Фото:

Минску стало выгодно оправдываться перед Западом

Политолог, эксперт «NewsBalt» Юрий Павловец проанализировал текущую политическую ситуацию в Белоруссии.

После Чемпионата мира по хоккею в Минске политически инертным белорусам в массе своей совершенно неинтересно, чем сегодня живёт их руководство и что происходит за пределами страны. При этом большинство населения свято верит в то, что всё будет хорошо и правительство знает, что делает.

В действительности же, главной сегодняшней задачей белорусских чиновников является сохранение за собой должностей и недопущение по возможности социальной напряжённости в стране. Конечно, сделать последнее можно по-разному – сохранить существующий уровень жизни, найти внешнего врага, провести идеологическую кампанию и тому подобное.

Однако официальный Минск выбрал собственный путь – ничего кардинально не менять внутри страны, а продемонстрировать, как белорусскому народу, так и всему мировому сообществу и, в первую очередь, Москве и Брюсселю свой внешнеполитический «потенциал». При этом планируется, как можно дольше использовать украинский вопрос, чтобы максимально реализовать собственные амбиции и затмить все существующие проблемы внутри государства.

Правда, у Минска сегодня остаётся всё меньше времени на реализацию подобного плана, так как проводимая сегодня своеобразная политика дружбы, как с Москвой, так и с Брюсселем грозят белорусам серьёзными неприятностями в будущем.

При всей нынешней риторики о братском единении белорусского и русского народов, официальный Минск дружит с Россией достаточно своеобразно, опираясь на принцип – и нашим, и вашим. Европа же представляется белорусскому руководству в качестве сада, который охраняет злая собака – пройти нельзя, но задобрить, чтобы не гавкала, можно. Поэтому и вся внешнеполитическая стратегия белорусов сегодня направлена на то, чтобы, не потеряв благосклонность Москвы, получить как можно больше различных бонусов от Евросоюза.

С одной стороны, белорусское руководство по-прежнему не планирует наглухо закрывать двери в страну для Европы и, в первую очередь, для своих ближайших соседей. Особенно теперь, когда повсюду в ЕС прошли различные избирательные кампании.

Позицию Белоруссии демонстрирует её отношение с Литвой, где сейчас прошла президентская гонка, в которой вновь победила Даля Грибаускайте. А это значит, что на ближайшие несколько лет Минску крайне необходимо сохранить нынешнее отношение к себе большинства литовской правящей верхушки. И в этом плане внешнеполитическое ведомство Белоруссии сделало ставку не только на экономическое сотрудничество, но и на совместное участие в разрешении украинского кризиса.

12 мая в Вильнюсе были проведены совместные белорусско-литовские консультации, в ходе которых заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Елена Купчина пообщалась с главой МИД Литвы Линасом Линкявичюсом и вице-министром иностранных дел Андрюсом Кривасом. Как обычно обсуждались двухсторонние политические и экономические отношения, сотрудничество Минска с ЕС, положение в сфере защиты прав человека и тому подобное.

Однако самым главным стало заявление по Украине. Дипломаты «отметили необходимость деэскалации положения в восточных и южных регионах Украины политическими и дипломатическими средствами, акцентировали важность приближающихся президентских выборов в Украине для обеспечения свободного и мирного будущего единой Украины».

Вроде бы всё правильно – отказ от насилия, дипломатия, мирное будущее и т.д. Однако подобное заявление белорусского МИДа серьёзно отличается от подобных заявлений России. В первую очередь, речь здесь шла о проведении президентских выборов, которые в Кремле, мягко говоря, считают нелегитимными из-за ситуации на юго-востоке страны. Да и слова о единой Украине не совсем вяжутся с главной идеей Кремля о федерализации, вне зависимости от того, что сам этот процесс изначально не предполагает развала государства.

Конечно, в рамках дружеских отношений с нынешним киевским руководством, обрамлённым для вида риторикой о зверствах бандеровцев на белорусской земле, подобное поведение внешнеполитического ведомства Белоруссии выглядит достаточно предсказуемым. Однако за подобными заявлениями Минска уже видится и нечто другое, нежели простое желание найти общий язык с «Турчинов и Ко» – попытка предложить свои услуги Западу в обмен за лояльное отношение к себе.

Проще говоря, той же Грибаускайте недвусмысленно намекают, что готовы разделить бремя посланника мира на Украину, если таковое будет возложено на Минск, с Вильнюсом. А это уже серьёзное предложение, особенно в непрекращающейся политической конкуренции Литвы с Польшей, которая сегодня практически полностью отстранена от решения украинского вопроса. Даже несмотря на крайнюю заинтересованность и непреодолимое желание Варшавы поучаствовать в «распиле» своего восточного соседа. Поэтому, в Вильнюсе с пониманием относятся к минской инициативе и вполне вероятно, что после победы Грибаускайте пойдут на более тесное внешнеполитическое сотрудничество с Минском, хотя бы для того, чтобы утереть нос полякам.

Однако есть и другая сторона медали. Сложившаяся ситуация вокруг, как Украины, так и России, позволила Минску перенести своё практически открытое противостояние с Западом в иную плоскость. Сегодня, когда на Западе Москву считают агрессором, стало очень выгодно и просто оправдывать свои действия союзническими отношениями с Кремлём. Проще говоря, отказавшись от показного выпячивания своего индифферентного отношения к различного рода санкциями со стороны Брюсселя, Минск совершенно не отказался от продолжения своей политики, прикрываясь при этом Россией.

Например, в мае белорусские пограничники не пустили в страну евродепутата Марека Мигальского и отправили его назад в Польшу. По словам Мигальского, мотивировано это было просьбой российских властей:

«Офицер сказал мне, что решение не пускать меня — это решение не белорусской, а российской стороны. Я несколько раз пытался уточнить у него причину, но он мне так и не ответил».

Вот только верится в это с большим трудом, особенно учитывая многолетние заявления Мигальского в отношении ситуации с правами человека в Белоруссии и его призывы к жёстким мерам в отношении политического режима Лукашенко. Да и к тому же нельзя забывать, что именно этот депутат Европарламента от Польши с 2011 года предпринимал усилия по лишению Белоруссии возможности проведения Чемпионата мира по хоккею:

«Отмена чемпионата будет знаком солидарности с народами Беларуси и Украины, а также ясным сигналом для Владимира Путина и Александра Лукашенко, которые готовы сделать все для удержания своих режимов и намереваются уничтожить свободу в соседней Украине».

Поэтому с точки зрения Минска, разворот Мигальского и подобных ему (например, Эмиль Андре Эрстада и Линэ Нордхауг — лидер и международный советник Молодежи Христианско-Демократической партии Норвегии соответственно, а также глава шведской правозащитной организации Оstgruppen Мартин Угла, выступавшие против ЧМ по хоккею) вполне оправдан. В этой ситуации более странным видится заявление самого Мигальского, последовавшего после отказа во въезде:

«Я собираюсь призвать всех поляков купить билеты на хоккей и поехать в Беларусь в эти оставшиеся до окончания чемпионата дни, чтобы встречаться там с простыми белорусами и рассказывать им о западных ценностях, демократии и правах человека. Думаю, все должны использовать этот уникальный шанс».

Позиция же Минска вполне ясна и понятна. Вот только ответственность за неё сегодня возлагается всё больше на Россию.

В настоящее время белорусскую сторону крайне интересует сохранение собственного реноме в глазах, как Брюсселя, так и Москвы. При этом упор делается на сохранении уже существующих позиций в отношениях с обеими сторонами. В Минске используют европейскую риторику для прикрытия налаживания связей с киевскими правителями, а российскую позицию, для снятия с себя ответственности по ряду вопросов и возможности показать себя в более выгодном свете перед Европой.

Подобная политика, пожалуй, может быть оправдана поиском инструментов для обеспечения национальных интересов Белоруссии на международной арене. И здесь обвинять белорусское руководство можно едва ли. Однако с точки зрения партнёрских отношений с Россией, и уж тем более на фоне ежедневных заверений о своей союзнической поддержке Москве по всем вопросам внешней политики, поведение Минска выглядит не совсем корректным.

После завершения очередного этапа внешнеполитической стратегии российского руководства Москва, скорее всего, начнёт более жёсткий диалог с Минском, особенно по украинскому вопросу. Учитывая тот факт, что до президентских выборов в Белоруссии остался всего лишь год, а экономика страны уверенно летит в пропасть, не позволяя в очередной раз «выполнить» все данные народу обещания, можно со стопроцентной уверенностью говорить, что у Минска практически не будет шансов противопоставить что-либо серьёзное Кремлю.

Поэтому времени у белорусского руководства для того, чтобы использовать сегодняшнюю ситуацию в своих интересах, увы, практически не осталось.