На прошедших накануне выборах в Венгрии победила партия Фидес (венг. FiDeSz — сокращение о Fiatal Demokraták Szövetsége — Союз молодых демократов) во главе с премьером Виктором Орбаном, который открыто бросил вызов либеральным ценностям Евросоюза. Он не против связей с Россией, и он делает всё, чтобы часть Закарпатья перешла от Украины к Венгрии. Мадьяры показали, что недовольство внешних сил им – совершенно не указ. Тем временем справа Орбана подпирают совсем уж ультранационалисты из партии «Йоббик». Их успех можно считать настоящим ультраправым шоком для всей Европы.
Непотопляемый Орбан
Нынешние выборы в Венгрии впервые проходили по новой схеме. Вместо прежних 386 депутатов предстояло избрать всего 199, из которых 106 – по одномандатным округам и 93 «списочника». Новую формулу приняли с подачи премьера Виктора Орбана, которого и Евросоюз, и местная оппозиция обвиняют в диктаторских замашках. Что ж, обвинять, конечно, можно, но мадьяры к голосам извне, да и к собственной оппозиции остались глухи.
Победителем выборов стала возглавляемая Орбаном правоконсервативная партия Фидес, набравшая 44,47% голосов. Это на девять пунктов меньше, чем четыре года назад, и до полного успеха вроде бы мало. Однако с учётом выигрыша в 96 из 106 мажоритарных округов сторонники Орбана сохранили конституционное большинство в 133 места. Так что нынешний глава кабинета не просто сохранит своё кресло, но и ни в какую коалицию вступать не обязан.
Второе место заняла леволиберальная коалиция во главе с лидером Социалистической партии Аттилой Местерхази – 26,02% и 38 мест. В 2002-2010 гг. сия коалиция была правящей партией, и именно при ней Венгрия одной из первых в мире ощутила на себе удар мирового кризиса. Страна сильно просела, выросла безработица. И хотя экономические успехи Орбана за последние годы не были слишком впечатляющими, «авторов» венгерского падения народ не забыл, и не оценил.
Едва ли не главным триумфатором выборов можно назвать ультраправую партию «Йоббик» («За лучшую Венгрию», jobbik — в венгерском языке имеет два значения — «лучший» и «правый») во главе с её харизматическим вождём Габором Воной. 20,57% мадьяр отдали её своё предпочтение, что вылилось в 23 депутатских кресла. Наконец, пятипроцентный барьер преодолело также объединение «зелёных» и умеренных либералов – 5,27% и пять мест в парламенте.
Ультраправый шок для Европы
Подобный итог является самым настоящим ушатом холодной воды для Европы. Что такое «Йоббик»? Это отнюдь не Национальный фронт Франции, не Партия свободы в Голландии или Австрии. Флаг венгерских ультраправых «поразительно» совпадает с флагом венгерских салашистов – нацистов времён Второй мировой войны. Организация открыто говорит о ненависти к евреям и цыганам, о необходимости присоединить к Венгрии Закарпатье, Южную Словакию, часть сербской Воеводины и Румынской Трансильвании. Наконец, активисты партии открыто жгли флаги ЕС, требуя выхода Венгрии из организации.
Что же касается победившей партии Фидес и лично Орбана, то здесь мы имеем дело скорее не с традиционной европейской консервативной партией вроде ХДС в Германии, а с сочетанием умеренных националистов и евроскептиков с христианским уклоном. В любой стране Западной Европы Орбан бы считался политиком ультраправым, но Венгрия – иное дело. Мадьяры – народ горячий, по европейским меркам бедный, и здесь ультраправые – так уж ультраправые «хищные».
Победителем выборов стала возглавляемая Орбаном правоконсервативная партия Фидес, набравшая 44,47% голосов.
Нынешний премьер Венгрии – едва ли не самый харизматичный политик среди действующих руководителей европейских стран. И запомнился он далеко за пределами страны. Чего стоит принятая три года назад конституция страны, где говорилось о христианских корнях, о браке как союзе мужчины и женщины и о праве на жизнь с момента зачатия. А как же пресловутая толерантность к гомосексуалистам, отделение церкви от государства, право на аборт? Это прямой вызов европейским либеральным ценностям.
А ещё была прямая раздача венгерских паспортов жителям сопредельных стран. Так, в украинском Закарпатье их получили до 300 тысяч (!) человек – едва ли не каждый четвёртый житель края. В отличие от «Йоббика», Орбан в лоб не говорил о территориальных претензиях, но о несправедливости итогов Второй мировой войны и «неправильности» границ Венгрии он тоже упоминал. По форме просто выглядит умеренно, а по содержанию – практически то же самое, что и ультраправые.
Лицом на Восток, не прогибаться под Запад
Орбана за его «выкрутасы» откровенно не любили на Западе. Так, за все четыре года премьерства его ни разу не позвали прибыть с визитом в США. Та же Германия, та же Еврокомиссия беседовали с ним весьма прохладно. Но венгерские избиратели восприняли подобное поведение партнёров по ЕС и НАТО как давление на своего лидера, «посмевшего» проводить» независимую политику. Национальная гордость значит для мадьяр много, и они это подтвердили.
По периметру венгерских границ проживают более 2,5 млн этнических мадьяр, и 500 тысяч из них впервые голосовали на венгерских выборах. Львиная доля этих голосов пришлась на Закарпатье. Именно Орбан дал возможность соплеменникам проголосовать, объявив их «неотъемлемой частью венгерской нации». Понравится такое? Понравится. Премьер выступает в роли объединителя земель мадьярских, тут и провалы в экономической политике простить можно.
Между прочим атаки на Орбана со стороны Запада заставили его повернуться лицом к России, к которой он никогда симпатий не питал. В начале своей политической карьеры Орбан называл отношения с нашей страной «пережитком прошлого». Он боролся с «наследием коммунизма», с превращением Венгрии в «казарму Газпрома».Он всячески выступал за возведение трубопровода «Набукко». Но затем наступил поворот…
Газопровод «Южный поток» остался в числе приоритетных проектов для Венгрии. Мало того – недавно Орбан договорился с Россией о расширении венгерской АЭС «Пакш», построенной по советскому образцу. В свете последних событий на Украины глава венгерского кабинета всячески уклонялся от критики России, всячески давая понять, что Венгрия во всех этих разборках «не при чём». В общем, налицо прагматичная, независимая линия Орбана. Кто бы мог ожидать такое от политика, начинавшего карьеру как заурядный русофоб?
Венгрия как магнит для Закарпатья
Кстати, об Украине. Впервые жители Закарпатской области, которым с подачи Орбана раздали венгерские паспорта, имели возможность проголосовать на парламентских выборах. Сколько из них воспользовались данным правом – пока загадка. Но консульства Венгрии в Ужгороде и Берегово принимали в воскресенье многочисленных посетителей. А сколько-то ещё голосовали непосредственно на территории Венгрии. Тем, кто сидит в киевских властных кабинетах, есть, о чём задуматься.
Действия украинских националистов только играют на руку Орбану. Они то и дело оскверняют памятник 1000-летию перехода мадьяр через Карпаты на Верецком перевале. Не даёт им покоя и статуя «венгерского Пушкина» — Шандора Петёфи. Заявления временного и.о.президента Украины Александра Турчинова об одном официальном украинском языке заставляют задуматься о своём будущем не только жителей Харькова, Донецка и Одессы, но и мадьяр в Закарпатье, коих там минимум 12% населения.
Орбан уже демонстративно выделил Закарпатью финансовую помощь. Венгерские войска стянуты ближе к границе с Украиной. Мадьяры в самом Закарпатье организуют отряды самообороны, противостоящие «Правому сектору» и других местным и заезжим (в основном из Львова) отрядам воинствующих украинских националистов. Паспорта соседней страны продолжают раздавать. Вот она – защита соплеменников, которой предписывать заниматься конституция Венгрии, которая так не нравится Евросоюзу.
Не потому ли Орбан избегает критики России, что у него самого есть виды на часть украинской территории? Нет, открыто он об этом пока не говорит, но и не надо. Сидельцы киевских властных кабинетов сами делают всё для того, чтобы часть Закарпатья сама попросилась в Венгрию. Паспорта мадьярские есть, угроза от «Правого сектора» есть, уровень жизни в Венгрии выше, чем на Украине. Теперь, что называется, дело техники.
А всей Европе Орбан ещё наверняка покажет свой задиристый нрав. Выхода у него нет, ведь справа подпирает «Йоббик». Лучше иметь дело со строптивым нынешним премьером Венгрии, чем с совсем уже маргиналами. Ведь если Фидес и теряет голоса – то уходят они отнюдь не либералам, а ультранационалистам.