Накануне стало известно, что введение безвизового режима со странами Шенгенского соглашения для граждан Украины может быть отложено на неопределённый срок. С таким заявлением выступила еврокомиссар по внутренним делам, шведка Сесилия Мальстрём. В свою очередь преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей Сергей Василенков проанализировал для читателей информационно-аналитического портала «NewsBalt» — есть ли возможность у Европы отказаться от Шенгена в его нынешнем виде.
«Шенген I (соглашение от 1995 года) должно быть немедленно прекращено и заменено Шенгеном II, членами которого могут быть только те страны, которые ранее достигли соглашения по единой иммиграционной политике»,- заявил накануне выборов в Европарламент Николя Саркози. Его заявление подвело черту брожениям в странах ЕС, указав путь, куда двигаться странам-донорам Европы в своей политике по отношению к гражданам из стран новых членов ЕС.
ЕЭС и ЕС
Ещё в далёком 1957 году Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Бельгия и Люксембург объединились в Таможенный союз, который должен был содействовать развитию экономики стран-участниц. Изначально целью ставилось свободное перемещение капиталов, рабочей силы, единый таможенный тариф, снятие торговых ограничений и т.д. С введением единого европейского курса валют, страны ЕЭС в 1993 году подошли в плотную к созданию Европейского союза. В 1973 году членами ЕЭС стали Дания, Великобритания, Ирландия. А в 80-х годах к ЕЭС присоединились Греция, Испания и Португалия.
Конечно, интеграция экономик сыграла положительную роль в экономическом развитии Европы в целом. Но, вместе с тем, уже в 90-х годах прошлого века начали появляется первые тревожные симптомы, которые сегодня можно смело назвать теми проблемами, которые могут привести к развалу ЕС как такового. Политические лидеры многих стран видят это. Они понимают, что если ЕС рухнет под напором проблем, европейские страны ждёт кризис куда более страшный, чем те две волны, прокатившееся за последние годы. Так в чём причина?
Рынки сбыта
Созданный в конце пятидесятых Таможенный союз в первую очередь был ориентирован на Германию и Францию, которые были ведущими экономиками Старого света, не считая Великобританию. Стремительное развитие экономики США, развитие СССР на востоке наводило европейских политиков на мысль, что экономикам их стран по отдельности будет тяжело конкурировать в современных условиях. Это и явилось основной причиной создания ЕЭС, а в последующем — Европейского союза с введением единой валюты.
После развала СССР и социалистического лагеря, на волне эйфории и заманчивых перспектив, в ЕС стали принимать без оглядки страны, входившие ранее в социалистический лагерь. Уже тогда была заложена бомба замедленного действия, которой ранее никто не придавал особого значения. В первую очередь, Запад пугала возможность возрождения СССР в новом виде. Будь то СНГ или Таможенный союз, ЕАЭС и тому подобные образования.
Поэтому не удивительно, что уже с 1 марта 2004 года в ЕС были приняты Польша, прибалтийские республики в полном составе, Словакия, Словения и Чехия. На сегодняшний день ЕС в своём составе имеет 26 стран. Расширение рынков сбыта играло положительную роль для основных стран-доноров, коими являются Германия и Франция. Посмотрите на условия вхождения стран в состав ЕС — не будем перечислять все, скажем лишь, что продукция сельского хозяйства и промышленности должны были отвечать требованиям ЕС. И в первую очередь, нормам Германии и Франции.
В итоге, практически все страны участники ЕС, за исключением стран-доноров, имеют отрицательное торговое сальдо. Не могла продукция бывших соцстран конкурировать с производителями Германии и Франции. И естественно, при принятии новых членов там это хорошо понимали. Самые «сливки» были собраны как раз ещё до вступления восточноевропейских стран в ЕС, когда они трепетно принялись выполнять условия принятия. Полным ходом шла приватизация и ликвидация производств. Той же Польше пришлось пережить шоковую терапию. Часть производств просто была уничтожена. Большая часть сельхозпредприятий в Прибалтике вообще прекратили своё существования на фоне возврата земель, «конфискованных» в период существования СССР.
Дешёвая рабочая сила
Второй момент, который дал возможность уверенно развиваться ЕС — приток высококвалифицированной рабочей силы из стран бывшего соцлагеря. Сколько бы сейчас ни говорили об отсталости СССР, о некачественном образовании, уже многие не только в СНГ, но и живущие в ЕС начинают понимать, что это была во многом откровенная ложь.
Переход на европейские стандарты в образовании не добавил востребованности выпускникам учебных заведений в новых странах-участницах. А самая активная часть населения постаралась тут же сменить место своего проживания, перебравшись в ту же Германию, Францию и Великобританию. Они изрядно потеснили местные кадры. Проще говоря, страны-доноры просто выкачивали лучшие кадры.
На фоне сокращения социальных программ на территориях новых членов стали ощущаться нехватка высококвалифицированных кадров. Ведь вступление в ЕС не гарантировало высоких европейских заработков. А, следовательно, в той же Латвии, Литве, Польше врач, инженер зарабатывал меньше, чем в Германии и Франции.
Велфер-туризм
Это явление распространилось по всей зоне ЕС. Именно с ним и пытаются бороться в развитых странах-основателях ЕС. Вообще, само понятие велфер (welfare, англ. — благосостояние, благоденствие) определяется как помощь самым беднейшим слоям населения в виде денежных субсидий, обеспечения жильём, медицинским обслуживанием. И как только ЕС начал своё расширение, на его территорию хлынула масса народа из новых стран-участниц. Понятно, что уровень жизни в Германии или Великобритании ни идёт ни в какое сравнение с Польшей или Латвией. А уж Хорватия, Болгария и Румыния вообще могут о столь высоком уровне жизни только мечтать.
Естественно, что значительная часть населения, и в первую очередь из небогатых слоёв, ринулась за светлым будущим. А безработица и низкие пособия по безработице в Восточной Европе только усиливали приток в развитые страны. В Хорватии на 2014 год безработица достигла 25%, то есть каждый четвёртый в этой стране был безработным.
Первыми забили тревогу в Британии. Ещё несколько лет назад один из членов палаты общин возмущённо заявлял, что после принятия Польши в состав ЕС в Британии надеялись, что приток составит в пределах 60-70 тысяч человек. А поляков уже зарегистрировано на территории Британии более 700 тысяч. И всем им требуются социальные гарантии. Не редки случаи, когда женщины в положении ехали в другие страны, дабы получить приличное пособие. Так же поступали, используя различные лазейки, пенсионеры, инвалиды, люди с низкой квалификацией и так далее.
Возмущение вызывала и вызывает также незаконная миграция, приток беженцев, с которым не справлялись «старые» страны ЕС, а используя свободное перемещение, получив хоть какой-то документ, эмигранты тут же старались проникнуть из той же Италии или Португалии, Греции в Германию, Францию и Британию. Принятие в ЕС Румынии и Болгарии, отмена паспортного контроля стали страшным сном для стран-доноров ЕС — не удивительно, что в ЕС не приняли в полной мере эти страны 1 января 2014 года. Все понимают, что новые потоки бедных эмигрантов обостряют без того непростое экономическое положение в странах-донорах и уже давно закладывают мину замедленного действия под единую Европу, впрочем, как и под Европу как таковую вообще.
«ЕС нам ничего не дало»
Именно так всё больше говорят граждане Старого света. С введением евро во многих странах ЕС цены только выросли. Стремительное старение населения и приток эмигрантов, которые уже во втором и третьем поколении требуют к себе особого отношения, всё больше вносит раскол в традиционное европейское общество. Чему удивляется, если во Франции арабские корни имеют уже более трети населения. Есть целые районы, заселенные выходцами из арабских стран. Они несут свою культуру, свою идеологию, веру.
Очень интересно на этом фоне заявление турецкого премьера Эрдогана на встрече с соотечественниками в Дюссельдорфе:
«Я хочу, чтобы вы учили немецкий, чтобы ваши дети учили немецкий, они должны учиться в университетах и получать дипломы магистров. Становитесь врачами, профессорами и политиками в Германии… Да, интегрируйтесь в немецкое общество, но не ассимилируетесь. Никто не имеет права отделять нас от нашей культуры и самоидентификации».
Вот так. Не поэтому ли Меркель выступила против вступления Турции в ЕС?
Увеличение пенсионного возраста, удорожание образования (в Великобритании за время правления Камерона — втрое), повышение стоимости медицинского страхования, засилье эмигрантов, выделение огромных средств на пособия привело к тому, что в западных странах всё большая часть населения отдаёт свои голоса в пользу тех, кто выбрасывает лозунги: «Германия для немцев. Франция для французов» и т.п. И возвращаясь к заявлению Саркози, можно смело говорить о том, что это лишь начало. Очень многие в развитых странах Европы убеждены, что люди из стран новых членов ЕС не достойны тех социальных благ, которые созданы ими и их отцами. Они понимают, что каждое пособие, выданное беженцу или мигранту из Восточной Европы, безработному, который не является этническим европейцем — это деньги, отобранные у них самих.
Шенген II – возврат к договору 1957 года
По сути, заявление Саркози предлагает вернуть Европу к договору 1957 года. Именно о более тесном сотрудничестве и о создании некой экономической немецко-французской зоны говорил бывший президент Франции. Главные страны-доноры просто устали решать проблемы новых членов. На фоне растущих националистических настроений нетрудно предположить, что если Германия и Франция не изменят свою миграционную политику, их ждёт социальный взрыв. Ошеломляющие победы на последних выборах правых, крайне левых и откровенных нацистов уже ни у кого не вызывают удивления. Ведь их лозунги понятны рядовым французам и немцам. И в ухудшении своего благополучия они винят в первую очередь открытость своих стран для нежелательных мигрантов.
Вполне вероятно, что странам ЕС придётся подписать Шенген II, который обяжет мигрантов лишь временно проживать на территории другой страны, при наличии работы. А вот за пенсией и пособием по безработице, по инвалидности, за медицинским обслуживанием – добро пожаловать домой, в те страны, где вы являетесь гражданином.
Что ж, ничего удивительного. После тех положительных моментов с расширением ЕС, которые дали толчок развитию экономики Евросоюза, приходится пожинать плоды последствий. Никакому государству не хочется решать проблемы мигрантов, и сколько бы ни говорили о единстве Европы, сколько бы ни превозносили гражданство ЕС, но как только дело касается внутренних проблем, более богатые страны вежливо (пока) просят своих менее богатых соседей по европейскому дому вести себя более сдержанно.