Украинство боится интеллектуальной конкуренции

Политолог Владислав Гулевич высказался для читателей «NewsBalt» о страхе украинского политикума перед общемировой культурой.

Узость умственных горизонтов давно стала визитной карточкой т.н. украинской политической элиты. Поразительна дремучесть, с которой они оценивают происходящее вокруг, удивительна политическая слепота, с которой они подходят к решению стратегически важных вопросов.

Почему интеллектуальный уровень украинского политикума настолько низок? Одна из причин — в привычке отгораживаться самим и отгораживать народ от общемировой культуры. Каким культурным уровнем может обладать тот, кто не понимает ценности мировой культуры, кто не воспринимает мировую культуру как целое, кто пытается поделить её на «плохие» и «хорошие» куски в соответствии со своими убогими вкусами? В исполнении украинских политиков русская культура относится к «плохой» культуре, всё, что нерусское – к «хорошей», а всё, что украинское – к самой высшей её категории.

Выставляемая напоказ украинскими национал-политиканами любовь к западной культуре – маска, за которой скрывается равнодушие. Культура украинских политиканов интересует меньше всего. Они, убогие, смотрят на высшее, как на средство достижение своих низменных целей. Но жизнь жестоко над ними смеётся. Из высокого не вытекает ничто низкое, как из низкого не получается ничего высокого. Можно ещё хоть сто лет строить богатую и стабильную Украину, но ничего из этой затеи не выйдет. Потому что эталон украинского патриота сегодня – это недалёкий твердолоб-русофоб, оскверняющий памятники Пушкину, ненавидящий Белинского и считающий ниже своего достоинства читать Достоевского.

Можно ли себе представить английского политика, бешено вращающего глазами при виде произведений француза Оноре де Бальзака? Видели ли вы когда-нибудь итальянского парламентария, сотрясаемого гневными припадками при упоминании имени какого-нибудь классика немецкой литературы? Возможно ли, чтобы шведский парламентарий изрыгал гнусную брань в адрес датчанина Сьерена Кьеркегора? Трудно поверить, чтобы в Испании могла находиться у власти политическая сила, занимающаяся насильственным предотвращением проникновения произведений португальских авторов на испанскую литературную сцену. Невозможно представить, чтобы мексиканские депутаты, вместо важных политических дел, занялись бы вытеснением из своего культурного пространства произведения колумбийских литераторов.

На Украине же такое в порядке вещей: вспомните беснования Ирины Фарион, Олега Тягнибока и проч. представителей украинской «элиты» по поводу русского языка, русской культуры и т.д. И это не единственные украинские политики, отличающиеся подобными интеллектуальными увечьями.

Украинские политики-националисты, будучи нищие интеллектом, возомнили себя нищими духом. В ненависти к одной части общемировой культуры (русской), и равнодушии к другой её части (высокой культуре Запада) надеются они нащупать нечто своё. Глядя на них, убеждаешься, что миллионы лет эволюции прошли даром.

Кто ненавидит часть общемировой культуры, тот не может эту культуру любить, как целое. Кто считает целью своей политической деятельности лишь ампутацию одной из ветвей общемирового культурного древа (то, что русская культура является одною из таких ветвей, общеизвестно), тот примитивен и глуп. Как лудильщик не может судить о ценности произведений Вальтера Скотта (если он имеет о них должное суждение, он поднимается в умственном развитии выше своего социального класса), так и украинские националисты не в состоянии оценить весомость русской культуры на весах мировой истории.

На Украине карлики судят о великанах, тупицы – о гениях, слепцы – о прозорливцах. И всё это делается в надрывно-агрессивной манере, в деспотическом стиле. Критерием отбора тех, чьи произведения украинским школьникам и студентам можно изучать, а чьи нельзя, служит не художественная ценность самих произведений, а идеологический облик автора. У кого цветастей вышиванка да ярче шаровары, тот и есть самый достойный литератор. Как в мире диких животных главными становятся те, кто больней кусается, так и в мире украинской политики главными воспитателями народа назначаются те, кто больше всех проклинал восточного соседа, т.е. Россию, со всем её культурным наследием.

Украинство боится интеллектуальной конкуренции. Будучи не в состоянии одолеть своего оппонента в интеллектуальной борьбе, оно переходит к репрессивным мерам. И вот уже запрещается изучение русского языка в школах, почти ликвидированы русскоязычные детсады, а гражданам предписано изображать из себя самых «украинистых» украинцев.

Отсюда воспевание примитивных местечковых стихоплетов, комические потуги выдать свинец за золото, т.е. украинских национал-писателей за светочи мировой культуры. Только вот незадача: ни один украинский националист не сможет опровергнуть факт того, что на книжных полках в квартирах рядовых украинцев произведения «українських письменників» встречаются в десятки раз реже, чем произведения «московских варваров». Народ однозначно признаёт литературно-философское наследие «варваров» ценнее, глубже и достойней, чем опусы тех, кем предписывает восхищаться Минобразования Украины.

d8ymrp97xtcz.jpg