Информационно-аналитический портал «NewsBalt» побеседовал с латвийским политологом Янисом Икстенсом на предвыборную тематику в прибалтийской республике.
— Как вы прокомментируете результаты прошедших выборов в Европарламент в Латвии?
— Все, конечно, говорят о сюрпризах и если рассматривать результаты в таком плане, то наверно самым большим сюрпризом стали четыре места «Единства», чего я думаю, они и сами не ожидали. Скорее всего, они рассчитывали на два-три места, но не более. Четыре места — это очень хороший результат, который определяется, в первую очередь, низкой явкой – пришли люди более мотивированные, те, кто больше интересующиеся политикой. Другой причиной такого успеха стало то, что «Единство» выставило своих политиков «первого состава». Они выставили Валдиса Домбровскиса, который является очень узнаваемым политиком, также он очень высоко ценится среди тех людей, которые симпатизируют этой партии. Ещё они выставили всех своих европарламентариев и Артиса Пабрикса, который тоже был очень популярен, как министр обороны и, уйдя в отставку, свою популярность сохранил. Это в какой-то мере напоминает события десятилетней давности, когда ТБ/ДННЛ (аббревиатура от Tēvzemei un Brīvībai (Отечеству и свободе) и Движения за национальную независимость Латвии. — «NewsBalt») на выборах 2004 года в Европарламент практически сделали то же самое. Они тоже выставили бывшего премьера, нескольких экс-министров и также получили четыре места.
Вторым сюрпризом является то, что «Согласие» не получило два места. Вероятно из-за низкой явки, и что их избиратель, скорее всего, остался дома, на пляже или ещё где-то, а более дисциплинированные избиратели отдали предпочтение «Русскому союзу Латвии», отсюда и результат (евродепутатом от «Русского союз Латвии» стал Татьяна Жданок. — «NewsBalt»). В принципе если явка была бы выше, то я не исключаю, что у «Русского союза Латвии» были бы большие проблемы, в таком случае они не преодолели бы пятипроцентный барьер. Что и сделало эти выборы довольно проблематичными, для «Центра согласия». Социалистическая партия выступала своим списком, «Согласие» шло своим, но как я понимаю, после этого результата они опять объединятся и на выборы в парламент пойдут под флагом «Центра согласия». Там просматривается довольно серьёзная стратегическая проблема. Вот эти два сюрприза – слабое выступление «Согласия» и очень хорошее выступление «Единства» — являются самыми большими проблемами.
— Как вы считаете, что будет с этими двумя партиями дальше?
— «Центр согласия» сейчас должен стратегически определиться, куда он идёт. Либо учитывая успехи «Русского союза Латвии» он возвращается к своим истокам, и будет стараться вытеснить «Русский союз Латвии», вернув себе их электорат, что будет означать более жёсткую риторику во всех вопросах, связанных с русским языком, образованием и т.д. Что вероятно будет отталкивать часть тех латышских избирателей, которые голосовали за «Центр согласия». Или же идти другим путём, стараться привлекать на свою сторону и часть латышской публики. Что в свою очередь, позволит «Русскому союзу Латвии» получить определённую часть электората, и я не исключаю, что они также могут получить представительство в 12-м Сейме.
Говоря о «Единстве», то у них в этом случае видятся две проблемы: старая и новая. Новая проблема состоит в том, что они должны найти новых лидеров. Они долгое время выступали, как команда Домбровскиса, сейчас он ушёл в Европарламент. Также «Единство» не может поступить, как поступало, и будет поступать национальное объединение, выдвигая кандидатом в премьер-министры, депутата Европарламента Роберта Зиле. «Единство» так сделать не может, т.к. Домбровскис с довольно большой вероятностью получит пост еврокомиссара. Поэтому если посмотреть на «скамейку запасных», то у «Единства» она очень короткая. Нынешний премьер Лаймдота Страуюма, хоть она и не имеет крупных провалов, но нельзя говорить, что она лидер. Скорее даже создаётся впечатление, что она не особо контролирует ситуацию в правительстве. Так что явного лидера у них нет, они должны его найти. Можно сказать, что они столкнулись с идентичной ситуацией, которая была у ТБ/ДННЛ, когда все их знаковые фигуры были избраны в Европарламент и тут я просматриваю некоторые параллели. Что касается старой проблемы, то можно сказать, что «Единство» вернулось в каком-то смысле в 2009-2010 год, когда им из трёх партий нужно было слепить одну. В конечном счете, более или менее, но у них это получилось. Сейчас им нужно абсорбировать часть реформистов. Также им нужно о чём-то договориться с региональными партиями, члены которых будут стартовать на выборах в Сейм по списку «Единства». И всё это нужно сделать так, чтобы не обидеть своих нынешних однопартийцев, среди которых много амбициозных людей, которые гарантированно не проходят в Сейм, и там ожидается довольно жёсткая борьба за конкретные места партийных списках. Что для них, в общем, не ново, т.к. такую ситуацию они уже проходили четыре года назад.
Говоря о явке, конечно, её тоже можно назвать сюрпризом, однако если посмотреть на цифры, то в 2004-м году она была 41%, в 2009-м году вместе с муниципальными выборами — 53%, то сейчас не было совершенно никаких оснований утверждать, что явка будет 40%. Так что, учитывая очень жаркую погоду и то, что Латвия имеет только восемь мест из 751, а также, что эти выборы для абсолютного большинства населения безразличны, можно сказать, что в целом явка была дольно нормальной, и полученные 30% точно нельзя считать катастрофой.
Также можно упомянуть, что Союз зелёных и крестьян наконец-то прошёл в Европарламент и получил одно место. Это в принципе подтверждает, что не только с помощью больших денег можно получить заветные мандаты. Не только с помощью массивной избирательной кампании можно пройти в Европарламент. И если ты очень целенаправленно работаешь на любую избираемую должность, то это можно сделать. Госпожа Ивета Гриугле за последние 12 месяцев очень интенсивно ездила по стране. Конечно, другой вопрос нанесла ли она ущерб своими действиями имиджу своей партии, но если мы говорим о предвыборной кампании, как таковой, как можно привлечь избирателя, то на её примере мы видим, как это делается.
— Вы упоминали, что «Центр согласия» можно считать проигравшим эти выборы, как вы считаете, почему его электорат на них не пришёл?
— Я думаю, что в целом избиратель этой партии не настолько мотивирован на эти выборы. Конечно, они интересуются политикой, и их избиратель более образован и более материально обеспечен, чем те, кто поддерживает «Русский союз Латвии». Я думаю, что здесь свою роль сыграло само представление о выборах в Европарламент, как о малозначительных выборах. Также у партии особо не было никакой предвыборной кампании, конечно, какие-то рекламы шли, но это не то. И ещё, я совершенно не заметил какую либо кампанию по отношению к латышскому избирателю. И можно сказать, что латышский избиратель вообще не пошёл голосовать за «Центр согласия». Конечно, по опросам да, многие говорили, что будут голосовать за них, но это не проблема сказать, что я буду голосовать за того или за другого, но конкретно в день выборов пойти и проголосовать, то это уже другой расклад. Думаю, что вот эта совокупность факторов и привела к тому, что они получили меньшую поддержку, чем рассчитывали.
— Вы не исключаете, что «Русский союз Латвии» может быть представлен в 12-м Сейме, однако в тоже время, вы утверждаете, что в Европарламент эта партия прошла благодаря низкой явке. Так какие же шансы этой партии на выборах 12-го Сейма, ведь явка на них будет выше?
— С одной стороны здесь простая арифметика. Вот этот аргумент, что при низкой явке они попадают в Сейм, а при высокой — нет, основан на одном предположении, что «Русский союз Латвии» исчерпал все свои возможности поддержки, что его избиратели все пришли, а избиратели «Центра согласия» остались дома. Но я не верю в такой сценарий. Я думаю, что если явка будет выше, то конечно «Центр согласия» выиграет от этого, но и «Русский союз Латвии» тоже получат от этого какую-то поддержку. Может их результат опустится до 5,01%, но этого вполне хватит, для прохода в Сейм. Также, скорее всего, не все избиратели этой партии пришли на выборы. Так что одной явкой, я думаю, вытеснить «Русский союз Латвии» невозможно.
— Говоря об осенних выборах в Сейм, как вы думаете, повлияют ли на них результаты выборов в Европарламент?
— Если только косвенно. На прямую, определённо нет, т.к. люди, которые шли и которые не шли на выборы в Европарламент совершенно чётко понимают разницу между этими и парламентскими выборами. И в октябре всё же картина будет иная. К тому же нужно иметь ввиду, что в списках партии «Для развития Латвии» не было Репше, а партия Ингуны Судрабы вообще не участвовала в этих выборах, а по опросам около пяти процентов она набирает. Так что пока сложно сказать, как появление Судрабы повлияет на результат «Единства», а также и «Центра согласия» на выборах в Сейм. Не думаю, что она отнимет много голосов у Союза зелёных и крестьян или национального объединения, но вот у других вполне возможно.
— И последнее, по вашему мнению, какие шансы Лаймдоты Страуюмы опять получить премьерское кресло?
— Это напрямую будет связано с распределением сил в парламенте. Это будут другого рода выборы и там будут и другие партии, которые будут соперничать между собой. Сейчас пока ещё трудно сказать. Даже если мы посмотрим на последние рейтинги, когда в Сейм проходят только четыре партии: «Единство», «Центр согласия», Союз зелёных и крестьян и национальное объединение «Всё Латвии…», то при таком раскладе, конечно, Страуюма будет иметь хорошие шансы. Но если смотреть на этот процесс более динамично, что там уже появляются шансы у Ингуны Судрабы. И как повлияет прохождение её партии в парламент, пока сказать сложно, а она может набрать довольно много голосов. И если её партия наберёт значительное количество голосов, а «Центр согласия» пройдёт, а «Русский союз Латвии» не пройдёт, тот может получиться и коалиция «Центра согласия» с партией Судрабы. Так что сейчас я бы определённо не ставил на Страуюму, но это не потому, что я вижу проблему в её кандидатуре, а потому, что есть ещё другие игроки, которые пока в полной мере себя ещё не показали и они могут переломить всю эту ситуацию. Однако также многое будет зависеть от президента, ведь именно он выдвигает кандидатуру премьер-министра. Пока, кажется, что Лаймдота Страуюма его устраивает, но кто знает, что будет после осенью. Так что надо чуть-чуть потерпеть и скоро всё станет ясно.
Справка «NewsBalt». Янис Икстенс, 44 года. Закончил историко-философский факультет Латвийского университета, также учился в Дании и Нидерландах. С 1997-1999 г. был ректором Видземской высшей школы. В данный момент профессор Латвийского университета, факультета социальных наук, отдела политологии. Директор магистерской программы «Политология». Доктор политологии. Исследовательские интересы: анализ выборов, политические партии, финансирование партий.