За украинскими передрягами последних месяцев из поля зрения практически исчезли проблемы иных государств по всему миру. Европейские и американские масс-медиа практически полностью забыли косоваров с их непрекращающейся враждой с сербами; египтян, истребляющих друг друга в политической борьбе; сирийцев, жизнь которых только продолжает ухудшаться, и многих других, проблемы которых в настоящее время формально отошли на второй план.
И это понятно. Сегодня не принято говорить о промахах западноевропейской политики и роли российской дипломатии на международной арене. Особенно тогда, когда деятельность Кремля, идя в разрез с желаниями Брюсселя и Вашингтона, ведёт к урегулированию ситуации.
Наоборот, западные СМИ с непреодолимым упорством ищут возможность доказать простому обывателю, что Москва это не миротворец, а злобный медведь, готовый напасть на любого европейца. Тем более, если живёт он на границе с Россией.
Именно поэтому о возможной российской агрессии так напугано кричат на всех углах прибалтийские политики и их карманные СМИ, а в Брюсселе на это важно кивают гривой, только усиливая всеобщую истерию. Сателлиты из Южной Европы, полностью зависимые от российского газа, и рады бы промолчать, но также вынуждены «резко осуждать» действия России на Украине, надеясь на то, что их позиция не приведёт к холодным батареям зимой.
А Польша и вовсе начала в стране «охоту на ведьм», выискивая повсюду русских шпионов: ещё в середине марта, по информации польских СМИ, местные спецслужбы задержали двух граждан Белоруссии, обвинив их в тайном наблюдение за военными объектами и передаче полученных сведений спецслужбам России. Польский депутат Станислав Взёнтек заявил, что один из задержанных должен был собирать информацию о критических элементах состояния системы национальной обороны Польши, а второй пытался дестабилизировать государство. По всей видимости, последнее прошло не так удачно, как это смогли сделать европейские и американские политики на Украине, поэтому и судьба задержанных (если таковые действительно были) до сих пор не ясна, а белорусская сторона всё ещё ожидает от Варшавы ответа на свой запрос.
Как бы там ни было, но сегодняшняя политическая ситуация в Восточной Европе постепенно превращается в своеобразный междусобойчик еврочиновников, где решаются не глобальные или региональные проблемы, а зарабатываются политические бонусы. При этом украинский вопрос превратился в мерило всех вещей.
Подобная ситуация прекрасно демонстрируется недавними заседаниями Парламентской ассамблеи программы «Восточного партнёрства» (Евронест). Данный орган состоит из депутатов Европарламента и парламентов стран — участниц инициативы (по 10 от каждой страны) и единственным исключением здесь является Белоруссия. Изначально в отношении неё рассматривались разные варианты: приглашение исключительно оппозиции либо пяти представителей оппозиции и пяти представителей парламента и т.п. Однако все эти идеи не нашли понимания ни у официального Минска, ни у оппонентов власти, ни у ряда стран — соседей ЕС. После же президентских выборов 2010 года, работу Евронеста и вовсе было решено начать без участия белорусской делегации и лишь позже допустить наиболее известных в республике оппозиционеров.
И вот, 1 апреля 2014 года было проведено заседание рабочей группы по Белоруссии, на котором обсуждались ситуация в стране и перспективы белорусско-европейского взаимодействия. Интересно то, что, несмотря на заявленную тему, всё обсуждение велось с точки зрения ситуации на Украине и осуждения «российского агрессора». Дабы не допустить непонимания, на заседание даже не пустили белорусского посла, официально заявив, что его туда «не приглашали».
Абсолютно весь формат встречи больше напоминал поочередное выступление с обвинениями в адрес России, в то время как должен был прояснить ситуацию в самой Белоруссии, где в последнее время местная оппозиция растеряла практически все свои и так слабые позиции. Однако этого не произошло. Более того, белорусская делегация не решилась рассказать о том, что сегодня их главный враг, Александр Лукашенко, с каждым днём всё больше демонстрирует уверенность в своих силах, подготавливая почву для кардинальных перемен.
На фоне белорусского президента его оппоненты выглядят крайне неуверенно и безлико, видя единственным способом удержать внимание еврочиновников на собственных персонах в поддержании антироссийской риторики. Но даже в этом, как оказалось, приехавшие белорусы были не особо сильны. Несмотря на то, что красной линией на указанном заседании проходила идея о существующей сегодня «сверхзадаче в противодействии, как осуществленной, так и ожидаемой российской агрессии повсеместно и всеми возможными средствами», делегация из Минска не особо проявила желание в этом участвовать на практике, намереваясь лишь давать Европе свои рекомендации о том, что и как делать для достижения этой цели.
Более того, достигнуть общей позиции даже в этом не удалось, так как оппозиция сегодня прочно увязывает украинский вопрос с будущей политикой Евросоюза в отношении официального Минска. Одни утверждают, что нельзя допустить, чтобы события вокруг Украины изменили определённую на Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства» повестку дня для Белоруссии, включающую визовые вопросы, охрану границ, модернизацию и т.п., так как это, в случае изоляции республики, увеличит в ней российское влияние.
Другие призывают Брюссель занять более жёсткую позицию, так как, с их точки зрения, белорусский режим понимает только язык силы. Правда, на чём основывается подобное утверждение, сказать сложно, так как за последние несколько лет практика доказала обратное – чем сильнее политический нажим на белорусского президента, тем непредсказуемее оказываются результаты. Поэтому можно констатировать, что поездка белорусской оппозиции на заседание рабочей группы не только не пошла ей на пользу, но и косвенно добавила бонусов Лукашенко.
Сегодня, убедившись в слабости европейской политики, белорусский президент действительно получил прекрасный шанс доказать, что его весьма рано списывать с политической арены, как того хотелось бы многим местным оппозиционерам. И события вокруг Украины прекрасно это демонстрируют. 4 апреля в Минске на встрече с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым, рассуждая на украинскую тему и позицию России, Лукашенко заявил, что нынешние «санкции и прочее – всё это полный бред и чепуха, это болтовня. Запад сегодня ни на что не способен. Мы должны исходить из этого».
Однако столь успокаивающее заявление, дополненное фразой: «…Запомните, что бы я ни делал сейчас, разговаривая с Украиной, Западом, Востоком и так далее, я ни одного шага не делаю без согласования с руководством Российской Федерации, если вопрос касается России», – на самом деле заставляет задуматься.
С одной стороны, белорусская позиция многим кажется сегодня весьма уязвимой. Экономические проблемы и грядущие президентские выборы – всё это ставит официальный Минск в серьёзную зависимость от решений Кремля по Украине и финансовым вливаниям в Крым. Вряд ли в Москве будут разбрасывать деньги направо и налево в сложившейся ситуации, поэтому уже в ближайшее время белорусам может быть настойчиво предложено всё же задуматься над распродажей наиболее лакомых государственных активов. Например, «Беларуськалия» и предприятий нефтяной промышленности. Поэтому, нынешние заявления белорусского лидера рассматриваются многими, как попытка защититься политическими методами от грядущего российского нажима.
С другой стороны, Минск получил прекрасную возможность снова сыграть на европейско-российских противоречиях и добиться для себя максимальной выгоды. Как известно, несмотря на то, что Белоруссия проголосовала в ООН против резолюции о территориальной целостности Украины, поведение её руководства в дальнейшем не поставило окончательную точку по украинскому вопросу. Встреча с и.о. президента Украины Александром Турчиновым, разговоры о возможности превращения Белоруссии в сборочный цех для украинской военной промышленности, высказывания против поддерживаемой из Кремля идеи федерализации Украины, – всё это говорит о том, что сегодня в Минске снова решили поторговаться, как с Москвой, так и с Западом.
Правда, в отношении последнего, как уже указывалось выше, Лукашенко не питает никаких иллюзий, особенно сегодня, когда оказалось, что вся громогласно заявляемая поддержка Брюсселя и Вашингтона – это всего лишь пустые обещания, не подкреплённые практическими действиями, и связываться с ними крайне опасно. Поэтому нынешнее поведение белорусского руководства направлено, в первую очередь, на укрепление своих позиций в переговорах с Россией. Остальным же белорусским соседям, продемонстрировавшим свою политическую несостоятельность за последние несколько месяцев, по-видимому, придётся лишь наблюдать за участием Белоруссии в российско-украинских разборках.
Более того, Евросоюзу, так или иначе, придётся изменить своё отношение к белорусскому режиму, так как в сложившейся ситуации у нынешнего лидера Белоруссии не возникнет особых проблем в очередной раз продлить свой срок пребывания у власти в 2015 году. Сильная позиция Лукашенко на последующие несколько лет никак не входит в планы Брюсселя, а пошатнуть её можно, лишь выдернув Минск из политической сферы влияния России.
Экономическими методами Брюсселю это будет невозможно сделать, поэтому ЕС остаётся лишь ждать, когда белорусский президент сам совершит промашку, своим бездействием подталкивая его к этому.