Фото:

«Мы не должны проглядеть гражданский подвиг горстки честных поляков!»

Историк Владимир Шульгин проанализировал для «НьюсБалт» письмо польской интеллигенции к Путину с призывом учредить Всемирный Совет славян.

Не так давно в Польше появился манифест представителей польской интеллигенции в форме коллективного письма В. В. Путину. Это обращение, судя по контексту, составлено профессорами Ягеллонского университета в Кракове. Для русских, мало-мальски знакомых с давним историческим противостоянием между поляками и нами, всё это дело на первый взгляд представляется какой-то ненаучной фантастикой.

Сразу возникают вопросы, не мистификация ли это или розыгрыш. Да и мало ли чего не встретишь неожиданного, но маргинального, то есть, по сути, ничего не значащего в услужливой мировой паутине. Так, совсем недавно также стало известно об инициативе американских ветеранов, добивающихся… присоединения слабеющих Соединённых Штатов к усиливающейся России. Эти американцы стремятся видеть Путина президентом некоей новой РуссоАмерики. Они заявляют: «Мы собираем подписи для проведения общенационального референдума по вопросу о целесообразности остаться в несостоявшемся государстве, экономической калеке подконтрольной уголовным олигархам, или присоединиться к Российской Федерации с сильным Президентом…».

На этом фоне польская инициатива, простите за противоречие ранее сказанному, не выглядит столь уж нелепой (жизнь наша полна противоречий и ассиметрий). Суть польского обращения такова. Профессор Ягеллонского университета Анна Ражны (Anna Raźny) и её сторонники призывают российского президента учредить «Всемирный Совет славян, как платформу для контакта и взаимопонимания “между нашими племенами”».

Доводы у авторов резко антизападные. Такие же могли бы выдвинуть и воины Новороссии, на деле показывающие свою верность руссо-славянству, что только прибавляет восхищения гражданским мужеством авторов письма. В нём говорится, что «тысячи поляков» протестуют против измены своего правительства национальным интересам Польши. Её верхи стали «марионеткой» Запада и поспособствовали бандеризации Украины, развязыванию там братоубийственной гражданской войны.

На руках у деятелей Запада и официальной Польши кровь погибших славян, граждан Украины. Запад поощряет «геноцид славян», аналогичный тому, который вершили немецкие нацисты и их пособники во время Второй мировой войны. Теперь Америка-Европа со своими марионетками толкают мир к всесветной «дестабилизации» и третьей глобальной войне.

Авторы письма нашему президенту протестуют против новой эпохальной атаки Запада на Россию посредством захвата Украины и окружения нашей страны враждебными государствами НАТО. Кроме того, говорится о крахе Польши как суверенного государства, уничтожении её промышленности, опутывании её гигантскими долгами, что приводит к безработице, массовой эмиграции, расколу семей, сокращению рождаемости. Ключевой тезис авторов письма таков:

«Большое количество польских неправительственных организаций и тысячи простых поляков, лишённых голоса и возможности доступа к СМИ, – против этих враждебных для человечества деяний и солидарны с властями Российской Федерации в предпринимаемых ими действиях, как в отношении Украины, так и в отношении Сирии, и во многих других ситуациях. Мы ценим… особую положительную роль господина президента Владимира Путина».

Авторы обращения протестуют против стравливания Западом между собою славянских народов ради своего своекорыстного господства над миром. В России они видят единственную мировую силу, способную противостоять скатыванию человечества к пропасти. Они призывают Путина помочь учреждению Всемирного Совета славян, «как платформу для контакта и взаимопонимания между нашими племенами». В Совет предлагается включить честных представителей Славянского мира, в том числе из неправительственных организаций, на деле доказавших своё неприятие космополитизма и западнизма.

В обращении, по сути, ставится задача возрождения христианской «оборонительной» политики у наших родственных народов, поскольку на всех славян направлены агрессивные устремления Запада. Славянские народы стараются разбить поодиночке, не допустив их объединения, что только усиливает необходимость нового Союза. Завершается письмо поздравлением Русскому народу и его властям за «Христианское возрождение». Высказывается надежда, что «Только великая Христианская Россия может остановить марш “сатаны Запада” на наши славянские земли».

Прихотливость исторического польского пути

Как оценить польское примечательное письмо? Перед нами, конечно, подлинное обращение честных поляков-патриотов, а не фальсификация (об этом свидетельствуют отзывы польского интернета), следовательно, можно и поразмышлять о значении документа.

Ф.И. Тютчев изрёк вечное: «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые!..» Это пророчески сказано о временах исторических переломов, периодически настающих в Христианском мире или главным образом в Европе, этом главном «двигателе» мировых перемен. Мы вновь переживаем критическое время эпохального вызова, а рядом с нами поляки, немцы…

Время вновь испытывает нас, выдержим ли, превозможем ли трудности, возможно и страшные, или сломаемся, став по меткому слову П.А. Столыпина «удобрением для других народов», не забывших о своих национальных задачах. Словом, история вновь меняет своё течение, и её новый крутой поворот совпал с нашей земной жизнью, требуя от нас дерзновенного действия в соответствии с нашим национальным характером, всегда спасавшем нас прежде.

Изложенный польский манифест, несомненно, является примером ответа на вызов, проявлением некоего нового польского «ростка», и прежде пробивавшегося, но всегда заглушавшегося иными побегами, чуждыми как нам, так и всему Славянскому миру. Западные славяне, прежде всего поляки и чехи, а рядом с ними словаки, до сих пор чаще всего стремились стать органической частью Западного мира. Робкие колебания в сторону России были у чехословаков в XIX – начале XX века, в эпоху объединения северных немцев в Германскую Империю и заключения ею союза с «серединной» империей, немецкой же в основе Австро-Венгрией. Чехи и словаки, отчасти поляки, стремились опереться на Российскую Империю, чтобы не быть окончательно поглощёнными Немецким Миром. Им это удалось, благодаря рекам русской крови, пролитой во время Первой мировой войны. Крах Германии и Австро-Венгрии, оплаченный гигантскими жертвами со стороны России, позволил возродить национальную государственность Польши и Чехословакии.

Далее последовал новый, краткий, но ещё более кровавый исторический цикл борьбы Немецкого мира с Русским и Западным (англосаксонским и французским) во время Второй мировой войны, а у нас – Великой Отечественной. Западные славяне почти без борьбы сдались немцам и стали служить им (чехи больше, поляки меньше). Наша победа 1945 года, которую добыла Россия, жившая тогда в марксистской оболочке «СССР», вновь позволила полякам и чехословакам обрести свою государственность, от которой немцы в начале войны оставили лишь жалкие воспоминания. Сама Германия оказалась у наших ног, взятая Сталиным с меча.

Почти полвека длился новый, «современный» исторический период, когда поляки вновь стали составной частью Русской Империи (теперь – «красной»), как и в XIX веке, после победы нашего «главного народа» Евразии над наполеоновской Европой.

Вместе с французами на нас тогда двинулись «двунадесять языков», как тогда говорили на церковно-славянском, то есть двадцать народов, в том числе и сто тысяч поляков под началом князя Ю. Понятовского. После тогдашнего эпохального поражения всех этих французов, поляков, баварцев, австрийцев, пруссаков и иных немцев из «двунадесяти» народов с запада и центра Европы русский царь-победитель Александр I имел неосторожность включить Польшу (точнее, значительную её часть с Варшавой) в состав нашей Империи, хотя мудрейшие люди государевы, включая Н.М. Карамзина, отговаривали его от этого.

Они знали свободолюбивый характер польского племени, имевшего давнюю традицию собственной государственности. Александра тоже можно было понять. Он, ценою политики кнута и пряника в отношении поляков («пряника» было много больше) стремился заручиться их дружбой. Ни у Александра не получилось, ни через полтораста лет у Горбачёва. Поляки всегда пользовались внутренними русскими разногласиями в составе нашего политического класса, в котором было непропорционально много балтийских немцев и, кстати говоря, поляков. Царство Польское в составе России бунтовало в 1830, 1863 годах при царях, затем «народная» Польша, слабо воспринимавшая марксистские догмы, копила силы для национального освобождения при наших генеральных секретарях, особенно, начиная со времени позднего Брежнева, заканчивая провальным периодом Горбачёва, этого «лучшего немца».

Сделанный исторический экскурс показывает прихотливость исторического польского пути, обречённого выбирать между Западом и Востоком когда-то христианской Европы.

Проверки боем Запада: от Балтийского Поморья до Новороссии

Нам не дано предугадать в точности, как будут развиваться обстоятельства нового европейского будущего, однако, очевидно, что рассматриваемый Польский манифест, панславистский по духу, пронизанный христианскими сочувствиями, перекликается с прошлыми надеждами западных славян XIX века не быть «пожранными» хищным Западом. Вполне возможно, что польское обращение к Путину является тем ростком, который пробьётся на поверхность и, наконец, процветёт, дав щедрый плод. Поляки-интеллектуалы стали понимать, что для эгоистического Запада они не представляют самостоятельной ценности. Их ценят лишь как антирусскую региональную силу, без которой труднее осуществлять пресловутое «сдерживание» России. Весьма хорошо, что с такой незавидной ролью «мосек лающих» не согласны поляки, составители письма русскому президенту.

История свидетельствует, что у Польши имеется достаточно исторического опыта, чтобы понять: содружество с Россией для польского народа плодотворно, а подъяремный союз с Западом, в конечном счёте, гибелен. Конечная цель Западной Европы и отпочковавшейся от неё Северной Америки в отношении нас не менялась с 800 года, когда был коронован Карл Великий, сепаратный император Запада (при единственно законном христианском вселенском императоре Римской Империи со столицей в Константинополе).

Карл после «рейдерского захвата» полномочий Христианской Империи на Западе сразу же начал боевой поход против Славянского Востока Европы, воспользовавшись разногласиями посреди абсолютно доминировавших в Балтийском Поморье славянских племён, особенно племенных союзов бодричей и лютичей. Дело Карла по «давлению на славян» продолжили его наследники, западные императоры, незаконные с вселенской христиански-соборной точки зрения: Фридрих Барбаросса и другие, вплоть до Наполеонов I и III, немецкого Вильгельма и, далее, Гитлера с Муссолини. Сегодня видим продолжение этой боевой попытки Запада в отношении нас. Проверка боем осуществляется в Новороссии, и от её исхода зависит то, как Запад будет продолжать свою агрессивную линию, отчётливо намеченную ещё на исходе Первого тысячелетия нашей эры.

Поляки, направившие открытое письмо Путину, всё это понимают. Если уже сегодня у них нет современной промышленности, в том числе судостроения, которое было развито прежде при помощи Советской России, то, что будет, если Запад одержит верх над нами на новом этапе вековечной борьбы, начатой Карлом Великим? Поляки данную проблему понимают, видя, что их терпят, пока Россия представляет собой нечто заслуживающее уважение. При победе же Запада, если её допустить, с ними поступят примерно так, как советовал действовать в отношении славян германский «либеральный» империалист Ф. Науманн в ходе Первой мировой войны и сделал Гитлер во время Второй. Бытование польской государственности этими классиками немецкой политической мысли и практического действия вообще не предусматривалось.

Таким образом, мы видим росток славянской солидарности, открыто заявленный поляками. Он весьма впечатляет, приятно впечатляет. Похоже на то, что на наших глазах начинает происходить своеобразное замещение, которое невольно вызвано к жизни манипулирующим своими марионетками Западом. На заглавную роль главной русофобствующей страны «логикой событий» на наших глазах выдвинута сформатированная Западом Украина при последовательном пособничестве коллективного Кравчука-Кучмы-Ющенко-Януковича. Соответственно роль Польши, как главной русофобки, переходит к Украине. Конечно, Запад рассчитывает, что его старый подручный с берегов Вислы будет продолжать ему служить верой и правдой, как и прежде.

Однако письмо польских интеллектуалов позволяет высказать осторожную надежду на возможный крах этого курса Запада. Видим, что свободолюбивая Польша, «наевшись» западнизма, вновь, как и встарь, начинает вспоминать о своей славянской душе. Да и Запад уже не тот, что Польша чувствует не менее нас. Далеко не случайно, что в разбираемом письме интеллектуалов Польша резко противопоставляется Западу. Конечно, этого бы не было, если бы Запад, прежде всего англосаксонский мир, был на подъёме в главном, человеческом, отношении. Этого давно нет. Олланд – не де Голь, Меркель – не Бисмарк или Аденауэр, Обама – не Рузвельт (и не Никсон), Кэмерон – не Черчилль, да и Туск – не Пилсудский. Облик современных верховных властителей Запада довольно пошл, отличаясь отсутствием у них подлинных национальных идеалов и дерзновения во имя вековечной правды Христианского мира. Ничего духовно-положительного давно уже нет на Западе и в помине. Там лидеры соревнуются в защите «интересов» содомитов, даже «церкви» протестантские уже «венчают» педерастические и лесбийские пары, а политики гордятся своим «новочеловеческим» многоцветным статусом, навязывая молодёжи «однополую любовь», «увлекательную» смену пола и т. п. извращения.

Русские вновь должны поверить в свою вселенскую миссию

Ещё А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский замечали, что средний западный человек «выеденного яйца не стоит», что он «бездушный автомат», в котором усиливается «совершенно свободное скотство», словом, что Запад «гниёт», если обратить внимание на главное – облик людей, их цели и идеалы. Это видят и поляки, авторы письма, верно заключившие, что дело вообще идёт к какому-то вселенскому краху и только у России, хоть она пока не вполне вышла из бесчеловечного либералистического проекта, остаётся потенциал сопротивления западному бездушию.

Россия и русские вновь должны поверить в себя и свою вселенскую миссию. Этому главному нашему делу помогает Польское письмо. Горе нам, если верхи и низы нашего русского народа не почувствуют собственных национальных задач, некоторые из которых видят со стороны наши славянские собратья. Спасибо им за это! Тьма дел впереди, главное начать их делать. Верхи и низы в одинаковой мере должны отрешиться от «национальной кастрированности» своего самосознания, что особо видно у нас в Балтийском Поморье (Калининградской области).

Иногда создаётся впечатление, что гордое слово Русский у нас находится под ещё большим запретом, чем в марксистском «СССР», заточенным на космополитическо-утопический революционный проект, подпитывавшийся мерами (большего или меньшего масштаба) на изничтожение у русских их народного и религиозного чувства. Свои национальные основы мы должны вспоминать, начиная от собственных исторических игр, вроде городков или лапты, заканчивая возрождением Русской политики, не говоря уже о нашей замечательной самобытной культуре. К этому нас призывает вся Русская традиция, понявшая, что мы должны победить «года глухие» и вспомнить «свой путь» (А. Блок советовал, в частности). Время вопиет о необходимости Русского Возрождения, намеченного ещё в карамзинско-пушкинские времена.

Эти мысли рождаются при чтении Польского письма В.В. Путину. Мы должны вспомнить, что Русские – это народ воплощённого дерзновения. На этих днях мы ещё раз поминаем Преподобного Сергия Радонежского, чьё 700-летие отмечает Россия. Осознаём, что в XIV веке во время татарского ига, наступившего после погрома Руси в период Батыева нашествия, явился святой муж, который не разделял Веру Христову и дерзновенное стояние за Русскую Правду, как, к сожалению, мы часто видим сегодня у нас, часто довольно жалких «потомков православных». Святый Сергий не отделял молитву Богу и боевое действие во имя торжества тех спасительных и народных идеалов, которым посвящена молитва. Как же часто сегодня мы встречаем имитаторов Православия, с уст которых то и дело слетает «Бог всё управит», но сами они палец о палец не ударят, чтобы совершить даже малый поступок в духе Веры Христовой, и, одновременно, неотъемлемой от неё Русской Правды!

Для этого рода «граждан своего тела» дерзновение Преподобного Сергия во имя спасения России – это в лучшем случае давно прошедшая история, которая не может нам сегодня дать ничего, кроме приятных исторических сказаний. Действовать же, как Сергий, призвавший князя Димитрия к борьбе с оружием в руках против поганых, они не будут. Вы, например, не услышите от них осуждения мерзкого явления по имени «ползучая кёнигсбергщина» с её прославлением всего немецкого, в том числе псов-рыцарей, терзавших Землю Русскую. Они будут стыдливо опускать глаза долу, когда какой-нибудь немец или его прислужник будут клеветать на нас, говоря, что местные русские уже переродились в некую новую, духовно нерусскую общность, и здесь всех обуяла «калининградская идентичность», «калининградская культура» и «калининградская психология», которые якобы ничего общего не имеют с русизмом, с русской культурой, с русским дерзновением во имя Правды, с русским характером, сила которого удивляла Наполеона, Бисмарка, Гитлера, как и других наших неприятелей.

Другими словами, подобные псевдоправославные персоны, иногда кичащиеся своим образованием, знанием Богословия, просто трусливы, нечестны, даже способны родниться с ложью, которую продвигают прозападные деятели образования и культуры, расплодившиеся у нас «по недосмотру начальства», точнее – по его национальной безчувственности. На их глазах будут гнать человека за попытку сказать слово правды по-русски, но они сделают вид, что ничего не заметили. Некоторые из них даже с выгодой для себя поучаствуют в гонениях на честного человека, чтобы получить материальную выгоду.

Для таких псевдоправославных невозможна какая-либо жертвенность в стоянии за Правду и справедливость. Ничего они от себя не оторвут во имя торжества подлинного добра. Для них православность – это лишь обряд, без какого-либо действия против неприятеля в сфере культуры и образования, который зомбирует нашу молодёжь, отвращая её от родной истории и духовности. Для них народность русская – это лишь этнографические обыкновения и реликты в виде блинов в масленицу, самовара на столе, балалайки или деревянной ложки. Никакого подлинного русского действия они не вершат ни в коем случае.

Удары по русизму, которые непрерывно наносятся нашими расплодившимися поборниками неметчины (германизма), как это видим у гуманитариев главного университета Калининграда (БФУ им. Канта. — «НьюсБалт») или в сфере культуры, наши псевдоправославные будут называть «культурным диалогом». Это при том, что эти действительно образованные, но бессовестные люди отлично знают, что серийные университетские мероприятия, проводящиеся на западные деньги (пресловутый «Триалог», например), – это типичный германский монолог, произносящийся тоном, не терпящим никаких возражений.

Так, если немцы платят, да ещё постоянно приглашают, к примеру, кандидата наук В.И. Гальцова, этого давнего, почти доисторического «царя» истфака БФУ, с визитами в Германию, то делают это не за здорово живёшь, а за деяния, направленные против против русского народа и государственных интересов России в сфере образования и культуры. Я не раз проводил эксперименты, предлагая немцам и их адептам статьи и доклады, в которых пытался дать оценку местных дел и «современной истории» с русской национальной точки зрения «по Пушкину, по Тютчеву». Немцы и их слуги из в чине профессоров и доцентов, как, например, доктор наук Ю.В. Костяшов или кандидат наук И.О. Дементьев, НИКОГДА не допускают нашего брата русское слово молвить на проводимых ими конференциях в российском государственном вузе (!) Они знают, что за действительный «плюрализм мнений», который по определению допускает возможность не только немецкого, но и русского воззрения, Берлин их быстро вышвырнет из обоймы приглашаемых на Запад, получающих гранты, пособия и гонорары. Поэтому этого рода публика не только терпит немецкие издевательства над Россией, но и сама активнейшим образом в них участвует.

Этого рода публика по-своему последовательна. Они даже и сами уверились, что всё, связанное с Русским народом – это гниль и тлен, а спастись можно лишь на путях национал-предательства, служа Западу верой и правдой. Они на деле стали русофобами, пожалуй, даже похуже, чем какой-нибудь типичный немец, конечно, нас совсем не жалующий.

Уволена за письмо Путину

Вы спросите, как эта нелицеприятная критика связана с заявленной темой – обсуждением Польского обращения к В.В. Путину. Связь прямая. Мы видим, что среди польского народа, в котором в силу целого ряда оснований с давних времён довольно сильно распространилась русофобия, нашлись честные люди, не побоявшиеся ни властей, ни так называемого общественного мнения, которое в Польше пока формируют недружественные нам силы, подпитываемые с Запада. Они пошли против течения, как когда-то Сократ, знавший, что он прав, а афинская демократия, отрицавшая духовные начала жизни, ошибается. Сократа приговорили в 399 году до н. э. к смерти, но прав был он и его ученики с Платоном во главе.

Итак, горстка честных поляков, не желающая смерти своей отчизне под натиском всегда несытого Запада, пошла на жертву своему спокойствию, возможно, и доходам, открыто выказав чувства приязни по отношению к демонизируемой Западом России. И, напротив, в нашей русской Калининградской области мы видим заметное число образованных лиц, в том числе тех, кому доверено обучение молодёжи, отвращающихся от всего русского, в том числе и «за отдельное спасибо», давно уже «произносимое» со стороны забугорных кураторов-смотрящих, которые активно поддерживают своих «агентов перемен». Такая вот разница между честью и безчестием, правдой и кривдой, естественным для нас настроением по имени русизм и противоестественным нам германизмом, за подачку «оттуда» напяленным на себя иными с конца 1980-х – начала 90-х годов.

Польское письмо Путину должно способствовать возвращению нашего самосознания к себе, на собственную духовную родину, которая сродни Правде-истине и Правде-справедливости. Только в славяно-русском языке слово правда объединяет оба этих главнейших для человека идеала, без борьбы за которые человек превращается в тот «бездушный автомат», о феномене которого сказал наш Пушкин, читая о деяниях поборников «американской мечты».

Скажем же слово признательности польским авторам обращения в В.В. Путину и тем, кто подписался под ним. Эти люди совершили жертвенный поступок и гражданский подвиг. Их поносят официальные круги Польши и те, кто хочет выслужиться перед Западом. По сообщению одного моего знакомого, работающего в сфере народного просвещения, профессор Анна Ражны (одна из главных инициаторов письма) была уволена со своей должности университетского преподавателя именно за это послание, возможно, так случилось или ещё случится и с другими представителями польского общества, не побоявшимися высказаться против человеконенавистнической политики Запада.

Русские и ряд польских читателей говорит им слова благодарности. На интернет-страницах тех ресурсов, которые опубликовали текст польского послания Президенту России, содержится удивительно много добрых отзывов. Абсолютное большинство русских читателей с доверием отнеслось к посланию поляков, стремящихся к воцарению подлинного братства между славянскими народами. Русские граждане на этих страницах ещё раз продемонстрировали своё незлобие, хотя они, конечно, знают о феномене польской русофобии, в том числе и современной.

Вот типичные отзывы. Читательница, обращается к авторам письма с такими словами: «Спасибо огромное вам, мудрые люди есть везде. Бог – он всё видит. Добро всегда побеждает!!!!» Другой участник обсуждения так обращается к полякам, которые тоже, хотя и с разных позиций, высказались на русском форуме: «…многие русские готовы к диалогу, даже к союзу, и поверьте – на равных». Один поляк привычно ругает Россию, повторяя обычные пропагандистские штампы Запада, другой с ним спорит, высказывая приятельские чувства к русским, напоминая своему соотечественнику, что тот зря кипятится, призывает доверять России, напоминая, что «…письмо пришло от нас, а не от русских!»

Всё это, очевидно, говорит, что в польском обществе действительно происходят положительные перемены, которые мы в России не должны проглядеть ни на на уровне «народной дипломатии», ни во внешней политике. Хотелось бы верить, что в Польше нарастает тенденция русофилии, которая пытается бороться с «численно» гораздо более заметной пока русофобией. Специалистам известно, что в Польше действует симпатизирующая России панславистская политическая партия «Польска Вспульнота Народова» во главе с Болеславом Тейковским. Ей, правда, пока не удалось провести своих депутатов в польский парламент. Есть и определённый академический круг сторонников славянского единства. К нему принадлежал известный польский исследователь, покойный Базиль Бялокозович, с которым поддерживали приятельские отношения некоторые наши учёные.

Закончить данный материал хотелось бы, процитировав отзыв одного весьма квалифицированного русского учёного, хорошо знающего Польшу. Ознакомившись с Польским письмом, он сказал:

«Что касается коллективного письма, то его содержание, на мой взгляд, делает честь авторам. Однако сомневаюсь в массовости движения в поддержку идей славянского единства в Польше. Я чувствую, что у них много потенциальных сторонников среди рядовых поляков, но местные “элиты” с успехом формируют общественное мнение в деструктивном для славянского мира направлении».

С этим заключением нельзя не согласиться. Правда, этот знаток западного славянского мира, сославшись на мнение проф. Бялокозовича и ещё одного действующего польского политика, симпатизирующего России, в духе осторожного оптимизма сказал, что сторонники славянского единства в Польше отдают себе отчёт в реалиях, но «тем не менее сохраняют надежду, что ситуация может измениться при благоприятных обстоятельствах».

Думаю, что каждый из нас может и должен посильно участвовать в создании таких обстоятельств. Для граждан России это, очевидно, значит быть самими собой, поступать так, как нам велит наш народный характер и совесть. Прислушаемся, ища совета, к честному голосу недавно ушедшего от нас Леонида Бородина, чьё сердце всегда болело за правду. Читаем в стихотворении «Мы с детства в Русь вколдованы…»: 

Я слишком русский,
чтобы просто
кормиться благами земли!