100 дней Порошенко: Спасти может лишь Путин

Сергей Балмасов из Центра проблемного анализа подытожил для «НьюсБалт» символический срок правления украинского президента.

2 сентября исполнилось 100 дней с момента победы на президентских выборах на Украине Петра Порошенко, которому через десять дней предстоит держать ответ за сто дней своего реального правления с момента инаугурации 7 июня. Научный сотрудник Центра проблемного анализа Сергей Балмасов подытожил для читателей информационно-аналитического портала «НьюсБалт» этот символический срок.

Президенту Петру Порошенко через несколько дней придётся отчитываться за первые сто дней своего правления, позволяющих сделать выводы о достижениях руководимой им страны. Однако ко времени «отчёта» он приходит с сомнительным багажом: вместо решения накопившихся проблем происходит углубление кризиса в стране, отразившегося резким ухудшением положения простого населения: заметно упал курс гривны, снизилась покупательская способность и резкого повысилась стоимость услуг ЖКХ.

На глазах происходит дальнейшая фрагментация страны, чреватая утратой его власти. Несмотря на это, с точки зрения США его деятельность не является провальной. 

Отношения с Россией и энергетический кризис

В числе главных неудач Порошенко стало отсутствие серьёзного прогресса в отношениях с Россией и, как следствие, дальнейшее углубление энергетического кризиса с перспективой зимней «газовой» войны. Стороны не смогли уладить противоречия относительно реализации российского голубого топлива Украине и его транзита по её территории.

Речь идёт не только о стоимости, принципе его отбора и уплате накопившегося долга, но и желания официального Киева, как и прежде, перепродавать газ из России по более высокой стоимости третьим странам. Именно это на протяжении последних лет было источником кормления политической элиты Украины.

Впрочем, даже если к 15 сентября или другому сроку Владимир Путин согласится на решение украинского газового кризиса, оно не будет долговечным в силу неспособности Киева в сложившейся ситуации самостоятельно оплачивать стоимость газа даже по льготной цене.

Важно, что прошедшая 26 августа Минская встреча «в верхах» продемонстрировала, что «газовая соломинка» для спасения Порошенко находится в руках Путина, который намерен не допустить даже частичного перехода газовой трубы в Европу в собственность США. Повороту же Порошенко в сторону Москвы препятствуют его «кланово-корпоративные» обязательства перед определёнными зарубежными силами и наличие у представителей последних на него соответствующего компромата.

Вместе с тем, Минская встреча, несмотря на продолжение противостояния на Донбассе и сохранение энергетического кризиса, заложила основу для возможного продолжения диалога. Важно, что перед ней стороны отстранили или убрали из «зоны видимости» наиболее одиозных радикалов и неприемлемых для ведения переговоров фигур.

Это просматривается на примере отставки с государственных постов Андрея Парубия, считающегося у сторонников Новороссии причастным к кровавым событиям в Киеве и Одессе. Подобную тенденцию после мартовской ликвидации наиболее одиозного представителя «Правого сектора» Сашко Билого в отношении этой организации продолжило украинское МВД.

В свою очередь, из руководства Донецкой и Луганской народных республик были убраны её лидеры Александр Бородай и Валерий Болотов, а также смещён с поста главнокомандующего Игорь Гиркин.

Единственным положительным моментом для самого Порошенко в данном случае стало его официальное признание Москвой, свидетельствующее о том, что Кремль отказался от «реинкарнации» на этом посту Виктора Януковича.

Неудачу Порошенко обусловило отсутствие у него реальных военных успехов на Донбассе и консолидированной поддержки Запада, что могло бы повлиять на позицию Путина. В итоге именно последний навязал ему свой формат переговоров, продемонстрировав слабость, «ведомость» Порошенко и отказавшись пойти ему навстречу по всем принципиальным вопросам. Заявление лидера Белоруссии Александра Лукашенко о том, что приезд в Минск украинского президента был «инициативой последнего», лишний раз продемонстрировало уязвимость позиций Киева.

Символично и то, что последний, взяв курс на «евроассоциацию», прибыл в Минск именно на встречу глав государств пророссийского Таможенного Союза, взаимодействие с которым стоила власти его предшественнику Януковичу власти.

Позицию Путина не смогли поколебать и вбросы относительно ввода российских войск на Украину, о которых заявили США ещё до задержания на украинской территории группы военных из РФ, признавшихся в участии в «агрессии против суверенного государства». Кто именно, как и при каких обстоятельствах захватил российских десантников-контрактников, не являвшихся новичками в военном деле, пока неизвестно. Главное – что встречу попытались сорвать, продемонстрировав для этого реальные рычаги.

В очередной раз Кремль продемонстрировал собственную силу, предложив 3 сентября собственный мирный план по Украине. Порошенко же проявил ещё большую слабость, сначала на него согласившись, а после очевидного срыва перемирия заявивший о наличии у него альтернативного прозападного варианта урегулирования. Подобные «метания» определялись очевидным результатом: провалом карательной операции против мятежного Донбасса.

Сепаратизм и сохранение Украинского государства

Неспособность изменить ситуацию в свою пользу на востоке страны дополнительно продемонстрировало кризис Украины как единого государства, продолжающего терять внутреннее единство на фоне усиления там позиций России.

Фактически правление Порошенко лишь усугубило уже наблюдаемый с начала 2014 года раскол страны. И пророссийские «сепаратисты» – лишь часть проблемы. Уже сейчас на территории бывшей Украины по факту видны несколько «зон влияния». Ясно, что проблема «сепаратизма» в случае «ухода» Донецкой и Луганской областей решена не будет, учитывая условность границ украинских субъектов и наличие серьёзного недовольства действиями Киева в ряде других регионов, особенно в Харькове и Одессе.

Кроме того, незанятая «сепаратистами» часть Юго-Востока Украины, «вотчина» олигарха Игоря Коломойского от Днепропетровска до Одессы лишь условно подчиняется официальному Киеву. А это наиболее важный в промышленном, сырьевом и коммуникационном плане регион, где находятся основная масса индустрии страны и порты, через которые главным образом и сбывались украинские товары, а также доставлялась необходимая Украине иностранная продукция.

И в условиях отсутствия прогресса в борьбе с «сепаратистами» Донбасса, подконтрольные Коломойскому территории также становятся оплотом сепаратизма другого рода, на этот раз «олигархическо-феодального».

Сепаратистские настроения демонстрируют и представители местных властей вроде того же мэра Харькова Геннадия Кернеса, бросившего вызов «антикоммунистическому» Киеву обещанием восстановить памятники Ленину и намекающему «сепаратистам» о готовности договариваться с ними.

Однако уничтожение «предателей-олигархов», что позволило бы реабилитироваться за неудачи на востоке и консолидировать страну для возможного последующего продолжения противостояния, пока не осуществимо по причине отсутствия у Порошенко необходимых ресурсов, как военных, так и материальных.

Ситуацию усугубляет непрочность власти нынешнего президента даже в Киеве, ставшем постоянным центром притяжения организованной толпы «маргиналов» Майдана, готовых выступить против любой неугодной олигархам фигуры во власти. При этом традиционно радикальный Запад страны в случае дальнейшего ухудшения ситуации сам способен стать катализатором антипрезидентских выступлений. Эта перспектива усиливается пропорционально дальнейшим военным неудачам и усилению попыток Порошенко найти общий язык с Москвой.

Важно, что у олигарха Коломойского имеются и другие рычаги для эскалации ситуации. Например, учитывая его ресурсы, он имеет возможности для искусственного усугубления топливного и банковского кризиса в стране.

О том, что справиться с ним Порошенко будет крайне тяжело, свидетельствует ситуация, при которой перед самой Минской встречей финансируемые олигархом Коломойским подразделения заявили о своём уходе с фронта и в том числе о готовности оставить Мариуполь и прочие стратегически важные пункты.

Параллельно ряд украинских политиков заявили о невозможности и ненужности проведения переговоров в сложившихся условиях, соревнуясь в стремлении нанести ущерб имиджу Порошенко. Тем самым Коломойский наглядно продемонстрировал уязвимость позиции президента как на поле битвы, так и внутри страны.

Есть на Украине и другая разновидность сепаратизма, пока не столь заметная на фоне ситуации с Донбассом и происками Коломойского. Так, в будущем Киеву с высокой долей вероятности придётся решать соответствующую проблему с Закарпатьем, Черновицкой и Одесской областями, где подрывную деятельность ведут Венгрия, Словакия и Румыния.

Порошенко и парламент

Попытки Порошенко усилить свою власть за счёт получения послушного парламента также провалились. Разгон Верховной Рады с предварительным запретом Компартии и последующими перевыборами явно запоздал. Об этом свидетельствует фактический отказ Кличко и Яценюка образовать с ним единую коалицию «евроинтеграции».

Вчерашние союзники в условиях ухудшения социально-экономической ситуации стали противниками. Они явно не позволят его «блоку» стать главной парламентской партией, а блокироваться на долговременной основе с неудачниками для них не имеет смысла.

Учитывая ресурсы противников Порошенко, после получения ими преобладания в Верховной Раде основные властные полномочия будут перераспределены в пользу премьера. Основа для этого уже создана, если вспомнить недавнюю историю с «отставкой» и триумфальным возвращением Арсения Яценюка, продавившего принятие парламентом выгодных ему антиолигархических законов.

Угрозой своего ухода Яценюк, главный проводник американского влияния, добился смещения «центра силы» в свою сторону. Показательным моментом было и его участие в травле Порошенко после переговоров в Минске. Это стало важным индикатором начала «войны» против главы государства, в которой участвуют не только олигархи, но и представители прочих ветвей власти.

В таких условиях перспективы Порошенко на долговременное удержание власти становятся туманными. Слабость его позиций дополнительно продемонстрировали его попытки продать свой бизнес, что говорит об отсутствии для него серьёзных перспектив.

Сейчас для президента выходом из положения становится откладывание парламентских выборов под предлогом невозможности их осуществления в двух важнейших областях на востоке страны. Ведь их проведение без участия Луганска и Донецка юридически закрепит выход соответствующих регионов из состава Украины.

Порошенко и Запад

Неспособность добиться единой поддержки Запада стала главным разочарованием пока ещё действующего президента. По официальному признанию Порошенко, реализация евроинтеграции на практике оттягивается как минимум до 2020 года.

Реально же крах военной авантюры на Донбассе означает, что Украину не примут в НАТО и ЕС даже в среднесрочной перспективе как государство, имеющее на своей территории «непогашенный» конфликт. Ситуация усугубляется тем, что Запад реально не желает оказывать ей финансово-экономическую помощь.

По сути, при Порошенко страна превратилась в страну-банкрота, которому кредиторы уже крайне неохотно дают в долг. При этом, несмотря на недавнее задержание на Украине группы десантников из РФ, что должно было подтвердить факт агрессии Кремля против «Незалежной», Евросоюз отказывается углублять антироссийские санкции. А накануне проведения Минской встречи даже официальные представители Берлина, поддержали идею федерализации Украины, максимально приблизившись к позиции Москвы.

Однако это не является «подставой» с его стороны. Подобную ситуацию необходимо расценивать как проявление сугубо прагматического подхода к проблеме: Запад не готов поддерживать неудачников и рисковать своими ставками в «большой игре».

Прогрессирующий кризис украинской власти, крайне негативно отражающийся на зарубежном имидже Киева, стал очевиден после уничтожения в небе над Донбассом малайзийского «Боинга» и неудачными попытками доказать причастность к этому России. Заявка Порошенко на получение Украиной статуса, аналогичного израильскому (военный союзник США вне НАТО), как свидетельствуют заявления лидеров ведущих западных стран, включая президента США Обаму, заявивших о нежелании воевать с Россией, не имеет практического смысла.

Подобное отношение свидетельствует о том, что в Брюсселе и Вашингтоне Порошенко начинают считать «лёгкой фигурой» и в случае продолжения неудач заменят более дееспособной.

1409127695_zagruzhennoe.jpg

Ставшее знаменитым и, возможно, «спасительным» рукопожатие Порошенко с Путиным.

«Достижения» Петра Порошенко

Таким образом, Порошенко не справился ни с одной из задач, реализация которых позволяла бы надеяться на долговременное сохранение его личной власти и независимого Украинского государства. Спасти его может лишь Владимир Путин, но этого постараются не допустить те, кто поставил его украинского коллегу у власти. Вопрос лишь в том, как Порошенко расстанется с президентским постом – насильственным путём с полной потерей власти или «дворцовым» с возможностью для Порошенко сохранения минимальных управленческих функций.

Впрочем, нельзя оценивать итоги стодневной работы нынешнего президента как явную неудачу. Основным «достижением» Порошенко стала успешная реализация замыслов определённых сил на Западе, в первую очередь, представителей англо-саксонского мира, по вбиванию клиньев между славянами и созданию более серьёзной оппозиции действиям России на постсоветском пространстве.

Несмотря на то, что дело до прямого столкновения Украины и России, как того хотелось бы определённым силам на Западе, дело не дошло, нынешнему президенту на этом направлении многое уже удалось. Именно при Порошенко произошло то, чего трудно было представить: одни представители славян стреляют в других. И сам по себе этот факт, как показывает ситуация с нынешним «недвусмысленным» поведением Казахстана, уже используется в пропаганде против единения с Москвой на постсоветском пространстве.

Что же касается Украины, то она рискует стать жертвой зарубежных манипуляторов, а её территория – огромной «серой» конфликтной зоной «управляемого хаоса» между Россией и ЕС. Её наличие удобно для оказания давления на все соседние государства: это позволит отвлекать их ресурсы в противостоянии друг с другом.

Таким образом, свои задачи, отводимые ему Западом, Порошенко выполнил. Теперь требуется другая фигура для продолжения украинской большой игры.

Кто заменит Порошенко?

В сложившейся ситуации представители Запада готовятся к новым внутриукраинским политическим «рокировкам». Необходимо напомнить, что и Порошенко во многом был компромиссной, а значит, временной фигурой для ЕС и США: пока Евросоюз в начале 2014 года колебался в выборе на роль своего ставленника между Виталием Кличко и Юлией Тимошенко, Вашингтон делал ставку на Арсения Яценюка.

В итоге согласились на фигуру третьестепенного по значимости, а значит, заведомо слабого «шоколадного» олигарха Петра Порошенко, имеющего, однако, соответствующие клановые связи с зарубежьем, позволяющие ему доверять столь высокий пост.

И теперь создаётся перспектива его замены. Кроме Яценюка, а при определённых обстоятельствах, «в перспективе» и «кума Путина» Виктора Медведчука, особенно серьёзный вызов действующему президенту идёт со стороны Тимошенко.

Показательно, что она без выдвижения требований пересчёта голосов «сдала» ему победу на майских президентских выборах. Для неё тогда было выгодно проиграть второразрядному олигарху Порошенко, который по всем «правилам» должен был сломать себе шею при решении вставших перед страной проблем.

Однако «отказ» от власти Тимошенко сопровождался оговоркой, согласно которой она обещала «внимательно следить за действиями» президента, но не атаковать его в течение 100-дневного моратория с момента прихода к власти. Этот срок истёк и, судя по наличию перебежчиков из её партии «Батькивщина» в «Блок Порошенко», «война» между ними уже началась. Президент пытается играть на опережение и ослабить Тимошенко переманиванием её именитых соратников, включая Юрия Луценко и Арсена Авакова.

Однако это мало меняет ситуацию. В силу своего опыта и политического веса, именно Тимошенко имеет серьёзные шансы для замены Порошенко. В отличие от других украинских политиков, включая Яценюка, имеющего ясную установку на обострение конфликта с Москвой, за время своего пребывания на высших государственных постах она проявила реальные возможности для восстановления отношений с Кремлем даже в условиях «газовой» войны и вывода из тупика двусторонних отношений. 

Для этого у неё имеются особые каналы взаимодействия с окружением Путина.