Управляющий Калининградским отделением Сбербанка Сергей Шамков

«Жизнь должна быть украшена своими цветами»

В интервью «НьюсБалт» управляющий Калининградским отделением Сбербанка Сергей Шамков рассказал о кредитовании аграрного сектора, развитие которого стало злободневной задачей.

В интервью информационно-аналитическому порталу «НьюсБалт» управляющий Калининградским отделением Сбербанка Сергей Шамков рассказал о кредитовании аграрного сектора, развитие которого стало злободневной задачей.

 

— Министр сельского хозяйства Калининградской области Владимир Зарудный в недавнем разговоре со мной сравнил польского и российского фермера. Я процитирую министра: «Польский фермер, который берёт в Rabobank кредит, платит 3,5% годовых и жалуется, что это дорого. А наш фермер должен взять под 16% годовых и радоваться, что ему вообще дали. Поэтому в нынешней ситуации надо с банками разговаривать по-другому. И этот шанс, который мы обязаны использовать для национального возрождения сельского хозяйства, не должен тормозиться отдельными банкирами, которые не хотят «вкладываться» в фермера». Понятно, что вы не можете говорить за весь банковский сектор, но всё же дайте оценку слов министра.

 

— Думаю, что этот вопрос надо рассматривать не во взаимоотношениях министерства сельского хозяйств и банковской системы, а на несколько другом уровне – во взаимоотношениях государства и сельского хозяйства. Если польский фермер может взять кредит по 3,5%, то это не означает, что польские банки работают вне рыночных условий. В Польше, а точнее, в Евросоюзе несколько другие условия развития экономики, другие ставки рефинансирования Центробанка. Но нельзя говорить, что наше государство не помогает фермерам. Оно дотирует процентную ставку. Кроме того, сегодня участники сельхозрынка получают гранты на развитие импортозамещающего производства.

 

— А как Сбербанк помогает калининградским аграриям?

 

— Считаю, что мы работаем очень тесно с фермерскими хозяйствами Калининградской области. За последнее время кредитный портфель на развитие малого и среднего бизнеса – прежде всего в сельскохозяйственной сфере – превысил 2 млрд рублей. Только на 1 сентября 2014 года прирост составил 150 млн рублей.

 

— Это приличная сумма?

 

— Для нашего эксклава, для развития малого бизнеса Калининградской области – это хорошие деньги.

 

— Какие ваши ставки?

 

— Процентная ставка по кредитам для малого бизнеса и сельхозпроизводителей, в том числе, составляет 15-17% годовых. Возмещение из регионального бюджета составляет до 50% от этой ставки.

 

— То есть сначала фермер берёт кредит под большой процент, а затем государство ему возмещает, условно говоря, половину? А почему нельзя банкам сразу договориться с государством и «осчастливить» крестьянские хозяйства малыми процентами?

 

— Понимаете, необходимо убедиться в целевом расходовании средств. Насколько фермер эффективно использовал заёмные средства, вложил именно в заявленное производство? И на самом деле «надзирать» за фермером – не обязанность банка. Мы выдаём деньги, когда вступаем в договорные отношения с сельхозпроизводителем. Всё остальное – компетенция государства.

 

— Может быть, вы готовите специальную программу именно для аграриев Калининградской области, учитывая её расположение внутри «недружественного» сегодня Евросоюза?

 

— Сбербанк разрабатывает ставки в целом, исходя из ситуации в стране, а не в отдельном регионе. А особенности развития калининградского бизнеса с учётом особой экономической зоны – это всё-таки компетенция исполнительной власти. И она, насколько я понимаю, не сидит сложа руки.

 

— Я процитирую ещё одного министра, только уже из Ивановской области: «Среди основных проблем, с которыми приходится сталкиваться сельскохозяйственным товаропроизводителям, остаются высокие процентные ставки по кредитам, длительный срок рассмотрения заявок кредитными учреждениями, ужесточение требований к залоговому обеспечению». Что вы думаете по этому поводу?

 

— Комментируя эти слова, в частности, об «ужесточении требований к залоговому обеспечению», скажу, что в этом вопросе Сбербанк подходит очень лояльно и даёт возможность фермеру развиваться. Например, у нас есть система кредитования «Бизнес-актив». Это целевое использование кредита на приобретение, скажем, сельхозоборудования, которое используется в текущей деятельности. В этом случае в залог принимается именно это приобретаемое оборудование. Банк предоставляет кредит на сумму до 80% от стоимости оборудования, 20% — это участие собственного капитала.

 

Есть целевой продукт «Бизнес-авто», где заёмщику необходимо внести только 10% собственного капитала, а в залог идёт также приобретаемое транспортное средство. Интересный и достаточно новый продукт – «Госзаказ». Цель его — пополнение оборотных средств для выполнения контрактов, заключённых с региональными и муниципальными властями. Кредит даём до 70% от суммы контракта и в залог принимаются имущественные права по контракту. Кроме того, есть «Сбербанк Лизинг», где лизинговые платежи за сельхозоборудование распространяются на несколько лет.

 

Говоря о калининградском отделении Сбербанка, скажу, что мы не испытываем на сегодняшний день и на ближайшую перспективу проблем с капиталом. Например, сейчас мы рассматриваем заявку на представление кредита в несколько миллиардов рублей.

 

— Это строительный бизнес?

 

— Да, но он опять же связан с сельским хозяйством. Речь идёт о заявке на 2 млрд рублей для строительства нового животноводческого комплекса. В Калининградской области увеличился спрос на местную свинину и говядину. Сейчас в регионе развиваются тепличные хозяйства, что может быть связано с тем, что сократился приток овощей из Польши и Литвы. Более того, строятся новые теплицы по выращиванию цветов. Мы рассматриваем заявку на кредит по такому проекту. Жизнь должна быть украшена своими цветами (улыбается).

 

— Пожалуй, последний вопрос, который я не могу задать вам, как банковскому аналитику. Евро будет продолжать расти?

 

— Очень сложный вопрос. Это вопрос макроэкономической политики, где всё будет зависеть от того, какие дальнейшие события будут происходить в Европе. Как станут развиваться взаимоотношения между странами Евросоюза, будет ли происходить дальнейшая консолидация европейских стран либо начнётся реальное разделение единого европейского сообщества, «первым звоночком» которого стала Шотландия. Всё это будет сказываться и на курсе евро, и на курсе доллара, и на курсе рубля.