«Моряки НАТО ежегодно дерутся и бьют посуду, но наш мэр заметил это только сейчас»

Об этом в интервью «NewsBalt» рассказал депутат Вентспилсской гордумы Владислав Шафранский.

Депутат Вентспилсской городской думы Владислав Шафранский в интервью «NewsBalt» объяснил, почему мэр города Айвар Лембергс, до сих пор закрывавший глаза на шумный отдых натовских моряков и его последствия, вдруг решил придать делу международную огласку.   

— Владислав, мэр вашего города Айвар Лембергс неоднократно говорил об отвратительном поведении моряков НАТО, скажите, это правда, или он так себе зарабатывает политический капитал?

— Это, в целом, правда. В Вентспилсе ежегодно гостят военные моряки из многих стран. Обычно это происходит летом – регулярно проводятся натовские манёвры и совместные учения, в которых иногда принимали участие и военные корабли Балтийского флота России. В рамках этих учений, как следует из прессы, проводятся совместные работы минных тральщиков по освобождению акватории Балтийского моря от боеприпасов Второй Мировой войны. В ходе таких учений, бывает, что корабли натовской эскадры неделями стоят в Вентспилсском порту.

В течение двух последних лет многие горожане с удовольствием отметили красивую форму и отличное поведение моряков ВМФ России. О поведении натовских моряков приходилось слышать комментарии местных посетителей ночных клубов и баров. По их словам, и в предыдущие годы частенько случались шумные происшествия, связанные с отдыхом натовских моряков в барах в стиле голливудских вестернов. Без стрельбы в потолок, но с большими драками и массовым битьём посуды. Просто в предыдущие годы эти происшествия не заслуживали такой большой огласки, в том числе и потому, что наш мэр не обращал на них внимание. В этом году, полагаю, наш мэр должен был заметить эти эпизоды, поскольку на их фоне можно было сделать громкую саморекламу, тем более что последние политические события в мире подогрели тему «ЗА или ПРОТИВ НАТО». Кроме последних событий в Вентспилсе мне известны случаи двух-трёхлетней давности с избиениями натовских лётчиков в городе их постоянного базирования Каунасе (Литва), где их, как я помню, наказали местные жители за «плохое поведение» в местах общественного отдыха.

— Понятно, а если Лембергса не пожелают услышать, и моряков с кораблей НАТО никто не урезонит, как вы считаете, возможен ли в этом случае централизованный протест жителей города?

— Жители Прибалтики отличаются спокойствием, так что, уверен, протест не возможен. Пара вытоптанных клумб и пьяные крики по ночам — этого вряд ли достаточно, чтобы всколыхнуть общественное сознание. Кроме того, было бы неправильно говорить, что у нас каждую неделю происходит нечто подобное. В целом натовские моряки – нечастые гости в порту. Если «призрак восточной угрозы» прочно укоренится в головах местных политиков, и к нам на постоянное место жительства массово переедут натовские войска, и если они заскучают, возможно, появятся более веские причины для протестов, но говорить об этом преждевременно.

— Если, конечно, не секрет, как уживаются в Вентспилсе латыши и русскоязычное население, чьи позиции в городе сильнее?

— После вывода советской армии с семьями соотношение латышей и нелатышей в городе изменилось в пользу первых. По моим расчётам, примерно 60 на 40. Активная экономическая эмиграция уменьшает численность и тех, и других. Но социальная политика и всесторонняя правительственная поддержка курса на ассимиляцию приводит к тому, что многие нелатыши «облатышиваются», как следствие, статистические пропорции меняются в пользу латышского населения. Насколько я знаю, эти тенденции в целом характерны для всей Латвии. При этом порядка 80% персонала в градообразующих портовых предприятиях и на железной дороге – русскоязычные, те, кто, собственно, создавал портовую отрасль и коммуникации.

Люди разных национальностей в городе уживаются совершенно спокойно, поскольку, во-первых, северный темперамент латышей и местных славян способствует налаживанию диалога. Во-вторых, латыши, по моему искреннему убеждению, в целом, очень спокойный и толерантный народ, и чтобы жить с ним в мире, достаточно соблюдать вполне простые правила поведения и общечеловеческие вещи. В-третьих, городская власть строго придерживается нейтралитета в вопросах, где можно было бы навязать горожанам спорную языковую политику центрального правительства. Мне неизвестны случаи, когда местные чиновники отказались бы общаться с посетителями городской думы на русском языке.

— Мэр Риги Нил Ушаков недавно буквально пригласил натовских военных «тратить деньги» в столице Латвии, как вы думаете, это было опрометчивым поступком с его стороны?

— Нет, почему же, британские «мальчишники» и прочие любители помочиться на памятники уже давно стали частыми гостями нашей столицы, и несколько десятков натовских моряков вряд ли сильно ухудшат санитарно-эпидемиологический фон, при этом смогут дать значительную прибыль местному мелкому бизнесу и городскому бюджету. Будем реалистами – натовские моряки – весьма денежная клиентура.

— Иными словами, несмотря на весь негатив, от их пребывания,в том числе, и в вашем городе,есть несомненная польза?

— Да, как я уже сказал, моряки весьма платёжеспособны и заинтересованы в получении береговых услуг различного характера. С появлением в городах военных моряков местные бары, рестораны и кемпинги могут неплохо заработать.

— Давайте, уйдём немного в сторону от этой не самой приятной темы. Расскажите, пожалуйста, а чем вообще в последнее время живёт Вентспилс: где, в основном, работают горожане, насколько развита инфраструктура, в чём основные проблемы города и т.п.?

— Город Вентспилс однозначно является самым современным, чистым и ухоженным городом Латвии. С распадом Советского Союза город стал богатеть, поскольку появилась возможность оставлять себе значительную часть средств от перевалки нефтепродуктов. Во времена Союза порт перегружал, в среднем, более 35 млн.тонн. В первые годы независимости был существенный (политически мотивированный) спад до 24 млн.тонн. На сегодняшний день порт вернулся к показателю 34-35 млн.тонн ежегодно, хотя, по оценкам специалистов, в перспективе грузоперевалку ждёт постепенное снижение, основной причиной которого является активизация портового строительства в России и национальная политика по перетягиванию отечественных грузов в отечественные порты.

И сейчас, и в будущем, порт и сопутствующие предприятия безусловно будут главными работодателями города – в транзитном секторе и сопутствующих услугах занято (по моим оценкам) свыше 60% работоспособного населения.

Неограниченные возможности мэра-олигарха по использованию правительственного административного ресурса привели к тому, что Вентспилс успешнее других привлекает огромные средства еврофондов на инфраструктурные проекты – за счёт евроденег реконструированы и утеплены школы, больницы, построены новые детские сады, дороги, производятся масштабные рекострукции систем отопления и водоснабжения, построены крытый и закрытый аквапарки, новые спортивные объекты, в том числе, баскетбольный зал, тренажёрные залы, ледовый дворец, на высшем уровне обустроен морской пляж. Строгий надзор за экологической ситуацией позволил сертифицировать городской пляж согласно европейским стандартам экологической чистоты. Вне всякого сомнения, Вентспилс сегодня – один из самых красивых и ухоженных городов Прибалтики.

Основная проблема города (не углубляясь в рэкетирские методы работы нашего мэра), на мой взгляд, — характерный для всей новой Европы упадок промышленности и недостаток рабочих мест. Наличие еврофондов позволяет сделать красивый фасад, отремонтировать инфраструктуру и коммуникации, но этого недостаточно. По дорогам и коммуникациям, как по кровеносным сосудам, должна бежать жизнь – гружёные составы, автомашины, нефте-, газо- и прочие доллары. Этого сегодня нет. Квалифицированный персонал разъехался по благополучным уголкам Европы. Однако всё относительно. Есть и плюсы – невысокие цены на недвижимость привлекают покупателей. Эмиграция снижает антропогенные факторы и улучшает экологический фон.

Поймите правильно – всё это, конечно, больно, но в любой ситуации есть и положительные моменты. Судьба нашего города сегодня – наглядный пример того, как за счёт Европы сделать красивый (но пустой и невесёлый) дом. Нам нужно делать всё, чтобы заселить в него шумных и зажиточных соседей–россиян с их бизнесом и капиталом. Вот такая аллегория.

— За какие вопросы лично вы отвечаете в городской думе и трудно ли было вам, нелатышу, стать депутатом?

— Я являюсь депутатом Вентспилсской городской думы с 2005 года (уже четвёртый созыв). Если не ошибаюсь, я первый в независимой Латвии депутат Вентспилсской думы – нелатыш. Незадолго до этого в порядке натурализации получил гражданство Латвийской Республики. Язык освоил уже в зрелом возрасте – школа жизни. Стать депутатом было несложно. В 2005 году был избран в думу по партийному списку от Партии народного согласия. На сегодняшний день ввиду неразрешимых противоречий в вопросах этики и порядочности, а также по причине различных взглядов на методы управления городом и развития бизнеса нахожусь в жёсткой оппозиции к мэру и его партии. Поскольку оппозиционеров в городе всего два из 13, единственное, что мы можем сделать – это пытаться говорить о некрасивых и неправильных вещах, добиваться открытости и прозрачности в вопросах возможной коррупции, распределения горзаказов и прочего. Думаю, об успехах говорить преждевременно.


Справка «NewsBalt». Владислав Шафранский родился в 1974-м году во Владивостоке. В возрасте 10 месяцев родители привезли Владислава в Вентспилс, когда демобилизовался его отец, отслуживший 20 лет на Тихом океане в рядах ВМФ СССР. В 1995-м году окончил Вентспилсский филиал Рижского технического университета (Экономический колледж) по специальности «Предприниматель малого бизнеса». В 1999-м — Московский университет коммерции и права (на Таганке), по специальности «Менеджмент коммерческой деятельности», бакалавр менеджмента. Работал на различных должностях в порту. Прошёл путь от референта-переводчика до руководителя стивидорной компании (портовая компания, занимающаяся перевалкой и хранением грузов в порту,то же, что и портовый терминал) и депутата Вентспилсской думы. Женат, трое детей.