«ПолУкровки» НАТО

Политолог, эксперт «NewsBalt» Юрий Павловец высказался о виктимности как основе жизни восточно-европейских политиков.

В конце апреля премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании кабинета министров страны заявил, что «мир ещё не забыл Вторую мировую войну, а Россия хочет начать третью мировую войну». Несмотря на всю дикость и нелепость подобного обвинения, среди тех, кто называет себя партнёрами Украины, нашлись многие, кто был бы рад такому развитию событий.

И дело здесь не только в стремлении заработать на украинском кризисе, как с точки зрения политических бонусов, так и финансово. Сегодня уже невооружённым глазом виден панический страх европейской политики перед Кремлём, который заставляет её реанимировать давно забытые и абсолютно бесполезные проекты, и порождает многочисленные комплексы. И всё это накладывается на непреодолимое желание окружить себя как можно большим числом военных подразделений, пускай даже игрушечного характера, но способных хоть на время успокоить больное воображение политиков.

С этой точки зрения показателен недавно восставший из небытия проект создания польско-украинско-литовской военной бригады. Об этом недавно заявили сразу министр обороны Польши Томаш Семоняк и его нынешний коллега из Украины Михаил Коваль. При этом последний считает, что подобная бригада «обеспечит мир в каждом государстве, в том числе на Украине». Однако на самом деле, если данное военное подразделение и появится, то играть существенную роль в обороне трёх стран оно не сможет.

siemoniak_ua.jpg

Министры обороны Украины Михаил Коваль и Польши Томаш Семоняк реанимировали идею объединённой бригады — «ПолУкровки» НАТО. 

Необходимо напомнить, что решение о создании указанного формирования было принято ещё в июне 2007 года на совещании министров обороны стран Евросоюза и Украины. Через год было решено, что новоиспечённая бригада с труднопроизносимым названием «ЛитПолУкрБриг» (LitPolUkrBrig) будет объединять миротворческие контингенты трёх стран. При этом предполагалось, что формирование будет использоваться в международных мирных операциях под мандатом ООН, ЕС и НАТО.

Главной целью объявлялось содействие международному сотрудничеству «во имя мира и укрепления регионального военного сотрудничества». Однако с приходом к власти Виктора Януковича данная идея практически сошла на нет из-за нерешённости вопросов по организационно-штатной структуре, механизму финансирования и обеспечения, численности состава (предполагалось, что в бригаду войдут 4,5 тысячи солдат и офицеров, о потом цифру снизили до 3 тысяч) и т.п.

Реанимировал инициативу создания бригады заместитель министра обороны Украины Пётр Мекхед, когда был с визитом в штаб-квартире НАТО в марте нынешнего года. Уловив момент, на предложение Мекхеда отреагировала и Польша, которая оперативно начала консультации с Литвой. При этом руководство альянса заявило, что всегда положительно относилось к данной идее и будет и дальше поддерживать деятельность трёх стран в данном направлении. Такая позиция НАТО логична, так как в случае создания бригады, украинские войска (или то, что от них осталось) можно будет постепенно интегрировать в натовскую структуру, полностью подчинив руководство себе, при этом формально не включая Украину в состав североатлантического блока. 

По планам, национальные составляющие бригады будут размещены на территории каждой из своих стран, но регулярные учения и тренировки, а также планирование будут совместными. Рабочий язык – английский, а штаб бригады может быть размещён в польском Люблине, что в 90 км от украинской границы. При этом контроль над деятельностью бригады должен осуществляться с помощью координационной группы, в состав которой войдут по три представителя от министерств обороны стран-участниц.

Сегодня основной причиной форсирования процесса создания нового подразделения в Киеве, Варшаве и Вильнюсе называют «агрессию» со стороны России, считая, «что объединённая Европа больше не может себе позволить игнорировать восточную угрозу и должна найти новые и эффективные способы сдерживания агрессора». Поэтому военное и политическое руководство всерьёз рассчитывают до конца года совершить то, что не удалось сделать за семь прошедших лет. Более того, в планах и вовсе создание европейского оборонительного пояса вне участия стран в НАТО, к которому в будущем присоединяться и другие страны Европы. Опять-таки, в этом случае альянс формально не будет расширять своё присутствие в регионе, однако на деле подчинит руководство подобным военным объединением себе.

Видимо, в Вашингтоне решили напрямую не идти на конфликт с Россией, предоставив испортить отношения с ней все остальным странам Европы. Нечто подобное использовалось крупными державами уже много раз. Чего только стоит вспомнить Суэцкий кризис, когда руками Израиля решались проблемы европейских толстосумов. Вот и сегодня, политики из Брюсселя и Вашингтона подталкивают Польшу, Литву и Украину сыграть в игру с высоким шансом проигрыша и печальными последствиями.

Более того, в Варшаве, Вильнюсе и Киеве, почему-то, свято верят в то, что Вашингтон будет, в случае эскалации конфликта, действовать в интересах своих европейских партнеров. В Прибалтике, где среди многих политиков с каждым днём всё больше растёт паника и уверенность в скорой попытке России присоединить и их республик, буквально готовы стать ещё одним американским штатом, лишь бы не допустить у себя усиления влияния Москвы.

По словам президента Литвы Дали Грибаускайте, сегодня речь идёт о «мерах сдерживания» ситуации в регионе, когда «мы знаем, кто наши настоящие друзья, которые готовы прийти на помощь». Видимо, именно такой помощью и является прибытие в Литву около 150 военнослужащих воздушно-десантной бригады США для участия в запланированных на начало мая маневрах НАТО «Весенний шторм». Данное подразделение привезло с собой необходимую для манёвров технику и вооружение и рассчитывает поучаствовать во всех плановых учениях сухопутных сил Литвы, находясь здесь до конца нынешнего года.

Чуть раньше такое же количество американских десантников прибыло для участия в совместных учениях и в Польшу. При этом, по словам пресс-секретаря Пентагона контр-адмирала Джона Кирби, в общей сложности США направят в страны Прибалтики около 600 военнослужащих (по всей видимости, ещё по 150 человек в Латвию и Эстонию) c «целью продемонстрировать солидарность с союзниками по НАТО, у которых есть опасения в связи с российской угрозой после событий на Украине».

Интересно то, что весьма вероятно, что все расходы по осуществлению американцами союзнической миссии, возьмут на себя приглашающие страны, как это уже сделал Литва. В таком случае Вашингтон должен будет остаться более чем доволен – провести учения и продемонстрировать «ПолУкровкам», перефразируя название объединённой бригады, готовность их защищать за их же счёт, это так по-американски. 

Да и намерения руководства НАТО разместить в Восточной Европе дополнительный военный персонал для усиления боеготовности и проведения учений, а также пересмотр планов по обороне в связи с событиями вокруг Украины, так же большей частью лягут на союзников США. Подтверждением чему является заявление генсека НАТО Андерс Фог Расмуссена о том, что альянс пока не принял решения о размещении в странах Восточной Европы постоянных баз, за которые помимо всего прочего придётся ещё и платить.

Хотя в некоторых странах региона их ждут с распростёртыми объятиями. Например, премьер Польши Дональд Туск даже обижается на то, что НАТО действует крайне неактивно в данном направлении. По его словам, «Польша уже не первый год хочет, чтобы эти структуры НАТО были и на территории Польши, и кажется, что одних лишь обязательств может оказаться недостаточно для ощущения безопасности».

Нагнетание обстановки польскими, литовскими и иными местными политиками, не только не делает им чести, но и производит весьма удручающие впечатление о политической обстановке в регионе. С одной стороны, практически всем здравомыслящим людям ясно, что ни о какой агрессии со стороны России по отношению, как странам Прибалтики, так и Украины речи быть не может. Даже несмотря на тот факт, что её нынешнее руководство пытается доказать всему миру и собственным гражданам обратное.

С другой – западноевропейскому сообществу планомерно навязывается идея о том, что именно Москва виновата в эскалации напряжённости и стремлении провести ещё одну «победоносную войну», наподобие кампании 2008 года. Однако при этом в Европе не принято замечать того, что сегодня именно США и их союзники больше чем кто-либо заинтересован в развязывании военных действий. Причём не на территории западных стран, а где-нибудь подальше от их восточных границ. Иначе сложно объяснить резко увеличение присутствия американских и иных военных подразделений в регионе под лозунгом: «Заверим союзников США по НАТО в решимости американских военных усиливать и улучшать взаимодействие в достижении совместных целей в регионе».

Понятно, что Вашингтон не собирается воевать, по крайней мере, до тех пор, пока у власти будет находиться Барак Обама. Однако путём постоянного нагнетания обстановки на фоне острой политической борьбы в странах Восточной Европы, США уже получили прекрасную возможность повысить своё политическое влияние в регионе, пошатнувшееся в последние годы из-за деятельности Брюсселя. Поэтому и ближайшее время именно в Вашингтоне, а не в Москве будут делать всё возможное, что держать ситуацию, как на Украине, так и в Прибалтике в постоянном напряжении.

Отправка ничего не значащего военного контингента, по своим возможностям близкого к силами обороны в Славянске, заходы и выходы из Чёрного моря американских судов и тому подобное – уже давно не являются «знаками Кремлю» о решимости западных союзников. Это всего лишь успокоительное средство для некоторых украинских и прибалтийских политиков, строящих свою карьеру на антироссийской риторике и лелеющих надежду на то, что ради них США и Брюссель сойдутся в битве с Москвой. При этом дать чёткий и обоснованный ответ на то, зачем подобная битва нужна Кремлю, не может никто.

В целом же, нынешнее поведение ряда стран Восточной Европы говорит о разросшемся в их политической среде комплексе виктимности. И Польше, и Литве, и Латвии, и тем более Украине сегодня просто нравится чувствовать себя жертвой, о которой должны заботиться «хорошие европейски дяди». Поэтому руководство этих стран, как осознанно, так и на уровне бессознательного, делают всё, чтобы казаться немощными и убогими, дразня при этом «русского медведя» в надежде на то, что Вашингтон рано или поздно наградит их за это «печенюшками».