Фото:

Насколько страшны оружейные санкции Запада против России

Историк Сергей Балмасов проанализировал для читателей «NewsBalt», кто выиграет от «военных санкций» против России.

До сих пор попытки Запада вынудить Россию отказаться от экспансии на Украине путём введения санкций не имели успеха. С учётом тесной экономической привязки Брюсселя и Москвы Вашингтону не удалось распространить их на внешнеторговую сферу. Однако угроза расширения эмбарго в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) может стать для России реально ощутимой. Несмотря на заявления российских экспертов о неспособности Запада нанести существенный урон России с помощью санкций, в сфере ВТС она имеет уязвимые места.

Станут ли санкции против Чемезова началом реальных мер против российского ВПК?

То, что США наложили санкции на главу «Ростеха» Сергея Чемезова (в том числе по запросу Департамента финансов этой страны), является одним из первых действительно тревожных индикаторов для России относительно серьёзности американских намерений относительно дальнейшего сотрудничества в сфере ВТС в том случае, если Москва продолжит «аннексионистскую» политику на Украине и прежде всего, на её Юго-Востоке.

Пока санкции реально не коснулись возглавляемой им компании, но в том случае, если Москва в том или ином виде поддержит действия «сепаратистов» в Донецке и Луганске, эмбарго может быть распространено и на неё. Соответственно, под вопросом может оказаться и реализация целого ряда оборонных сделок с третьими странами, особенно теми из них, которые реально не желают ссориться со Штатами и тем более по такому вопросу.

Между тем, судя по конкретной реакции как ЕС, так и США, они вводят соответствующие ограничения с опаской, явно не стремясь применить «крутые» меры. Запад делает это достаточно мягко, вводя санкции, не затрагивающие основ торгово-экономического сотрудничества. Следуя этой логике, Брюссель и Вашингтон тем не менее могут наложить их на структуру Чемезова.

Во-первых, в США существует понимание, что наложение санкций на «Ростех» не приведёт к параличу российской оборонной отрасли, поскольку с сентября 2013 г. у отдельных компаний ВПК РФ появились возможности для самостоятельного выхода на оружейный рынок.

Пока им реально практически никто не воспользовался, но в случае введения эмбарго против структуры Чемезова они должны воспользоваться этой лазейкой. Тем более, что многие российские оборонные предприятия тяготятся излишней опекой «Ростеха». И, судя по всему, не заинтересованный сейчас в реальном столкновении с Россией Запад во всяком случае пока готов её оставить открытой.

Во-вторых, по оценке западных источников, в последние годы практическая значимость данной компании снижалась и, по сути, она оказалась реально не в состоянии обеспечить несколько крупных контрактов для российских оборонных групп даже с рядом старых постоянных клиентов, а с некоторыми из них в результате даже происходили серьёзные трения относительно сроков сдачи продукции и её качества.

Примечательно, что у Обамы уже неоднократно была возможность наложить на «Ростехнологии» санкции, в том числе по причине продолжения оружейных поставок режиму Башара Асада в Сирии, когда Вашингтон объявил о ряде ограничительных мер на данном направлении в отношении иностранных структур, взаимодействующих в этой сфере с официальным Дамаском.

Подобная снисходительность администрации Обамы к данной компании отчасти объяснялась налаженным ей партнёрством с Пентагоном, который через него покупал российские боевые вертолёты Ми-17 В5 для оснащения афганских вооружённых сил. Треть из намеченных к приобретению 63 вертолётов общей стоимостью 1,125 млрд долларов уже были приобретены Вашингтоном. Также через «Ростех» поставляются по заказу США запасные части и легкое вооружение для подразделений афганской армии, в значительной мере продолжающих эксплуатировать привычную им советскую боевую технику.

В этой связи Вашингтон «намекает» российской стороне, что кроме афганских контрактов именно он «пустил» «Ростехнологии» на иракский рынок, который с момента свержения Саддама Хусейна в значительной степени находился под контролем США. В результате Москва заключила контрактов с режимом Нури аль-Малики на общую сумму более четырёх млрд долларов, в том числе по боевой авиации, включая ударные вертолёты, танки, а также легкое стрелковое оружие.

Поэтому Вашингтон не исключает, что он может затруднить дальнейшую реализацию оборонных контрактов со столь привлекательными партнёрами как Афганистан и Ирак. И если не поспособствовать прямому разрыву уже действующих соглашений в сфере ВТС между Россией и Ираком, то сорвать заключение новых договоров в данной области.

В первую очередь, речь идёт о переговорах «Ростеха» с иракской стороной относительно заключения возможного контракта на поставку истребителей МиГ-29 и Су-30. По информации западных источников, «главным архитектором» этих консультаций являлся Артак Товмасян, близкий к Чемезову человек.

Роль «американо-российской Буловы»

Впрочем, пока оснований для беспокойств относительно вероятных активных действий США против российского оборонного экспорта нет. Соответствующим индикатором и тревожным звонком для Москвы стали бы ограничительные действия в отношении небольшого российского брокера по продажам Bulova Technologies Group, оформляющего сделки в оборонной сфере между Россией и Пентагоном, базирующегося в американском штате Флорида по адресу 2409 Falkenburg Road Tampa, FL 33619.

Известно об этой компании, действующей с 1995 г., не так много. Согласно западным источникам, до 2010 г. эта компания в том числе специализировалась на сделках с «нетрадиционным оружием» (в том числе для подразделений американского спецназа) и, по данным западных источников, фактически представляла «Рособоронэкспорт» в США.

Её президентом и акционером является Стивен Гурба. После работы на производителей боеприпасов General Defense, Olin Ordnance и Valentec, Стивен Гурба приобрел её при поддержке Bankers Trust, которая была приобретена в 1998 году немецкой банковской структурой Deutsche Bank. В 2010 году группа получила контракт НАТО по управлению заменой миномётных боеприпасов с вооружёнными силами бывших стран социалистического лагеря (Албания, Болгария, Хорватия и др.). Партнёром BULOVA по продолжению договора является сербская компания Krusik Holding.

В феврале 2012 г. «Булова» диверсифицировалась по заключению контрактов с тяжёлыми вооружениями, когда она стала агентом США по заключению сделок с Рособоронэкспортом и реально помогла ему получить несколько контрактов с Пентагоном. При этом группа имеет менее прибыльные дочерние структуры, Bulova Fuse и Bulova Ordonance (артиллерия и боеприпасы к ней) и на начало 2013 г. она вела переговоры с американским оборонным гигантом Lockheed Martin, стремясь стать его партнёром в реализации военных программ в Саудовской Аравии, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. Lockheed M. планирует инвестирование в те страны, куда он продаёт боевую технику, в том числе финансирование строительства местных боеприпасов заводов в партнёрстве с «Булавой».

Не исключено, что она специально была создана на случай разного рода перманентных обострений между Москвой и Вашингтоном и для оформления «скользких» для обеих сторон сделок. Например, данная компания, обрабатывает сделки по ВТС для афганских и иракских вооружённых сил. Так, именно при помощи этой структуры только в феврале – июне 2011 г. Москва выручила от поставки афганским вооружённым силам через США легкого стрелкового оружия и боевой техники на общую сумму в 0,38 млрд долларов. И пока Вашингтон не пытается как-то заметно ограничить её деятельность.

Ведь во многом именно благодаря ей сторонам удавалось обходить «острые углы» в этой сфере. Примечательно, что 21 декабря 2012 г. Конгресс США фактически одобрил санкции в отношении тех компаний, которые продолжают сотрудничество с сирийским режимом. Причём на эти меры пошли как республиканские, так и демократические представители. Однако это практически никак не отразилось на связях между российским «Рособоронэкспортом», поставляющим оружие сирийской армии и Пентагоном. Однако Bulova стала своего рода инструментом, позволяющим безболезненно для обеих сторон игнорировать это, по сути, мертворождённое решение.

Поскольку подобные меры вызвали некоторые затруднения для реализации совместных сделок по ВТС, эти законодательные поправки американские военные умело обходили при помощи «российской Булавы в США».

При этом для американской стороны возможное наложение санкций на «Булаву» представляет определённые неудобства. Но даже и в этом случае для обеих сторон подобная ситуация не стала бы катастрофой. Ведь кроме «Булавы», подобные сделки с «оружейным секонд-хэндом» из стран бывшего Варшавского договора могут заключаться через «резервную» структуру Multinational Defense Services, возглавляемую Анджело Саитта, бывшим исполнительным директором «Булавы», специализирующимся на реализации заказов американского Командования специальными операциями.

Имеются в США и украинские структуры, которые бы могли содействовать Пентагону в исполнении заказов по советским вооружениям. Впрочем, в условиях революционного хаоса на Украине их реализация становится проблематичной.

Усиление НАТО на границах с Россией

Между тем, серьёзным индикатором относительно дальнейшего развития событий, в том числе и в сфере ВТС, является усиление активности НАТО в регионе. Драматическое развитие ситуации на Украине дало весомый повод Североатлантическому альянсу усилить своё военное присутствие у российских границ. Первой ласточкой стало направление в страны Восточной Европы и Прибалтики дополнительных и более технологически оснащенных разведывательных подразделений.

Следует особо заметить, что переброска подразделений электронного мониторинга (радиотехническая разведка), осуществлённая под эгидой двусторонних соглашений НАТО, была осуществлена после того, как новый начальник украинского Совета национальной безопасности Андрей Парубий заявил, что Украине угрожает реальная опасность российского вторжения, поскольку якобы Кремль сосредоточил на границе около 100000 своих военнослужащих.

С учетом того, что на Западе российский президент Владимир Путин слывёт непредсказуемым лидером, данная информация нуждалась в серьёзной и детальной проверке. Между тем, уже первичные оценки специалистов НАТО, сделанные вскоре их прибытия в Румынию и другие страны, откуда они могли отслеживать передвижения российских военных, были скорректированы в диапазоне от 10000 до 40000 человек.

А после дополнительной обработки данных разведывательных служб основных членов НАТО Пентагон остановился на цифре в 20000 человек. В их число французские эксперты включили и личный состав «нескольких танковых бригад». Также они же установили переброску в Крым двух дивизионов ПВО, оснащённых зенитно-ракетными комплексами С-300, а также системами (радарами) для осуществления морского наблюдения.

Именно данные этого наблюдения позволили экспертам НАТО с высокой долей вероятности убедиться в том, что Россия не планирует широкомасштабного вторжения на Украину и при самом негативном развитии событий ограничится на данном этапе лишь ограниченными рейдами в восточные области.

Таким образом, получение этой информации отчасти успокоило Запад. После этого его основные усилия сосредоточились на выявлении конкретной деятельности на украинской территории российских спецслужб, причем не только ГРУ, но и, согласно западным источникам, на активной работе на данном направлении «сотрудников ФСБ Отдела оперативной информации и международных отношений во главе с Олегом Хр-вым».

Однако только лишь расширение присутствия в составе наземных сил мониторинговых групп дело не ограничивается. Для реального «успокоения» своих европейских союзников под предлогом «сдерживания агрессивной» России они увеличивают своё военное присутствие в регионе. Так, за кулисами продолжающейся российско-украинской напряжённости происходит не только формальное увеличение военных сил США в Польше и некоторых других соседних с Россией государствах, но и реально заметное усиление американского воинского контингента в Румынии.

Параллельно появлению на её территории подразделений по электронному мониторингу из Франции и других стран НАТО, отслеживающих перемещение в регионе российских вооружённых сил, в том числе их развёртывание на границе с Украиной, Бухарест в течение апреля принял более 600 американских морских пехотинцев.

Они были размещены на румынской военной базе «Михаил Кагальничеану» на Чёрном море под общим командованием Сил специального назначения морской пехоты по антикризисному выполнению воздушно-наземных задач (SP — MAGTIF). Данное подразделение было создано в 2012 г. после убийства американского посла в Ливии. В числе его функций – быстрое обеспечение американского вмешательства в кризисные события в Средиземноморском бассейне и Африке. 

Впрочем, пока о сколько-нибудь заметном участии с их стороны в конфликте на Украине речи не идёт. Об этом можно судить уже потому, что, базируясь на постоянной основе в Испании, оно уже выполнило несколько миссий по эвакуации гражданского населения, в том числе в Уганде и других государствах.

Тем не менее, всего в одной только Румынии с момента кризиса были размещены «на временной основе» более одной тысячи военнослужащих США по условиям соглашения с Бухарестом, которые изначально по официальной версии должны были обеспечивать содействие выводу американского контингента из Афганистана. Согласно планам Вашингтона, через базу «Михаил Кагальничеану» оттуда могут быть выведены от 20 до 30 тысяч бойцов.

Впрочем, развитие событий на Украине несколько скорректировало их состав и реальное назначение. При этом ранее в Чёрное море вошёл эсминец УРО ВМФ США «Дональд Кук», оснащённый системой ПРО AEGIS и противоракетами для перехвата баллистических ракет, к которому в ближайшее время должны присоединиться и другие американские боевые корабли.

Примечательно, что сразу после официального присоединения к России Крыма, 18 марта Великобритания заявила о возможности усиления военного присутствия НАТО в Прибалтике. В первую очередь, речь идёт о Литве, государстве, испытывающем заметный дискомфорт от усиления российской военной активности на территории постсоветского пространства.

При этом, «пользуясь случаем», Лондон и другие его союзники стремится не просто направить на военно-воздушную базу в Шяулее дополнительных сил ВВС Североатлантического блока.

А министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан заимствовал ту же тактику при посещении Польши и Эстонии 21 марта. Он также объявил о готовности Франции увеличить её военное присутствие в странах Прибалтики в том числе за счёт направления в Шяуляй истребителей Rafale из знаменитой эскадрильи «Нормандия – Неман».

Таким образом, несмотря на то, что пока численность группировки войск НАТО в регионе незначительна для того, чтобы реально угрожать России вмешательством в события, постепенно их присутствие становится всё более осязаемым. Следует заметить, что даже если их развёртывание произошло на временной основе, американское военное присутствие у границ с Румынией позволяет Вашингтону послать Владимиру Путину дополнительный «недружественный» сигнал.

Антироссийские санкции как способ пополнить бюджет Запада

Появление дополнительных сил НАТО у границ с Россией служит ещё одним побудительным мотивом для соседей Москвы на западном направлении к дальнейшему углублению оборонных связей с «главными» странами Североатлантического альянса.

Это, в частности, заметно на румынском примере. Так, совсем недавно румынский министр обороны Румынии Мирсеа Дуза объявил о том, что ВВС этой страны примут участие в совместных с американскими коллегами учениях истребителей-бомбардировщиков F-16. И до прибытия сюда закупленной в Португалии партии самолётов этого же типа, направляемых на усиление военной составляющей Бухареста, подразделения ВВС США будут находиться здесь. Следует заметить, что «португальские» F-16 перед отправкой в Румынию подверглись модернизации.

И Запад уже сейчас пытается «по-полной» использовать обострение с Россией для достойного возмещения издержек от этого за счёт третьих стран. Нагнетание напряжённости на Украине стало настоящим подарком для западных оборонных компаний, которые пытаются на этой «волне» сбыть свою дорогостоящую продукцию соседним с Россией странам, в первую очередь, из Восточной Европы и Прибалтики.

В этой связи «под шумок» британская компания Eurofighter Typhoon после отмены крупной сделки с Объединёнными Арабскими Эмиратами в прошлом году предложила Вильнюсу купить свои дорогостоящие истребители.

А министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан предложил поставить им боевые самолёты своего производства. Следует заметить, что эти государства уже являются клиентами французский оборонной промышленности. Только в прошлом году Эстония приобрела два радара дальнего радиуса GM400 у компании Thales, которые также купила и Финляндия, проявляющая всё большее беспокойство ввиду усиления России.

Французские оборонные предприятия также рассчитывают увеличить параметры своих бизнес-сделок с Польшей. О том, какую важность в планах Парижа имеет данная страна, наглядно говорит тот факт, что с момента своего назначения министром обороны в июне 2012 года Ле Дриан посещал её не менее семи раз. Что и неудивительно: по сравнению с малыми и ограниченными в плане денежных ресурсов прибалтийскими государствами Варшава обладает серьезными возможностями для заключения оборонных сделок крупного масштаба.

Прежде всего, Франция рассчитывает на продажу Польше 70 вертолётов Caracal компании Airbus (бывший Eurocopter) на общую сумму в три млрд евро. С ней за этот контракт борются американский вертолётный производитель Сикорский и британо-итальянский Agusta Westland.

В результате ещё одним направлением сотрудничества между США и крупными европейскими странами с государствами Восточной Европы и Прибалтики, направленного на их «успокоение» перед лицом военной демонстрации со стороны России является дополнительное насыщение явно избыточным количеством боевой техники. Пользуясь испугом «маленьких» соседей России, их западные союзники вместо оказания реальной экономической помощи в условиях кризиса предпочитают навязывать им разорительные сделки в оборонной сфере. 

Российская «оборонка» и иностранные производители. Сфера микроэлектроники

Кроме того, говоря об уязвимых местах России в оборонной сфере, нельзя не упомянуть о том, что наша страна также испытывает зависимость от иностранных производителей. В частности, речь идёт об отрасли микроэлектроники, в которой за постсоветский период она стала испытывать огромное отставание перед развитыми государствами. И даже в эпоху наибольшего потепления отношений с США и европейскими странами в «ельцинский период» Запад отказывался поставлять России различные чипы и микросхемы, используемые в оборонной промышленности, в том числе при производстве современной боевой техники, включая зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400 и др.

Выход был найден благодаря Южной Корее, которая, в обмен на поставки российской стороне необходимой ей продукции, получила доступ для направления в высшие военно-учебные заведения страны своих специалистов и прохождения там обучения, а значит, и ознакомления с системой подготовки офицерских кадров в современной России. Эта схема до последнего времени работала успешно.

Однако учитывая тот факт, что Южная Корея является союзницей США, которые, в свою очередь, служат гарантом её существования в условиях соседства с воинственным коммунистическим режимом в КНДР, в любой момент Москва может лишиться стратегически важной для неё продукции. Заменить её поставками из других стран в силу разных причин (например, недостаточного качества продукции или банального нежелания производителей осуществлять такие сделки) также не представляется возможным.

Со стороны ряда представителей и лоббистов российского ВПК звучали заявления относительно реализации варианта с «импортозамещением». Но в обозримой перспективе данную ситуацию не исправить в силу отсутствия необходимого оборудования, технологий и подготовленного должным образом персонала.

Роль иностранных компаний в российском военном экспорте

Кроме того, серьёзной остаётся привязка России к зарубежной авионике, электронике различных видов, прицелам и приборам ночного видения, используемым при производстве боевой авиации, включая самолёты и вертолёты, а также бронетехники, в первую очередь идущих на экспорт. Речь, в частности, идет о продукции французских (например, Safran и Thales), а также израильских компаний (например, Elbit).

В первую очередь, дальнейшая эскалация угрожает партнерским отношениям между вышеуказанными французскими структурами и «Сухим». Эти промышленные группы обеспечивают последнего цифровой авионикой, системами планирования миссий и инерционными блоками, прежде всего, устанавливаемыми на экспортных истребителях Су-30. Это же касается новых боевых вертолётов Ми-28НЭ с французской авионикой, которые Россия продает Алжиру, а также танков T90M, оснащённых приборами (камерами) ночного видения Thales. Партия последних была продана недавно Индии.

Несмотря на то, что формально продукция иностранных компаний, в основном, идёт лишь на обеспечение зарубежных поставок, возможное прекращение сотрудничества с ними может самым негативным образом отразиться на российском военном экспорте, поскольку в этом случае Москве придется экстренно искать замену иностранным составляющим, которые выпускает очень ограниченное количество производителей.

Между тем, по закону российские производители боевой техники не могут ставить на экспортные варианты выпускаемой ими продукции новейшие образцы отечественной авионики и другие виды оборудования из соображений безопасности страны. В этой связи перед Москвой в перспективе встаёт серьёзная проблема обеспечения договоров по ВТС, в том числе и с близкими союзниками, от обороноспособности которых в немалой степени зависит и безопасность нашей страны.

Пока Москву в данной ситуации выручает лишь то, что иностранные производители вышеуказанной продукции не желают разрывать с ней наработанные связи и терять прибыль. В особенности это касается французских компаний. Впрочем, в том случае, если они получат достойную компенсацию за подобный разрыв, эффект от предоставления которой усилится угрозами применения санкций за отказ прекращать сотрудничество, их руководство в перспективе может и пересмотреть прежние соглашения.

«Мистраль» между Россией и Францией

Особенно тяжёлым может быть разрыв для России разрыв соответствующих отношений с Францией. Впрочем, пока её манёвры на данном направлении «скованы» обязательствами поставить России в октябре 2014 г. два вертолётоносца «Мистраль» стоимостью около 1,6 млрд евро.

Важным моментом является то, обе стороны испытывают взаимную зависимость от поставок «мистралей». С одной стороны, в случае продолжения давления Запада на Москву последняя с лёгкостью может отказаться от сделки по этим кораблям.

Ведь ей изначально «мистрали» были просто не нужны по причине отсутствия у российских вооружённых сил боевых задач, для которых они могли бы реально использоваться. Необходимо напомнить, что изначально эти крайне уязвимые в условиях современных боевых действий корабли создавались во Франции для проведения крупных десантных операций на значительном удалении от основных баз (главным образом, на африканском направлении) прежде всего в отношении слабого в техническом отношении противника, не имеющего эффективных противокорабельных средств.

Дело в том, что эта странная для многих сделка конца 2008 г. по «мистралям» объяснялась не только возможным наличием коррупционной составляющей. Её заключение стало и своего рода «благодарностью» тогдашнему французскому президенту Николя Саркози за лояльное по отношению к Кремлю посредничество в разрешении конфликта с Грузией.

Однако наличие этого заказа изначально сковывало действия Франции против России, который в случае заметного ухудшения двусторонних отношений может быть принесён в жертву. Впрочем, России необходимо учитывать, что сейчас Париж, понимая свою уязвимость, сам не против освободиться от «лишних» связей с Москвой по «мистралям», что позволило бы ему активнее давить на неё, а также на руководство пока ещё не желающих прекращать сотрудничество с российской стороной компаний Safran и Thales.

В этой ситуации Париж стал искать для «мистралей» «резервных» покупателей, что представляет существенную проблему ввиду особой специфики использования данных кораблей, наличие которых в составе своего ВМФ могут позволить лишь крупные и финансово обеспеченные государства, к тому же имеющие амбициозный «агрессивно-наступательный» внешнеполитический курс. Известно, что в феврале-марте французская сторона уже выходила с соответствующими предложениями на руководство ЮАР, достаточно тесно и длительное время связанное с Францией по ВТС, особенно в сегменте ВМФ, в том числе благодаря традиционному наличию коррупционной составляющей в этой сфере отношений между Парижем и Преторией. Однако пока оттуда они внятного ответа не получили. Возможно, это объясняется важностью сохранения для руководства Южно-Африканской Республики стабильных отношений с Россией. Тем более, что нынешний президент этой страны Джекоб Зума является выпускником Высшей школы КГБ.

Кроме того, благодаря в том числе российской поддержке она пополнила неформальный клуб крупных держав БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), получивший в результате название БРИКС. В любом случае, пока в результате плюсы от сохранения дружеских отношений с Россией перевешивают «иные» соображения руководства этой страны.

С другой стороны, звучавшие в феврале-марте 2014 г. угрозы со стороны окружения нынешнего президента Франции Франсуа Олланда лишить Россию «мистралей» в первую очередь напугали французских судостроителей. Они опасались остаться без работы в результате срыва данной сделки. И этот вариант развития событий создавал нынешнему президенту Франции Олланду заметные внутренние проблемы, грозившие вылиться в дополнительные массовые выступления протеста в отношении его курса.

Таким образом, несмотря на усиление словесной риторики, западные державы пока не заинтересованы в заметном усилении обострения с Россией. Напротив – им гораздо выгоднее в этом случае сохранение ситуации неопределённости, в том числе позволяющее их оборонным компаниям спекулировать на панических ожиданиях правящих в странах бывшего социалистического блока и республиках бывшего СССР гипотетического «российского вторжения», не разрывая при этом соответствующих наработанных связей с Москвой.

В то же время, однако, исходя из постепенных и очень осторожных шагов Запада на этом направлении, Москве с большой долей вероятности не следует в ближайшие дни ожидать на этом направлении очень резких действий как со стороны Вашингтона, так и со стороны Брюсселя.

В любом случае, на данном направлении применительно к сфере ВТС позиции Москвы выглядят более уязвимыми по отношению к Западу. И Кремлю необходимо как можно точнее просчитывать все возможные варианты развития ситуации, в том числе и самые негативные, чтобы быть готовым к адекватному и своевременному ответу на подобные вызовы.