Завершение туристического сезона 2014 года в Крыму позволяет провести первые символические итоги российской власти на полуострове. Находясь там в течение сентября, научный сотрудник Центра проблемного анализа Сергей Балмасов попытался на месте изучить ситуацию в «треугольнике» Симферополь-Алушта-Феодосия. Своим видением эксперт поделился с читателями информационно-аналитического портала «НьюсБалт».
Первые итоги для российской власти в Крыму пока выглядят малоутешительными в первую очередь в связи с резким сокращением потока туристов, от которого напрямую зависит значительная часть крымского населения (владельцы жилья, таксисты, организаторы экскурсий, владельцы «сопутствующей» туристической инфраструктуры, включая кафе, рестораны, поставщики продуктов и др.). Так, доходы,согласно их признаниям, упали в среднем в три-четыре раза по сравнению с предыдущим годом.
Как следствие, между ними наблюдается резкий рост конкуренции. Так, например, автору материала неоднократно приходилось наблюдать, как те же таксисты пытаются «перебить» отдыхающих, переманив их в более дешёвое жильё.
Ностальгия по Украине
В связи с этим растёт разочарование крымчан. Мне неоднократно приходилось слышать ностальгические «изливания» местных жителей о том, «как хорошо было при украинской власти». Причём, не только от крымских татар и украинцев, но и других крымчан, включая русских. И дело здесь не только в падении туристического потока и снижения уровня доходов, которые не смогло компенсировать и установление более высоких, чем при киевской власти, пенсий.
Местное население, привыкшее к «лёгким» деньгам, неизменно привозимым ежегодно туристами «с севера», также ностальгирует и минувшим временам киевской «вольницы» и с тревогой ожидает завершения к началу 2015 г. переходного периода, после чего действие всех прежних законов на полуострове полностью прекратится.
Произошедшие изменения уже чувствительны. Так, например, значительная часть предпринимателей крайне недовольна действиями крымских властей по обеспечению беспрепятственного доступа к местным пляжам. Необходимо напомнить, что до недавнего времени значительная их часть была фактически закрыта частными владельцами. Например, на значительной части побережья Алушты найти свободный доступ к морю было достаточно сложно. Сейчас эта проблема фактически решена.
Однако,сказав «а», властям в Симферополе придётся идти далее на ещё более непопулярные меры по расчистке авгиевых конюшен в Крыму, доставшихся России «по наследству» от Украины.
Незавидное украинское «наследство»
Как известно, Киев предпочитал выкачивать из ряда регионов, включая Крым, ресурсы, практически не задумываясь о вкладывании средств в поддержание ветшающей на глазах местной инфраструктуры.
Результат подобной политики виден налицо. Особенно на примере крайне удручающего положения в плане оснащения населённых пунктов прибрежной полосы канализацией. В некоторых из них (например, в Коктебеле), она отсутствует полностью, и нечистоты стекают прямиком в море посреди местных пляжей (см. фото), тогда как в других местах, судя по характерному запаху (который ощущается и на части морской полосы Феодосии) канализационные системы нуждаются в замене или комплексной модернизации.
В Коктебеле нечистоты стекают прямиком в Чёрное море посреди местных пляжей.
Причём, в том же Коктебеле острота ситуации такова, что нечистоты прорываются сразу во многих местах сквозь тротуар на набережной прямо возле ресторанов и кафе.
Впрочем, наводить порядок необходимо и в отношении последних. Как показывает практика, они не соответствуют элементарным российским правилам функционирования заведений общепита. Например, там обычно отсутствуют туалеты, а качество предлагаемой продукции таково, что большинство пользующихся их услугами в той или иной мере регулярно страдает от кишечных расстройств, а многие в ходе крымского отдыха получают и настоящие отравления.
Подобная ситуация опять-таки является порождением прежней украинской вольницы в плане соблюдения контроля за соответствующими услугами. Острота ситуации в данном вопросе такова, что для наведения элементарного порядка в этой сфере Роспотребнадзору, по всей видимости, надо будет закрыть очень многие подобные заведения.
А это, в свою очередь, вызовет дополнительный виток недовольства среди представителей мелкого бизнеса. Иными словами, в данном случае власти неизбежно оказываются между Сциллой и Харибдой относительно необходимости приведения Крыма в порядок и опасениями утратить на полуострове социальную опору.
Кто должен исправлять ситуацию?
Впрочем, если ставить во главу угла приоритет пожеланий крымчан, привыкших к «лёгким» деньгам, проблемы стратегического порядка не решить. А это, в свою очередь, чревато утратой контроля над прежде полученными территориями в среднесрочной перспективе. Необходимо понимать, что любое дальнейшее действие по исправлению ситуации вызовет недовольство некоторой части крымчан, хотя отчасти она является порождением и их действий.
Так, например, применительно к ситуации с теми же очистными сооружениями основная их часть понимает необходимость скорейших изменений слишком уж «по-своему». «Вы снимайте, снимайте, может Путин увидит, как мы тут живём!» — именно так они выражают свои настроения, увидев фотосъёмку «со стороны» собственных неприглядных реалий. В представлении местных «затыкать» потоки нечистот обязан федеральный центр в лице самого президента.
Что же касается крымского бизнеса, то до сих пор он не выражал готовности тратить средства даже на установку в зоне отдыха дешёвых биотуалетов, не говоря уже о решении вопроса с канализацией, чтобы минимизировать объёмы сброса там нечистот.
Однако ситуацию необходимо менять сообща, не возлагая исключительной финансовой нагрузки на «центр», поскольку от её изменения будет напрямую зависеть число туристов и соответственно, размер доходов крымчан.
Опыт той же Белоруссии доказывает целесообразность принуждения предпринимателей к участию в облагораживании зон, откуда они непосредственно извлекают прибыль. Вопрос в данном случае лишь состоит в определении пропорций капиталозатрат.
Как спасти крымский туризм?
До последнего времени сложившееся положение дел не особенно напрягало ни представителей местных властей, ни бизнеса, ни малопритязательных туристов, основная масса которых приезжала в Крым из восточных и центральных областей Украины. Однако в 2014 г. ситуация коренным образом поменялась: в первую очередь, из-за украинских событий там происходит резкое падение жизненного уровня населения, что приводит к многократному падению туристического притока из «Незалежной», в то время как из самой России он вырос лишь незначительно.
Безотрадное положение дел не изменили ни соответствующая агитационная кампания, проведённая властями РФ через СМИ, ни лишение загранпаспортов многомиллионной армии российских силовиков, ни наблюдаемый крах целого ряда туроператоров, обеспечивавших вывоз значительной части туристов на заграничный отдых, ни целевое обязательное направление туда ряда работников госсектора с семьями. В этой связи высока вероятность того, что показатели туристического сезона 2014 г. в Крыму могут стать пиковыми. Иными словами, увеличение числа туристов при существующем положении дел в ближайшие годы может быть незначительным. Более того: существует риск дополнительного снижения туристического потока.
Ведь очень многие прибывшие в этом году в Крым туристы сделали это из чисто патриотического порыва, чтобы посмотреть, «какой он, Крым наш», а также из чувства любопытства – «что же нам там досталось от Украины»?
Судя по реакции как значительной части отдыхающих, так и командированных туда, далеко не у всех крымская поездка оставила позитивные впечатления. В особенности у тех, кто бывает за границей и имеет возможность сравнить её привлекательность в соответствии с зарубежным отдыхом в диапазоне «сервис-цена» и т.д.
Как показывает ситуация, в ценовом и прочих показателях по сравнению с Турцией, Болгарией и Египтом, на которые, по-прежнему, приходится значительная часть российского туристического потока, Крым пока не может конкурировать.
Если же к этому добавить вышеприведённые примеры с отсутствием канализации в местах вроде Коктебеля, которые, если верить ранее прозвучавшим сообщениям из «центра», Москва рассчитывает в будущем объявить оплотами «элитного туризма», то ситуация становится ещё более безотрадной. Мало кому придёт в голову вернуться туда, где придётся за свои же деньги купаться в море с нечистотами.
Впрочем, вывести крымский туризм на приемлемый уровень, позволяющий «на равных» конкурировать с зарубежными направлениями, сложно и по другой причине. Необходимость вкладывания в развитие Крыма колоссальных ресурсов подразумевает их возвращение.
Как известно, российские инвесторы обычно не готовы повторять зарубежные долгосрочные проекты. Они стремятся вернуть свои капиталы в кратчайшие сроки. Это возможно в немногих случаях: например, при перекладывании издержек на третью сторону, например, местный бизнес или самих туристов. Однако при таком раскладе Крым рискует потерять одно из своих несомненных достоинств по сравнению с курортами Краснодарского края – более низкую стоимость для отдыхающих.
Кто виноват и что делать
Да, как уже говорилось выше, в подобной ситуации виноваты прежние украинские власти, которые разворовывали или «спускали на тормозах» модернизацию туристической инфраструктуры.
Однако это уже в прошлом. С весны 2014 года Крым находится в составе РФ. Полгода – вполне достаточный срок для того, чтобы задаться вопросом: что же изменилось с этого момента?
Как свидетельствуют сами местные жители, почти ничего. Более того: в большинстве местностей представители тех самых властей, несущих прямую ответственность за наблюдаемую разруху, которые «умело» хозяйничали на полуострове при Киеве, остались на своих местах. Несмотря на активно звучавшие при переходе Крыма в состав России призывы к смене и «местечковой» власти, практически все её представители остались на своих постах. И именно это обстоятельство среди прочего вызывает разочарование и раздражение крымчан, надеявшихся на реальные перемены в своей жизни к лучшему, а не на смену «вывески».
Разумеется, российские федеральные власти, «пустив» на прошедшие 14 сентября выборы прежних чиновников, преследовали прежде всего цели сохранения управляемости регионом. Определенная логика в этом была: Кремлю необходимо как можно быстрее закрепиться в Крыму «на всех ступенях», в том числе и на уровне местных администраций и, чтобы не изобретать велосипед, он взял за основу то, что уже было. К тому же нельзя недооценивать силу и влияние «прибрежной мафии», обладающей немалыми ресурсами и способной заметно осложнить «центру» жизнь на местах.
С другой стороны, учитывая то, как работали прежние люди (разумеется, не все, но очень многие) в крымской власти на местах, сомнительно, что они смогут реально изменить жизнь к лучшему. Даже в том случае, если произойдёт чудо и они вдруг откажутся от прежнего поведения, связанного с активным нецелевым освоением средств во времена Украины, прежние чиновники физически не способны трудиться по-другому. И именно выборы 14 сентября могли стать тем фильтром, который бы позволил эффективно очиститься от прежней чиновничьей «накипи», от значительной части которой в любом случае придётся неизбежно избавляться.
Учитывая тот факт, что в большинстве случаев за полгода пребывания Крыма в составе РФ подобные «слуги народа» не навели даже элементарного порядка в плане уборки гор мусора, от которого в той или иной мере страдают все крымские населённые пункты, бездействие могло стать достаточным основанием для их «прореживания».
Вероятно, кто-то скажет, что полгода – не такой уж большой срок для определения эффективности власти. Но, как показывает ситуация, настоящий хозяин справляется и с более серьёзными проблемами даже в меньшие сроки. Вспомним пример того же Кувейта, власти которого спустя всего два месяца после избавления от иракской оккупации успели устранить значительную часть её последствий и даже выстроили новенькие элитные отели в несколько десятков этажей.
В любом случае, острота ситуации с туристическим потоком неизбежно вынудит центр более активно реагировать на конкретные действия или бездействие представителей местных властей. Главное к часу икс подготовить им адекватную замену.
Между тем, серьёзность ситуации для России в немалой степени определяется тем, что сейчас для неё жизненно необходимо доказать на практике свои права на Крым. И дело здесь не ограничивается исключительно военными аспектами проблемы. Как показывает практика, силовые вопросы у нас получается решать куда лучше, чем налаживание нормальной жизни на вновь приобретённых территориях.
Исторические примеры наглядно свидетельствуют о том, как те или иные провинции легко отпадали от метрополии по причине нерешённости социально-экономических проблем. Причём, решение давно назревшей проблемы туризма, жизненно важной для полуострова сферы, станет своего рода экзаменом для Москвы относительно того, насколько она достойна его возвращения. Закон жизни на примере той же Украины наглядно проявился в том, что плохой хозяин рано или поздно теряет территории, о которых он недостаточно заботится. И теперь перед Россией стоит задача не наступить на те же самые грабли.
Опасность ситуации состоит и в том, что, не решив соответствующие проблемы в Крыму, мы рискуем взять на себя ответственность не только за бывший украинский Донбасс, но и другие регионы. Возникает вопрос: сможем ли мы при таком раскладе «переварить» возвращаемые территории?