Фото:

Вотчинизация

Историк Сергей Балмасов проанализировал для читателей «NewsBalt» явление эпохи Средневековья, «ожившее» на Украине.

Положение на Украине представляется более сложным, чем это стремятся показать те, кто условно делит главные борющиеся силы этой страны на «бандеровцев» и «небандеровцев». Одним из явлений, подчёркивающий происходящий распад Украинского государства, стала «вотчинизация». Казалось бы, это ушедшее в историю явление эпохи Средневековья «ожило» на Украине как отражение углубляющегося кризиса.  

Каждый крупный олигарх берёт под свой фактический контроль интересующую его территорию, где они пытаются дополнительно укрепить своё влияние на местах, пользуясь ослаблением власти «центра» и, формально подчиняясь Киеву, на словах признавая его власть, осуществляют здесь свою «политику». 

Например, если для Рината Ахметова и Сергея Таруты – это восток Украины, то для Игоря Коломойского – это центр и прежде всего, Днепропетровск, а также юг.

И для держателей подобных «вотчин» гораздо большую опасность представляет распад нынешнего Украинского государства. Ведь его сохранение в ослабленном виде позволяет им, благодаря имеющимся у них ресурсам, стать местными «царьками». Не случайно, что до последнего времени даже Ахметов, богатейший человек Украины, не выступал явно против киевской власти. 

Киев санкционирует «вотчинизацию» власти на местах и силовых структур

Между тем, киевские власти сами во многом способствовали «вотчинизации», рассчитывая, что «местные сильные люди» помогут им удержать власть в стране. Соответственно, «по факту», последние получили карт-бланш на те или иные действия, не затрагивающие основ нынешнего украинского режима.

Не случайно, что вскоре после победы Майдана в Киеве Коломойский, обладатель второго по величине состояния на Украине, получил пост губернатора Днепропетровской области, одной из самых привлекательных в стране, учитывая концентрацию здесь крупных промышленных, в том числе и оборонных предприятий. В свою очередь, глава совета директоров корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Тарута с подачи киевских властей стал губернатором Донецкой области. 

Для укрепления собственной власти они используют накопленные разными способами за прежние «тучные украинские годы» средства, вкладывая их в создание собственных силовых структур, что делает их ещё более независимыми от «центра». Наиболее открыто это делает Коломойский, у которого имеется свой специальный отряд «Днепр». 

Этим подразделениям позволяется участвовать в подавлениях сторонников федерализации и не нести реальной ответственности за «перегибы». В первую очередь речь и идёт о бойцах «Днепра».

У Ахметова и прочих «серьёзных людей» с востока имеются свои региональные «силовики». Примечательно, что пока все эти полутеневые структуры ещё реально не сказали своего слова, которое при определённом раскладе может оказаться очень веским. 

Понимая шаткость позиций нынешних киевских властей, наглядно продемонстрированную в их неспособности провести зачистки «сепаратистов» даже в двух районных городах Краматорск и Славянск, крупные представители украинского бизнеса пытаются сами на местах играть более значимую роль. Именно они всё более становятся реальной властью, определяющей ситуацию в стране, тогда как Киев день ото дня всё ярче демонстрирует свою опереточность. 

А это значит, что местные держатели «вотчин», «царьки» стремятся уже сейчас, в удобной обстановке, осуществить «украинский» передел в своих интересах. Иными словами, тот же Коломойский, а также и другие олигархи, например, собственник крупнейшей украинской торговой структуры по продаже зерна «Нибулон» Алексей Вадатурский выражают готовность платить награду за поимку «сепаратистов» в Николаевской области.

Регионализация силовых структур как продолжение «вотчинизации»

В этом же ряду «вотчинизации», но уже с другой стороны и в уменьшенном масштабе, необходимо отметить и попытку создания в начале мая «батальона территориальной обороны Одессы»  численностью более 400 человек, реально не подчиняющегося официальному Киеву и руководимому местными силовиками. Это стало одним из проявлений собственного «голоса» военных. 

Показательно, что этот процесс начало Минобороны Украины, то есть верхушка армейского руководства совместно с региональной администрацией во главе с Владимиром Немировским. Цель – осуществление «контроля за правопорядком в Одесской области и быстрого восстановления законности и правопорядка в области». 

И это стремление было понятно после «Одесской Хатыни» и гибели десятков человек, когда центральные власти продемонстрировали неспособность обеспечить спокойствие и безопасность собственных граждан на местах.

Финансирование этого подразделения взяло на себя местное руководство в лице Немировского, который и заявил о своём намерении возглавить его, им тогда как техническую задачу по его созданию должен был выполнить глава Генштаба украинских вооружённых сил. Примечательно, что сам Немировский отнюдь не считался даже близко «рукой Москвы» и его последние действия как раз объяснялись дальнейшим развитием «вотчинизации» в стране. 

Реализация этих намерений в любом случае означала бы получение автоматической самостоятельности от центра в стратегически важном «силовом» вопросе. Ведь до сих пор присутствие подчиняющихся «центру» силовиков служило одним из немногих связующих звеньев между Киевом и регионами в условиях нынешнего ослабления их финансово-экономических связей.

А это принципиально важный момент, свидетельствующий о дальнейшей утрате контроля Киева над политическими процессами в регионах. Ведь именно с подачи одесских властей, в том числе и местных представителей МВД, были отпущены десятки сторонников федерализации этого города, задержанные здесь в начале мая в ходе массовых беспорядков, сопровождавшихся массовой гибелью людей.

Не случайно, что уже 6 мая исполняющий президента Украины Александр Турчинов своим указом уволил Владимира Немировского и назначил на его место «человека Коломойского» Игоря Палицу. Однако эти «переназначения» не решают в целом проблему стабилизации ухудшающейся ситуации в южном регионе Украины и в том числе лояльности «силовиков», а также чиновников на местах.

Между тем, ситуация, при которой в попытке формирования параллельных силовых структур отметились представители высшего военного командования страны, стала ещё одним тревожным «звонком» для киевских властей. По сути, на местах открыто начался процесс если не распада нынешней «безмолвной» украинской армии, то выкристаллизации своих маленьких армий на местах. В этой ситуации процесс регионализации силовиков может принять всеобщий характер.

Происходящее в Одесской области заставляет обратить особое внимание на своеобразное поведение армии, которая пока не сказала своего окончательного и веского слова, на деле уклонившись как от спасения Януковича в феврале 2014 г., так и в подавляющей своей массе отказавшись штурмовать мятежный восток страны сейчас, несмотря на своё формальное там присутствие.

В любом случае, на практике получается, что созданные на востоке страны в Донецкой и Луганской областях формирования, неподконтрольные Киеву, демонстрируют большую боеспособность, чем посланные на их подавление представители центральной власти.

Об этом наглядно свидетельствует не только поведение Днепропетровской бригады, отказавшейся выполнять приказы из Киева и расформированной за подобное проявление нелояльности, но и других подразделений, которые лишь изменили свою стратегию «пассивного саботажа» поступающих им сверху указаний.

Во всяком случае, неспособность участвующих в спецоперации украинских силовиков надёжно перерезать все пути снабжения сторонников федерализации в сравнительно небольшом районном городе Славянске, учитывая присутствие в этом районе подразделений МВД, СБУ и нерегулярных формированиях, является показательной. 

А это вынуждает центр создавать параллельные силовые структуры, то есть противопоставлять уже существующим государственным институтам другие, искусственно созданные в ходе Майдана, что лишь ещёбольше усиливает хаос в стране. 

Не случайно, что представители нынешних киевских властей намерены сформировать из сторонников Майдана второй батальон Национальной гвардии, на который бы они могли реально опереться при осуществлении силовой операции в проблемных регионах.

И весь вопрос в том, как армия себя поведёт дальше. Во всяком случае, до сих пор её четкой «регионализации», то есть обособления и разделения по регионам и конкретным «владельцам», несмотря на определённые характерные тенденции применительно к западу страны, не произошло. То есть, украинские армейцы продолжают свою игру, стремясь остаться при этом силой «над схваткой». 

Войны украинских «феодалов»

Между тем, «вотчинизация» подразумевает и наличие прочих сопутствующих этому явлению моментов, включая войны за территории между самими «воеводами». Однако речь идёт не только о попытке грубого финансового и экономического «передела». 

Ситуацию и для «центра», и для самих олигархов заметно осложняет то, что границы «вотчин» весьма условные и в ряде случаев их интересы сильно пересекаются. Не случайно, что олигарх Коломойский пытается перехватить тему вотчинизации во всех областях юга и востока, в которых существует опасность захвата власти пророссийскими активистами. А это является ещё одним фактором, способствующим эскалации внутриукраинского обострения. 

И это провоцирует стремление к осуществлению передела прежних сфер влияния на Украине, придавая этому процессу «вотчинизации» особый колорит. Например, это актуально для Коломойского и Ахметова, учитывая то, что конкретные интересы последнего имеются в городе Павлоград Днепропетровской области, где имеется свой батальон «донецких», подчинённых проахметовским структурам. 

Однако первый не намерен терпеть такое «соседство» и под предлогом «усиления опасности с востока» он намерен потеснить Ахметова. Причём, судя по открытым заявлениям с выражением претензий 5 мая со стороны «днепропетровского» олигарха на получение политического контроля всех проблемных областей Украины, его интересы простираются гораздо дальше, чем просто «бизнес». 

Так, глава Днепропетровской областной администрации Игорь Коломойский в начале мая инициировал съезд представителей местных властей Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской областей 11 мая, пытаясь тем самым «перебить» голосование на востоке Украины относительно будущего этого региона. 

Примечательно, что среди указанных целей съезда указана «защита права территориальных общин на свободное… изменение административных границ согласно законодательству Украины и в пределах государственных границ Украины».

Между тем, в условиях кризиса Коломойский, будучи владельцем группы «Приват» пытается подкупить представителей местных сил и не допустить их перехода в том или ином виде на сторону Москвы. И цели днепропетровского олигарха в данном случае даже не маскируются: планируется «рассмотреть организацию территориальных общин Юго-Востока для противодействия военной агрессии Российской Федерации». 

Удастся ли Коломойскому и Ко «зачистить» донецкий клан?

Следует заметить, что в украинском варианте «вотчинизации» речь в данный момент фактически идёт о зачистке кланов, тесно связанных с прежним режимом, которые по согласованию с киевскими властями контролировали на определённых условиях те или иные области и регионы. 

При этом недавний приезд в Киев вице-президента США Джозефа Байдена позволил придать этому процессу политическую форму. По сути, он «благословил» сторонников сохранения единой Украины на проведение зачистки пророссийских сторонников и заодно киевские власти попытались на этом фоне зачистить старые кланы.

Так, под флагом борьбы с «сепаратистами» и «террористами» на востоке Украины со стороны Киева происходит попытка уничтожения (дозачистки) ключевых представителей влиятельного донецкого клана, в числе выразителей интересов которого были де-юре остающийся президентом Украины Виктор Янукович и занимавший при нём должность генерального прокурора страны Виктор Пшёнка. Не случайно, что они бежали из Украины почти синхронно и вместе появились на последней пресс-конференции украинского президента, на которой он обещал вернуться в восточные области.

И в этом отношении позиции Коломойского и нынешних киевских властей очень близки, поскольку до сих пор свергнутый президент страны остаётся с юридической точки зрения легитимным и имеющим все права для своего «восстановления». И чтобы устранить даже потенциальную возможность подобного сценария, следует лишить его прежней опоры. 

До сих пор позиции представителей донецкого кланов своей «цитадели», Донецкой и Луганской областях, были довольно крепкими. Не случайно и то, что в числе главных оплотов сопротивления «антисепаратистской» спецоперации Киева особо выделяются города Славянск и Краматорск, где у «донецких» до сих пор оставалась существенная политическая инфраструктура и где в том числе делали бизнес их родственники. 

Не случайно, что среди «новых» представителей местных властей этих населённых пунктов оказались и люди с уважаемыми среди представителей «теневых» сообществ профессиями: тренер по кикбоксингу и «специалист-кинолог». При этом последнего источники «с мест» связывают с организацией собачьих боёв. 

По сути, подобные деятели были не просто «конкретными» представителями окружения Януковича, а клиентелой донецкого клана, который и в лучшие времена Украинского государства держался «по-особому» от остальной части страны, контролируя один из наиболее доходных её регионов.

Однако теперь, в условиях бегства Януковича, фактически являвшегося гарантом прав «донецких», как у киевских властей, испытывающих крайний дефицит «свободных» финансовых средств, так и у олигархов вроде Коломойского, возникает настойчивое желание покончить с альтернативными центрами силы и заодно поправить собственное «экономическое положение». И сделать это под флагом минимизации опасности со стороны пророссийских элементов.

Общая линия олигархата на организацию противодействия пророссийским силам и «агрессии Москвы» вполне понятна: в условиях победы последней власть подобных «воевод» ХХ века будет ограничена.

Что же касается перспектив развития подобной ситуации, то в случае нежелания или неспособности крупных держав взять на себя ответственность за ситуацию в этой стране наиболее влиятельные олигархи ускорят распад государственных институтов, пытаясь с помощью денег купить лояльностьих «остатков», особенно силовых, чтобы обеспечить своё дальнейшее существование.

Это в том числе касается и «донецких» олигархов, несмотря на то, что их нельзя считать проводниками политики киевских властей. В этой связи возникает вопрос о дальнейшей судьбе таких лиц, связанных с донецким кланом, включая самого богатого олигарха Украины Рината Ахметова, которому принадлежит целый ряд предприятий в добывающей и перерабатывающей промышленности региона, особенно угольной и чьё поведение и в отношении Москвы, и в отношении Киева является явно «двусмысленным». По сути, это лавирование между чуждыми для него интересами.

С одной стороны, он понимает, что в случае любых изменений на востоке страны, особенно в случае дальнейшего укрепления здесь представителей пророссийских сил, ему не удастся сохранить свою бизнес-империю в прежнем виде. Тем более, что правила игры для олигархов на подконтрольных Москве территориях несколько иные, чем на Украине.

Между тем, несмотря на его заявления относительно поддержки «единой страны», это не является одобрением действий нынешних киевских властей, поскольку он высказывается лишь в пользу достаточно абстрактной идеи, а не конкретным людям, стоящим у руля в «центре», нацелившимся на зачистку донецкого клана. Не случайно, что он уклонялся от предложений Коломойского вступить в совместный с ним «альянс» против сторонников федерализации, не испытывая при этом к ним больших симпатий. Главным и самым тревожным для Ахметова индикатором стало то, что представители официального Киева не приглашали его для обсуждения дальнейшего будущего Украинского государства.

Между тем, сейчас, в условиях меняющейся ситуации, он вынужден соответствующим образом мимикрировать, пытаясь настраиваться «в тон» тем, кто показывает себя реальной силой. Так, если до проведения референдума он явно и открыто выступил на стороне поборников единой Украины, то уже в момент его проведения, видя способность сторонников федерализации довести задуманное до конца, он также стал демонстрировать работающих в его бизнес-империи людей как «ополченцев».

В условиях отсутствия каких бы то ни было гарантий его бизнесу как со стороны Москвы, так и Киева «Татарин» вынужден своими силами отстаивать регион, в котором он долгое время являлся фактическим хозяином. До сих пор он ограничивался главным образом лишь «демонстрациями» своих возможностей.

Об этом наглядно свидетельствует ряд индикаторов. Так, до апреля (то есть до появления информации о возможных поездках Ахметова в Москву) шахтёры оставались в основной своей массе вне развития украинских событий. Однако после того, как новые киевские власти не пожелали приглашать Ахметова для участия в обсуждении будущего страны, произошло их заметное оживление, направленное против действий Турчинова и Ко. 

По «странному» стечению обстоятельств произошло это после того, как Киев решил обложить местный бизнес 25-процентным налогом под предлогом необходимости получения средств для восстановления пострадавшей в ходе революции столицы.

В этих условиях шахтёры, которым объявили о соответствующем снижении их зарплаты, стали всё активнее выступать против официального Киева. Учитывая то, что ранее их профсоюзы находились под сильным влиянием «людей Ахметова», нельзя исключать того варианта, что главный «шахтёрский резерв» востока Украины был «поднят» не без помощи данного олигарха. 

В этой ситуации он пытается вести свою «игру в шахматы». Тем более, что у него имеются «фигуры», позволяющие воздействовать и на Кремль, учитывая то, что ему принадлежит часть шахт и на территории российской части Донбасса. 

Перспективы

Впрочем, подобная ситуация страха «за будущее» актуальна для всех олигархов, поскольку любое усиление власти «центра» или других держав угрожает их интересам, в чью бы сторону не склонялась чаша весов.

Все вместе эти индикаторы свидетельствуют об отсутствии реальной площадки для формирования новой центральной власти в стране. Напротив, создаётся ситуация для перманентной гражданской войны с её последующим переходом в вялотекущую и затяжную фазу. Причём в итоге, по мере усугубления кризиса, «вотчинизация» на Украине в итоге грозит превратиться в «атаманщину», а олигархи – в неподчиняющихся никому «полуфеодальных» правителей. 

А при таких условиях работа любых внешних сил на Украине представляет большие сложности в плане контроля и управляемости процессом. И всякому, кто возьмётся за наведение порядка на украинской территории придётся учитывать эти факторы и выстраивать там свою дальнейшую политику в том числе с оглядкой на держателей подобных «вотчин». 

Для Москвы варианты действий на данном направлении могут быть разными: от тех или иных вариантов сотрудничества (например, с некоторыми украинскими силовиками или олигархами, готовыми играть по правилам Кремля) до подавления или даже ликвидации «вотчин», которые уже сейчас представляют серьёзную опасность для российских интересов на украинском направлении.


Об авторе. Сергей Балмасов, 36 лет. Историк, политолог. Выпускник исторического факультета ТвГУ. Закончил в 2003 г. факультет государственного управления МГУ. Специализация – политические процессы в странах Большого Ближнего Востока, современные конфликты.