Между федерализацией и финляндизацией

«NewsBalt» перевёл на русский язык интервью экс-главы МИД Франции Юбера Ведрина, поддерживающего особый статус Украины.

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл на русский язык интервью экс-министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина, которое он дал немецкому журналу IPG (Internationale Politik und Gesellschaft). Известный европейский дипломат считает, что Западу необходимо договариваться с Россией о создании особого статуса для Украины.    

— Мы на пороге новой Холодной войны с Россией?

— Войны? Нет. Холодной войны? Также нет. Холодная война была глобальной идеологической конфронтации между двумя антагонистическими и непримиримыми системами. Одна из этих систем должна была потерпеть окончательное поражение. Нынешняя конфронтация между Западом и Россией имеет значительно более классический характер: однако по мере применения санкций и контрмер она всё ещё может привести к своего рода блокаде и симметричному ужесточению отношений между Западом и Россией. Результатом стала бы своего рода политико-экономическая позиционная война. И, кажется, что на данный момент все главные герои, начиная от Путина и Обамы, оправдывают ею свои действия на внутриполитической арене. Это верно даже для Германии, которая действует намного разумнее, но поставленная Путиным – возможно лишь на данный момент — в безвыходное положение.

— Была резкая критика действий ЕС по украинскому вопросу. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Поведение ЕС критикуют — но на каком основании? Если речь идёт о недостаточной согласованности и ясности, это будет справедливо для всех сложных вопросов. Если раздаётся критика ЕС за его относительную сдержанность, то со стороны тех — Польши, стран Балтии – кто хочет более прямой конфронтации с Путиным. Но куда должна вести эта конфронтация? К какой цели, какие ожидаются результаты от неё?

Если уж на то пошло, ЕС можно было бы критиковать за его непоследовательность. За то, что он под влиянием своих наиболее антироссийски настроенных стран-членов недооценил риск, возникающий в ситуации постановки перед Украиной невозможного выбора. За то, что он недооценил реакцию России – какими бы неблаговидными они ни были бы. За то, что не задумался о возможности придать Украине статус, который учитывал бы и российские интересы. А теперь ещё и за эскалацию санкций, не продумав чёткого сценария выхода из неё. 

— Не будут ли широкие санкции способствовать институционализации конфликта? Что можно сейчас сделать, чтобы разрядить ситуацию?

— Если не появятся какие-либо новые элементы, после аннексии Крыма должны быть приняты только временные контрмеры. Спустя шесть месяцев необходимо достижение чёткого согласия 28 стран на продление санкций. Мы должны держать открытыми каналы переговоров с Путиным, чтобы иметь возможность обсуждать конфликт на Украине, а также все другие замороженные конфликты, такие как в Сирии или Иране. Для этого должен быть назначен постоянный европейский эмиссар. Европейские меры не должны механически следовать американскому образцу. От нового президента в Киеве необходимо потребовать чёткие гарантии для всех меньшинств.

— Как должны вести себя Франция и Германия по отношению к России? Как выглядит долгосрочная перспектива?

— Франция и Германия должны, если это возможно, вместе с Польшей разработать стратегию, позволяющую ограничить взаимный ущерб, причинённый недавними событиями, поддерживать диалог с Россией и добиться разрешения кризиса. Сюда следует отнести также создание особого статуса для Украины. Я имею в виду федерализм, защиту меньшинств, финляндизацию и новый референдум в Крыму под эгидой ОБСЕ.

Иными словами, речь идёт о том, чтобы выработать решения для других замороженных конфликтов и предложить их остальным европейцам и американцам. Это означает готовность к осторожному сотрудничеству с Россией, которая ещё долгое время будет оставаться другой и не сможет в короткое время превратиться в демократию по западному образцу. Переговоры с Россией могут быть возобновлены в тот момент, когда она признает границы Украины и нового президента. Замороженные конфликты должны разрешаться только сообща. 

— Каковы причины кризиса в Украине?

— С обеих сторон есть исторические, современные и непосредственные причины. Исторические причины включают в себя длительное вхождение Украины в состав России, передача Крыма Украине Хрущёвым в 1954 году, признание внутренних границах СССР в качестве международных в 1991 году, без которого был поставлен в то время крымский вопрос. Современной причиной является небрежность, с которой Запад имел дело с Россией с 1992 года, провокационная идея Соединённых Штатов и Польши принять Украину в НАТО, предложение быстрого вступления в ЕС Украине, отсутствие последовательной политики по отношению к России со стороны Запада.

С другой стороны, есть что отнести и на счёт России: желание Путина использовать свой оставшийся, очень ограниченный разрушительный потенциал для усиления России, анахронизм и одностороннее применение концепции защиты граждан или русскоговорящих Россией, переоценка сплочённости православных и своих энергетических рычагов влияния, недооценка своей потребности в западных технологиях и финансовых ресурсах.

Непосредственной причиной кризиса, конечно, было предложение эксклюзивного соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, который был воспринят Путиным как угроза Таможенному Союзу, а также отказ Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС под давлением России. Это вызвало сначала стихийные, а затем подогреваемые беспорядки в Киеве. За этим последовал отказ от выполнения Соглашения об урегулировании политического кризиса, разработанный тремя европейскими министрами иностранных дел, полулегальное и поспешное смещение президента Украины, и провокационная отмена русского языка в качестве второго официального языка — против которой со стороны Запада последовали лишь очень слабые протесты — и давшая Путину предлог, на который он и надеялся.


Справка «NewsBalt». Юбер Ведрин (Hubert Védrine) – министр иностранных дел Французской республики с 1997 по 2002. В настоящее время преподаёт в парижском Институте политических исследований (Institutd ‘Études Politiques) и является одним из влиятельнейших политиков Социалистической партии Франции (Parti Socialiste).