Большинство русских людей, проживающих в так называемом «ближнем зарубежье», оказались в положении неполноправных жителей новообразованных государств. Дискриминация часто закреплена на законодательном уровне. Особенно явственно это проявляется в Прибалтике, т.е. на территории, входящей в ЕС. Причём, подобная практика грубо противоречит тем либеральным ценностям, которые формально провозглашены основой политического устройства альянса.
В настоящее время русский народ является разделённым народом, т.к. 40% русских и смешанных семей проживают за пределами Российской Федерации. Другими словами, при разделе СССР интересы самого его большого народа совсем не учитывались. Всё резалось по живому. В таком случае, государство, в каковом титульная нация находится в соответствующем положении (например – Венгрия, Польша и т.д.) признаёт обычно факт разделения народа на конституционном уровне и на этом же уровне признаётся право нации на воссоединение. Однако, в современной России такая работа пока не проведена.
А ведь прошло уже более 20 лет с момента разделения государствообразующего народа. Но поскольку не создано идеологической и юридической базы воссоединения разделённого русского народа, то госструктурами РФ не проводится внятная политика в этом направлении. Созданные МИДом РФ Координационные советы российских соотечественников никакой серьёзной работы против русского рассеяния не ведут. Русская оппозиционная местным властям общественность, против которой ведётся работа спецслужбами НАТО, предоставлена сама себе. А ведь русское население Прибалтики рассматривается местными властями, как «пятая колонна» России.
Большинство русских людей старшего и среднего возраста с самого развала СССР ждут, когда им предоставят права и, по всей видимости, собираются ждать этого вплоть до гробовой доски. Они не организованы…
Формальная «дружба» Центристской партии (ЦП) Эдгара Саависаара и «Единой России» как бы указывают электорату путь — голосуйте за ЦП и всё будет в порядке. Большинство из этого электората не задумывается , что ЦП — это эстонская партия и какие бы на неё не вешали ярлыки противники и конкуренты, партия «носорога» не будет выступать против основных положений, сложившейся в ЭР политической системы, закрепляющей за эстонцами привилегированное положение в политике, что обеспечивает им двукратное преобладание в жизненном уровне над русскими жителями края .
Нужна массовая русская партия. Поэтому необходимо работать с русской молодёжью, не имеющей в сложившейся системе реальных перспектив для самореализации. Но необходимо создание «большой русской партии», т.е. партии, которая присоединит к своей деятельности не только граждан ЭР, но и других русских и русскоязычных жителей края. Будет ли это оформлено в виде двух крыльев одной, по существу, партии или официальная партия войдёт в крупную общественную организацию, — это не так важно. Возможность принять участие в русской политической работе должна быть предоставлена каждому желающему члену нашей общины.
Начиная дело, мы должны осознавать тот факт, что Эстонская республика создавалась её творцами БЕЗ НАС И ПРОТИВ НАС. Совершенно ясно, что законодательная база выстроена так, что даже если мы окажемся внутри неё, нас будут пытаться заставлять играть по враждебным для нас нотам.
Например, часть русских жителей края имеет гражданство ЭР, но они не могут помешать переводу русских школ на эстонский язык обучения. И даже, если все русские жители ЭР станут её гражданами и проголосуют за единую русскую партию, мы не сможем получить большинства в эстонском парламенте. Где же выход из этого заколдованного круга? Не играть по правилам, принятым против наших интересов, а создать свои и продвигать их всеми легальными способами. Тем более, что международное право и даже акты ЕС дают нам такую возможность .
Пакт о правах человека гарантирует право национальностей на самоопределение. Русские, и примыкающие к нам люди русской культуры, являются второй по численности национальностью в Эстонии и составляют более одной трети от её населения. Нам могут возразить, что принципу самоопределения противоречит принцип территориальной целостности государства. Однако, это происходит в том случае, если ставится вопрос о создании независимого государства. А для того, чтобы защитить права русских и русскоязычных, проживающих в Таллине, Палдиски, Нарве, Силламяэ, Кохтла — Ярве, Причудье и т.д. нужно создать Русскую территориальную автономию в рамках ЭР. Таким образом вопрос равноправия русских в Эстонии стоит на пути преобразования унитарной республики в федерацию двух равноправных субъектов. Тем более, что ЕС даёт нам в этом пример.
Во многих государствах Евросоюза — Великобритании, Испании, Бельгии, Финляндии созданы национально-территориальные автономии. И, наконец, сама Эстония признав независимость Косова от Сербии, признала де-юре право на самоопределение народа вплоть до отделения, т.е. пошла куда дальше чем принцип федерализации унитарного государства. Известно, что председатель ЕС Херман ван Ромпёй является одним из лидеров фламандских автономистов Бельгии.
Поэтому требование федерализации ЭР лежит в русле общеевропейской тенденции интеграции государств Евросоюза. Давно уже признано в ЕС, что принцип «Европа регионов» является основополагающим в такой интеграции.
В этой связи, если мы хотим надёжно защитить свои права, мобилизовать людей на борьбу и не зависеть от капризов эстонских нацпартий, то, создавая своё единое русское освободительное движение, мы должны положить в основу его политической платформы принцип федерализации и учреждения Русской территориальной автономии, так как в её пределах мы сами установим всё ЗА НАС.
Об авторе. Олег Морозов, 49 лет. Родился в Таллине. Образование высшее, словесник. В 1988 году стал членом правления организации «Интердвижение» (ИД), выступавшей за сохранение СССР. В 1989 году на съезде ИД выступал с предложением создать Русскую территориальную автономию в Эстонии. В дальнейшем — член русской общины, член руководства Эстонского республиканского Союза граждан России.
В настоящее время является учредителем Союза северо-западников нового поколения. С 1995 по 1997 гг. и с 1997 по 2000 гг. против Морозова велись процессы по возбужденным КаПо уголовным делам («Оказание сопротивление полиции» и «Разжигание политической розни»). В обоих случаях суды вынесли вердикт — оправдать за отсутствием состава преступления.