Антироссийские санкции и ответные действия на них Москвы в последнее время являются одной из наиболее обсуждаемых тем, как в самой России, так и у её ближайших соседей. Проблемы польских, литовских, испанских, португальских, греческих, венгерских и иных аграриев сегодня уже стали настоящей головной болью руководства их стран.
Однако, как известно, не везде нынешняя торговая война между Россией и Западом воспринимается как нечто катастрофичное, а как раз наоборот – как прекрасный шанс на этом заработать. Например, Белоруссия, руководство которой ещё в августе объявило сложившуюся ситуацию «настоящим Клондайком!». Напомним, что, именно так охарактеризовал российские ответные санкции первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Маринич, по словам которого, республика готова заменить западные страны по многим продовольственным позициям. Однако реализовать амбициозные планы по обеспечению России продовольствием на практике оказалось куда сложнее, чем просто говорить об этом.
Стоит напомнить, что подписанный президентом России Владимиром Путиным контрсанкционный указ сегодня грозит европейским производителям серьёзными проблемами. Только продовольствия Россия импортирует на 43 млрд. долларов, из которых половина приходится на страны, подпадающие под запреты. По подсчётам экспертов, в ближайшие годы потери ЕС из-за российских санкций могут превысить 100 млрд. долларов, которые Еврокомиссия, имеющая для такого повода резервный фонд, вряд ли сможет компенсировать.
В этой связи перед европейскими производителями возникает закономерный вопрос – как можно обойти российские санкции с минимальными потерями? Одним из наиболее простых вариантов является налаживание так называемого «серого экспорта» продукции на российский рынок через страны, которые не попадают под запреты. В первую очередь, речь идёт именно о Белоруссии, отношение к которой в Брюсселе стало резко меняться с середины августа. Теперь в Минск стали всё чаще приезжать представители еврокомиссии и различного рода чиновники, главной задачей которых является решение вопроса об использовании белорусской площадки для продвижения продукции в Россию. При этом разговоры о диктатуре уже практически не слышны.
В подобной ситуации позиция Минска выглядит весьма прагматично. Белорусы не отрицают возможности реэкспорта продуктов питания из Евросоюза, однако при этом на официальном уровне утверждают, что делают всё возможное, чтобы сократить его размеры. Правда, на самом деле происходит обратное. Белорусское руководство, прекрасно осознавая всю выгоду от перепродажи европейских товаров в Россию, и не собирается останавливаться.
Подтверждением этому является тот факт, что в середине сентября местные власти разрешили 13 заводом импортировать европейское молоко (цены на которые из-за санкции резко упали) для последующей переработки и поставки в Россию. И под это только у поляков, согласно заявлениям министра сельского хозяйства и развития села Марека Савицкого, Минск пообещал закупать 200 тыс. тонн молока ежемесячно.
По словам начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Алексея Богданова, «сколько надо, столько и дадим разрешений на ввоз. Мы никого не ограничиваем. Главное – не нарушать условия с РФ о незаконном транзите и обеспечить рентабельность переработки импортного молока в готовый продукт». Всего же, по информации Минсельхозпрода, до конца текущего года Белоруссия планирует нарастить поставки молочной продукции в Россию на 42%, в том числе сыров – на 70%.
Вроде бы всё абсолютно законно – ввезли на территорию продукцию, переработали её и продали в Россию. Так делается повсеместно в мировой практике. Однако в данном случае есть одно «но» — параллельно с наращиваем закупок из ЕС белорусская сторона заявила о том, что ей хватит собственных сил, для того чтобы занять значительную часть освободившихся ниш на российском рынке. И вот здесь кроется серьёзная проблема.
Дело в том, что, как бы оптимистично не смотрели на происходящее в белорусском руководстве, сегодня внутри самой республики есть множество проблем, связанных как с переработкой, так и с производством сельскохозяйственной продукции. Например, отсутствие реальных возможностей белорусского агропромышленного комплекса резко увеличить объёмы экспорта своей продукции в связи с тем, что сельскохозяйственные предприятия Белоруссии уже достигли своей максимальной производительности. Хотя официально многим из них приписывается загруженность лишь на 70-80%, что является, скорее, результатом неумелой экономической политики в стране, когда предприятиям менее затратно простаивать, чем работать себе в убыток на белорусском сырье. Более того, по официальной статистике, которая не всегда совпадает с радужными заявлениями белорусских чиновников, уже в прошлом году рентабельность агропредприятий упала практически вдвое, а в хозяйствах всех категорий выпуск сельхозпродукции в сопоставимых ценах уменьшился почти на 4%. И это при том, что в белорусское село ежегодно вкладывается более 2 млрд. долларов, а его вклад в ВВП страны за последние 8 лет практически не изменился – в районе 6-8%.
Дополнительно к этому необходимо помнить, что в случае резкого роста экспорта белорусской продукции в Россию, существует реальная угроза опустошения местного рынка, так как нынешних мощностей производства в сельском хозяйстве республики вряд ли хватит для наращивания экспорта ударными темпами без ущерба для собственных потребителей. Да и перед президентскими выборами, которые намечены на 2015 год, белорусскому руководству вряд ли необходимы проблемы, так как сложно доказывать эффективность существующей социально-экономической модели на фоне пустых прилавков. Поэтому в Минске несколько раз подумают перед тем, как перенаправить продовольственные потоки с внутреннего на внешний рынок.
Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда белорусскому руководству необходимо решать возникшие вопросы иным способом – увеличением реэкспорта европейской продукции. Конечно, Белоруссия никогда не будет официально продавать от своего имени товары стран ЕС, запрещённых к ввозу на территорию России. Однако на рынке восточной соседки уже появились продукты, которые чудесным образом превратились в белорусские в процессе прохождения таможенной очистки на территории республики: мидии, мраморная говядина, креветки и т.п. Поэтому, как бы не обещали в Минске, что «…на границе будет обеспечена полная прозрачность в духе партнерских отношений», в России в это верят слабо – на протяжении всего сентября Россельхознадзор неоднократно заявлял о готовности ограничить импорт продукции, идущей со стороны Белоруссии.
Например, совсем недавно «из-за пропорционального роста рисков» на фоне резкого увеличения поставок рыбы из Норвегии (за весь июль 2014 года Минск импортировал из Норвегии 1,1 тыс. тонн охлажденной и замороженной рыбы, а за 15 дней сентября — 2,5 тыс. тонн) и молочной продукции из Литвы и Польши (последняя в июле 2014 года поставила 260 тонн пастеризованных сливок, а с 1 по 15 сентября уже 3,5 тыс. тонн) в Белоруссию, российское ведомство решило рассмотреть вопрос об ограничении поставок продукции ряда рыбных и молочных предприятий республики. И такая позиция российской стороны характерна практически для всех запрещённых продовольственных товаров, идущих со стороны западных границ.
Ожидать роста поставок со стороны Белоруссии не стоит и вследствие ещё одного существенного фактора — позиции российского руководства. В Москве, вероятно, были бы не против «белорусской экспансии» в случае невысоких цен и удовлетворительного качества продукции. Однако российское руководство крайне болезненно реагирует на осуществление неприкрытой контрабанды со стороны белорусов. И это при том, что России не составляет особого труда самостоятельно противостоять реэкспорту европейских продуктов. Например, показательным является недавнее заявление главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, которое он сделал в конце сентября. По его словам, Россия планирует отправить на западные границы Таможенного союза своих контролёров, «чтобы эксперты из РФ смогли проводить специальные фитосанитарные проверки на внешней границе ТС», иными словами на границе Белоруссии с Литвой и Польшей. При этом Данкверт упомянул о том, что эта совместная работа может продолжиться один или же два месяца, пока Белоруссия не введёт необходимую электронную систему «Аргус Фито», предназначенную для того, чтобы отслеживать перемещение грузов овощей и фруктов по территории ТС. Проще говоря, Россия уже в скором времени возьмёт под свой контроль границу Таможенного союза, а значит и проблему реэкспорта.
Однако вопрос таможенного контроля, видимо, не является единственной проблемой, с которой приходиться сталкиваться российскому руководству. Москве в кратчайшие сроки необходимо решить вопросы, связанные с перерабатывающими предприятиями России и, в первую очередь, Калининградской области, которые уже начали ощущать проблемы из-за войны санкций. С одной стороны, калининградские переработчики сельхозпродукции несут убытки из-за того, что белорусские поставщики овощей и фруктов существенно подняли цены на товар и эта тенденция, несмотря на визиты высокопоставленных российских чиновников в Минск, всё ещё продолжает оставаться актуальной. И это при том, что повышение цен может рано или поздно ударить и по самим белорусам – в определённый момент из-за высокой стоимости белорусская продукция может стать невостребованной на российском рынке из-за более выгодных предложений альтернативных поставщиков. Правда, об этом в Минске сейчас предпочитают не думать, поставив во главу угла единственно понятный чиновникам принцип – «здесь и сейчас».
С другой стороны, после формального одобрения со стороны Кремля на поставку на рынок России переработанной в Белоруссии европейской продукции, на российских предприятиях уже снизились объёмы загрузки. В той же Калининградской области находится множество заводов, использующих импортное сырьё и поставляющих готовую продукцию, как в остальную Россию, так и на экспорт (например, предприятия выпускали примерно 40% рыбных консервов, которые продавались на внутреннем рынке). Теперь же, когда полякам, норвежцам или литовцам стало проблематично поставлять свою продукцию на переработку в Россию, значительный её объём стал оседать в Белоруссии, что, в свою очередь, означает рост убыточности для российских предприятий. Пожалуй, это является куда более серьёзной проблемой, нежели рост «серого экспорта» со стороны белорусской границы, решать которую необходимо в первую очередь. Это означает, что Кремль рано или поздно будет вынужден остановить рост белорусских поставок, если таковой в будущем сохранится.
Таким образом, необходимо констатировать, что в ближайшей перспективе резкого увеличения поставок продовольственной продукции из Белоруссии на российский рынок ожидать не стоит. Минск не способен этого сделать по объективным причинам, а Москва не пойдёт на увеличение реэкспорта и убытков собственных предприятий в угоду белорусской стороне. Однако сложившаяся ситуация так или иначе будет использоваться обеими сторонами для определённых манёвров при проведении переговоров. Особенно, если помнить, что Белоруссии в следующем году предстоят президентские выборы, которые каждый раз провоцируют различного рода трения между руководством двух стран.