Вчерашнее заявление украинского «Нафтогаза» о грядущем подорожании — в 4 раза! — голубого топлива для рядовых украинцев, по сути, является горячим приветам трём странам Прибалтики, которые уже пятый год хотят освободиться от российской энергетической независимости. Как сегодня обстоят дела у прибалтов с поисками альтернативных источников энергии, разбирался публицист информационно-аналитического портала «НьюсБалт» Владимир Веретенников.
Раздоры вокруг терминала в Литве
Одно время в качестве панацеи от всех бед рассматривалось строительство терминалов сжиженного газа. Причём, сначала власти выступали за создание одного такого большого объекта сразу для всех трёх республик – если бы проект стал региональным, то он мог бы претендовать на финансовую помощь со стороны Евросоюза.
В июле 2011 года президент Латвии Андрис Берзиньш, тогда едва успевший вступить в должность, отправился в Литву, где обсудил со своей тамошней коллегой Далей Грибаускайте разные аспекты строительства терминала. В ходе визита он заявил журналистам, что реализация данного проекта — это вопрос времени, который будет решён в ближайшие годы.
Берзиньш доказывал, что лучшим местом для строительства терминала является Рига. Он упирал, что неоспоримым преимуществом Латвии является наличие подземного газохранилища в Инчукалнсе, способного хранить почти весь объём газа, нужный странам Прибалтики. Да и вообще, в Латвии, мол, лучше развита сеть газопроводов — а это удешевляет транспортировку газа. Опять же, хоть та же Литва не связана газопроводами ни с одной из стран ЕС за пределами Прибалтики, но у неё имеются соединительные нити с Латвией. По мнению экспертов, строительство в Риге одного регионального терминала позволило бы создать конкуренцию на местном рынке и обеспечить более выгодные тарифы на «голубое топливо» — как для промышленных потребителей, так и для домашних хозяйств. Опять же, по их прикидкам, такой терминал смог бы на 25% снизить зависимость прибалтов от монопольного поставщика — в том случае, если проект окажется реализован до 2016 года.
Эстония со своей стороны полагала, что терминал надо строить в Палдиски, неподалёку от Таллина. Но в этой стране потребление газа является очень низким — порядка 10 процентов от общего в Прибалтике.
Как подсчитали специалисты, возведение терминала в Риге (без соединения с подземным хранилищем газа в Инчукалнсе) обошлось бы в 300-400 млн. евро. Осенью 2011 года латвийские должностные лица демонстрировали несокрушимый оптимизм. Однако, в ходе заседания Совета министров транспорта, телекоммуникаций и энергетики стран ЕС, прошедшего 24 ноября 2011 года, три государства так и не пришли к единому мнению о месте строительства. В итоге, решение этого вопроса так и «зависло»…
С особым недоверием к идее отнеслись литовцы. Мол, возведут прибалты общий терминал, а потом какой-нибудь коварный «Газпром» возьмёт его да перекупит! Поэтому, в Литве решили строить свой собственный, как выразилась президент Даля Грибаускайте, «терминальчик». Пусть маленький, зато только свой. Подходящее место для него присмотрели в Клайпедском морском порту. Ведь именно Литва после закрытия Игналинской АЭС сильнее всего зависит от российского газа и получает его по самой высокой цене. Тогдашний литовский премьер Андрис Кубилюс заявил, что для государства важно как можно раньше получить альтернативные поставки.
«Сколько доводилось разговаривать с премьер-министром Латвии, они до 2017 года изменить ситуацию не могут, потому что подписали такие договоры с «Газпромом». Это означает, что любые планы относительно строительства регионального терминала где-нибудь в Латвии, в Риге, против чего мы тоже не возражаем, могут быть реализованы только после 2017 года. Этот промежуток между сейчас и 2017-2018 годами будет для нас действительно сложным», — указывал Кубилюс.
Вообще, план строительства данного объекта подвергается достаточно серьёзной экономической критике. Так, председатель правления компании Itera Latvija (занимающейся импортом газа), член совета газотранспортной компании Latvijas gāze («Латвийский газ») Юрис Савицкис считает, что с появлением терминала цены на газ не снизятся, а наоборот – повысятся.
Бизнесмен заявил в местной прессе: «Многие говорят, что терминал сжиженного газа может быть использован для того, чтобы вынудить «Газпром» и Itera Latvija снизить цену на поставки, но из этого ничего не выйдет. Каждое государство заинтересовано в том, что энергоресурсы поступали из разных источников, поэтому данный проект, главным образом, связан с энергетической безопасностью Латвии, а не с ценами на газ. В свою очередь, безопасность стоит денег…»
Савицкис признал, что на биржах энергоресурсов в летнее время сжиженный газ дешевле, чем поступающий по трубопроводу, но обратил внимание, что газопотребление всегда увеличивается зимой. Он доказывает, что сжиженный газ в долгосрочном периоде не дешевле газа, поставляемого по трубопроводам:
«Издержки, связанные с использованием терминала и закупкой сжиженного газа, придётся покрывать потребителям. Это означает, что к нынешним тарифам на газ придётся прибавить сумму, которая пойдёт на возврат вложений в создание терминала. Ни одна сравнительно дорогостоящая техническая установка не может снизить цену на газ, а наоборот — может её повысить… Не надо обманывать народ рассказами о том, что сжиженный газ будет дешевле. Надо, наконец, четко сказать: "Господа, мы хотим увеличить надёжность поставок, поэтому желаем диверсифицировать каналы поставок, но за это нам придется доплатить 10%. Хотя в этом случае цена на газ вырастет на 10-15%, у нас будет несколько источников поставки газа, и несколько путей доставки". Если мы готовы платить больше за свою безопасность, то вперед, давайте сделаем это!»
В настоящее время работы в Клайпеде идут полным ходом – и ожидается, что к концу нынешнего года свежеиспечённый терминал сможет принимать газ со всего мира.
В поисках чудодейственной палочки в Латвии
Что касается Латвии, то она в поисках энергетической независимости от России пытается идти своим путём. Весной премьер-министр Лаймдота Страуюма совершила визит в США, по возвращении из которого триумфально объявила, что американские газовые компании могут выйти на местный рынок в течение двух лет. По словам Страуюмы, она встречалась с представителями газовиков США, показавших ей расчёты по инвестициям в Латвии.
По этим расчётам, если верить премьеру, цены на газ из США для Латвии вполне конкурентоспособны сравнительно с российскими. Глава правительства подчеркнула: «Теперь мы должны сделать нашу домашнюю работу и принять решение о нашей энергетической независимости». По её словам, процесс может занять около двух лет, в течение которых Латвия должна решить ряд технических вопросов.
На днях в США побывал уже президент государства Андрис Берзиньш. Свой визит он начал с посещения Хьюстона в Техасе, где встретился с руководством ведущих американских компаний. Также он посетил местный научный центр, где разрабатываются, тестируются и производятся технологии по разведке сланцевого газа и нефтяных месторождений. В ходе состоявшейся дискуссии Берзиньш признал, что зависимость от одного поставщика в Прибалтике в настоящее время составляет сто процентов – с чем, по его мнению, нужно бороться.
Президент обратил внимание американцев на текущую ситуацию: компания «Латвийский газ» переживает процесс смены владельцев, а вопрос о месте, где будет построен региональный терминал, ещё не решён. «Латвия имеет ряд преимуществ в плане строительства терминала — как возможности подземного хранилища газа в Инчукалнсе, так и географическое положение страны», — добавил он.
Преимущества Латвии непосредственно в плане хранения газа Берзиньш неустанно подчёркивал и в дальнейшем. Он напомнил, что зимой Инчукалнское хранилище полностью обеспечивает внутренний спрос в Латвии, а также поставляет газ потребителям в других странах Прибалтики, на Северо-Западе России и в Калининграде. Президент отметил, что последние события у внешних границ ЕС показали — тесная связь с третьими странами в области энергоснабжения подвергают Европу высоким рискам.
«Поэтому сейчас самое подходящее время, дабы активизировать все имеющиеся ресурсы для предотвращения нестабильности. Нам необходимы независимые и мощные инвесторы для стабильной долгосрочной работы не только в Латвии, но и в регионе» — подчеркнул Берзиньш.
Он с большим намёком добавил, что немецкая компания E.ON Ruhrgas International, являющаяся одним из основных владельцев «Латвийского газа», недавно решила продать свои акции. Президент подчеркнул, что «Латвийский газ» находится в очень хорошем экономическом состоянии – что, по его словам, должно являться важным аргументом для инвесторов, имеющих большой опыт и долгосрочные планы для бизнеса в Европе. Собеседники нахваливали Берзиньша: «Вы движетесь в правильном направлении».
Президенту сообщили, что американские компании по добыче и транспортировке газа «уже сейчас рассматривают возможности развёртывания региональных центров сотрудничества в Европе, где Латвия имеет ряд объективных преимуществ». Была упомянута и предстоящая либерализация газового рынка, которая пройдёт с апреля 2017 года. Она фактически будет означать разделение операторов системы передачи и распределения. По мнению янки, это станет «важным фактором для будущего развития газового рынка в Латвии, который также значительно повлияет на привлечение инвесторов».
В свою очередь, Андрис Берзиньш пообещал, что поиск решений вопросов энергетической безопасности Европы станет приоритетом председательства Латвии в Совете ЕС в первой половине 2015 года. Заодно обсудили проблему исследования и освоения недр Латвии. К настоящему моменту комплексного изучения страны на предмет нахождения месторождений сланцевого газа ещё не проведено – что, по мнению, американских газовиков, не следует считать подтверждением того, что подобных месторождений не может сыскаться.
В самой Латвии многие авторитетные эксперты восприняли перспективу перехода на «заморский газ» со скепсисом. Помимо вышеупомянутого Савицкиса, крайне недвусмысленно на эту тему высказался экс-премьер Латвии Айгар Калвитис, возглавлявший правительство республики в 2004-2007 гг:
«Вопрос экономического сотрудничества – это вопрос о том, хотим ли мы кушать или не хотим? Всегда есть выбор. Например, Австрия только что заключила договор с Россией о доставках газа. В их национальных интересах получить российский газ. И в наших интересах тоже получение по возможности более дешёвого газа от России, потому что у нас нет альтернативных предложений – и никогда не появится. У нас слишком маленький потребительский объём, поэтому никто сюда новых трубопроводов проводить не станет – так как это экономически не выгодно. Какие тут вообще могут быть альтернативы? Отапливать Латвию дровами? Покупать сжиженный газ на 30-40% дороже? Если мы на такое готовы, можно сказать: прощай, Россия, мы теперь станем ввозить газ от арабов! Главное, чтобы, не дай Бог, какой-нибудь корабль зимой не опоздал бы из-за льда – тогда мы останемся вообще без тепла. Ко всему нужно подходить с умом и вести политику на началах как самоуважения, так и сотрудничества».
Журналист издания NRA, интервьюировавший бывшего премьера, упрекнул Калвитиса в том, что из его слов вытекает невозможность энергетической независимости Латвии от России. В ответ тот подчеркнул: «Это было возможным — если бы все три государства Балтии решили создать общую атомную электростанцию. Моё правительство делало всё возможное, чтобы данный план воплотился в реальность. Уж не знаю, отчего политики Литвы выбрали иную дорогу, поскольку Латвия и Эстония выполняли все условия».
В свою очередь, специалист компании Prudentia Energy Markets Анна Никулина подчеркнула на «Латвийском Радио-4», что оптимизм Лаймдоты Страуюмы по поводу импорта дешёвого газа из США вместо российского преждевременен.
«Поставки сжиженного газа из Америки начнутся не раньше 2015 года, в то время как у Латвии нет необходимой для этого инфраструктуры. На её создание потребуются сотни миллионов евро, что в конечном итоге, разумеется, окажется ростом цен на газ для конечных потребителей. Также неизвестно, какова будет наценка американских поставщиков. Более того, неясно, какой окажется цена на газ в самих США, где за последнюю зиму наблюдались двукратные колебания в сторону роста. Как там дальше станут развиваться цены — непонятно, и прогнозировать, что будет в обозримом будущем, сегодня крайне сложно», — отметила специалист.
Газ в… молоке!
Споры на газовую тему кипят и в самом северном из прибалтийских государств. В конце прошлого месяца глава Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Урве Палло направила руководителю предприятия EG Vorguteenuse Сергею Ефимову письмо, в котором просила разъяснить, как будет действовать газовая сеть в случае, если прекратятся поставки из России. В то же время руководители концернов Eesti Gaas и EG Vorguteenuse (поставщик и доставщик) подобные страхи отвергают. По мнению этих предприятий, Россия была и остаётся надежным поставщиком.
Впрочем, трезвые голоса тонут в панических воплях – правящие круги всерьёз опасаются, что Россия отключит их от отопления. Волны паники распространяются и на простых жителей, заставляя их, порой, выдвигать совсем уж фантастические прожекты. Так, недавно латышский крестьянин Янис Вишневскис предложил перерабатывать в газ… молоко! Дескать, Россия всё равно наложила эмбарго на молочные продукты – так что, пусть они послужат хоть таким образом.
Увы, эксперты разочаровали находчивого агрария: переводить-то молоко в газ и электричество можно, да слишком затратно. Скажем, если сегодня за тонну молока можно выручить около 300 евро, то электричество, произведённое из той же тонны, будет стоить всего 40 евро — что в семь раз дешевле. Мол, ситуация в регионе пока не настолько трагическая…