подписать политическую часть соглашения «Украина-ЕС» с «и.о. премьер-министра Украины» Арсением Яценюком.

С «новыми властями» Украины, полномочий которых до сих пор не признают не только в России, но и в восточных регионах Украины, подписывает документы не только официальный Брюссель, но и МВФ, представители которого столь трепетно изучают правовой статус тех, кому фонд предоставляет финансовую помощь. В данном контексте уместно напомнить: не так давно Лукашенко заявлял о том, что отказ МВФ кредитовать официальный Минск обусловлен именно политическими мотивами, а представители фонда отвергали обвинения в «политизации» своих решений.

Переговоры Лукашенко и Турчинова продемонстрировали не только особенности понимания союзнических отношений двумя частями Союзного государства Белоруссии и России, но и неизменность природы лимитрофных образований. Евразийский Союз, механизмы которого должны заработать менее чем через год, не будет лишён внутренних противоречий и это очевидно уже сейчас, до подписания договора о его образовании. Нет оснований считать, что этот союз будет более крепким, чем Союзное государство Белоруссии и России. Учитывая печальный опыт СНГ, стоит более чётко прописать ответственность союзников за неисполнение тех или иных договорных обязательств.

Однако никакие формальные договорённости не заменят политической совести союзников.


Также по теме:

Включил ходока