Фото:

Почему чехи говорят «Златы Советы!»

«НьюсБалт» взял интервью у директора Чешской торговой миссии в Калининграде Ольги Довгань.

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» взял интервью у директора Чешской торговой миссии в Калининградской области, главного редактора чешского издания "Vizainfo.cz" Ольги Довгань, которая рассказала о современном развитии республики и восприятии чехами россиян.

— В своё время Чехословакия являлась одной из наиболее благополучных стран социалистического лагеря. Чехия традиционно считалась более экономически развитой частью некогда единой страны. Как вы можете проанализировать состояние социальной и экономической сфер в Чехии сегодня?

— Чехия переживает сейчас непростые времена. Проблемы берут своё начало в общемировом кризисе и спаде экономики Евросоюза. После развала системы соцлагеря страна развивала свои отношения с западными соседями, поэтому снижение спроса и темпов промышленного развития Запада сказывается на востребованности чешских товаров. Однако накопленный столетиями потенциал позволяет использовать сложившуюся ситуацию для модернизации экономики и сохранения привлекательности для инвесторов. Не случайно, в последние два года отмечается рост притока иностранных капиталов, особенно из Азии. Промышленность, энергетика и туризм – наиболее востребованные сферы приложения инвестиций.

Что касается социальной обстановки, то следует учитывать врождённую терпимость чехов. «Судьба малого народа» — своеобразный тренд, позволивший сохранить нацию, культуру, традиции страны, находящейся в самом сердце Европы, которая немало пережила со времён наполеоновских войн. Там, где горячие южане начнут бунт, чехи предпочтут затянуть пояса и ждать наступление лучших времен. Однако они настоящие патриоты и способны поставить на место обидчиков. 

Примером настоящего чеха, человека и политика с большой буквы, является экс-президент Чешской республики Вацлав Клаус. Он сумел при вхождении страны в ЕС обеспечить сохранение её стратегических интересов. Заметьте, сделал это без позвякивания оружием или газовой трубы. Мне импонирует чешское общество, в котором нет места раболепству, преклонению перед богатыми: здесь уважают человека за его образование, заслуги перед страной. Пожалуй, это и есть социализм в его истинном, первоначальном значении.

— Что же произошло с развитой ранее промышленностью, существовавшей на территории современной Чехии? Что случилось с некогда гордостью этой славянской страны, заводом "Škoda Auto"?

— Такая постановка вопроса содержит в себе некое утверждение об упадке чешской промышленности. На мой взгляд, это – заблуждение. Да, некоторые производства вынуждены модернизироваться, перепрофилироваться или закрыться – всё это объективные законы рынка. Но в тоже время в Чехии, даже в сложные кризисные времена, открываются новые производства, строятся заводы. Например, только за первое полугодие 2014 года государственным агентством "Czechinvest" была начата работа над 116 крупными инвестиционными проектами. С поддержкой представляемого мной в России консорциума (European Business Consortium) также реализуется много проектов в России и других странах Таможенного Союза. 

Чехия потратит свыше 150 млн. евро в 2015-2017 годах на разработку собственных урановых месторождений. Всемирно известный завод «ТАТRA» в этом году выходит на оборот свыше 100 млн евро. Таких примеров достаточно. Не стоит забывать, что все эти показатели касаются небольшой страны с населением всего в 10 млн. человек и площадью менее 80 тысяч кв.км – это меньше территории Ленинградской области России, причём часть из неё – горы. В отношении концерна "Škoda Auto" – не всё так печально. Его производство работает даже в Шанхае, в июле этого года доля поставок продукции концерна в Россию выросла на 34% — за первые 7 месяцев этого года было поставлено россиянам чуть менее 50 тысяч автомобилей.

— В таком случае хотелось бы поинтересоваться, существует ли ностальгия у чехов по социалистическому прошлому?

— Что значит «ностальгия»? Я общалась со многими ветеранами Второй Мировой войны – мои дедушки тоже воевали. Так вот, рассказывая обо всех военных тяготах, они испытывали ностальгию – это были их самые счастливые годы. Почему? Потому что они были молоды. Если сегодня мы зададим такой вопрос пожилой чешке, скорей всего услышим: «Златы Советы!», — вовсе не потому, что сам режим им был по душе, нет, просто эти времена у них ассоциируются с юностью, когда всё – хорошо.

При объективных плюсах того времени, когда экономику искусственно питали извне, были и минусы. Поверьте, чехи тоже смогли почувствовать на себе все «прелести» тоталитарного режима. Даже самая комфортная тюрьма всегда хуже пусть и голодной свободы. Несмотря на своё небольшое население и территорию, Чехия ведёт самостоятельную внешнюю политику. Она противится любым формам влияния на возможность самоопределения – от кого бы это не исходило, от соседей по ЕС или США. Также не во всём она соглашается и с Россией. 

У каждого государства всегда свои геополитические интересы. Любой союз, объединение взамен на гарантированные блага, налагает определённые ограничения. На сегодня – это членство страны в ЕС и НАТО. Но и в этих организациях, Чехия открыто говорит о своих интересах. Поэтому, не думаю, что уместно утверждать о наличии ностальгии к социалистическому прошлому у чехов: большая часть населения моложе 50 лет воспринимает демократические свободы как неотъемлемую часть их жизни.

— Не могу не затронуть тему "Пражской весны". Какие мнения сегодня в чешском обществе существуют по оценке тех событий?

— Вопрос очень неоднозначный. К сожалению, рассекреченные архивы советских лет так и не легли в основу учебников по истории в Чехии. В результате, многие строят свои выводы на искажённых сведениях. Не все знают об акциях протеста в СССР в поддержку народа Чехословакии, не все знают, что советским войскам был отдан приказ не стрелять, не все знают, что политические деятели их страны сами ездили в Кремль просить помощи для борьбы с оппозицией и так далее. 

Поэтому вполне объяснимо, что в Чехии существует стереотип, что события 1968 года были примером очередного шага к оккупации их страны. Подобные утверждения на руку многим политикам, выстраивающим свою карьеру на базе борца с современной «оккупационной» империей – Россией. Но, в любом случае, какими бы ни были детали и поводы к подобным действиям, имевшим место в 1968 году, сам факт демонстрации военной силы в качестве оружия в борьбе с инакомыслящими внутри государства – это печальный пример в истории любой страны. Народ вправе выбирать строй и правителей, государство, власть – они подчинены обществу, так должно быть. Поэтому и современные примеры иностранного вмешательства в подобные вопросы говорят о том, что ни к чему хорошему это не приводит.

— Проводятся ли аналогии между тем, что происходило в Чехословакии в далёком 1968 году и воссоединением Крыма с Россией относительно участия в этих событиях советских и российских войск соответственно?

— Президент Чехии Милош Земан и премьер Богуслав Соботка открыто высказываются в поддержку России, но в парламенте есть не согласные с ними. Возможно, вас удивит, но большая часть чехов — люди не политизированные: их больше волнуют житейские проблемы, реже – вопросы политики внутри страны, и уж крайне небольшую по численности группу активистов – волнует внешняя политика. Среди последних много тех, для кого выражать своё мнение публично – вид оплачиваемой занятости. Поэтому всерьёз воспринимать их как рупор всего чешского населения не стоит. Я сейчас говорю, в первую очередь, о ярых противниках России и о ярых её защитниках. Эти группы малочисленны и существенно не влияют на политическую обстановку в стране в целом. Порой обстановку пытаются подогревать переселенцы из Украины, которых численно гораздо больше россиян. Но выражать мнение по поводу событий на их Родине – их право. Знаю только, что чехи не рады подобным акциям, поскольку видят в них угрозу правопорядку и спокойствию у них в стране – в Чехии.

В любом случае, говорить о какой-либо аналогии 1968 года с событиями вокруг Крыма – по меньшей мере, непрофессионально. Да и какая может быть аналогия? По итогам «Пражской весны» Чехословакия не вошла в СССР. Чехи вообще очень аккуратно относятся к вопросам, затрагивающим передел границ. На то у них есть свои причины. Лично я дискуссий о подобных сравнениях не слышала.

— Сильны ли на сегодняшний день русофильские настроения особенно в свете известных нам событий на Украине?

— Начну издалека. В своё время я осознанно сделала выбор в пользу переезда в Чехию. Нет, я не политический беженец, у меня всё было хорошо и в России. Но, живя в центре Москвы, я видела два путча, кровавые перестроечные времена, сменившиеся терактами. Общество в России вовлечено в политику – излишне политизировано. Причём, есть маргинальные слои, которые не обладают необходимыми знаниями для оценки событий и готовы идти за тем, кто подберёт для них нужные лозунги. Поверьте, нет ничего страшней толпы, которая де-факто не управляема.

В Чехии исторически люди не склоны к массовым публичным выступлениям. Если такое случается, это означает, что уже точно ситуация исчерпала всё терпение населения. Сегодня я вижу в российских СМИ и социальных сетях множество агрессивно настроенных «агитаторов», выискивающих хоть какие-нибудь свидетельства того, что русского «обидели» заграницей.

Поверьте, если такое и случается, в 9 из 10 случаев причина кроется вовсе не в его государственной принадлежности, а в личных поступках. Поэтому, считаю, что нагнетание обстановки вокруг русофобии в Европе, и в Чехии, в частности – результат деятельности таких горе — «агитаторов». Посмотрите, несмотря на санкции, президент России Владимир Путин ведёт конструктивный диалог с бизнесменами, с политиками из государств, официально поддержавших санкции. Это пример взвешенного и мудрого подхода. Я советую взять его за пример всем, кто выдумывает факты притеснения россиян в Европе.

Что касается Чехии. Среди мигрантов из России много порядочных и образованных, воспитанных людей. Увы, есть среди переселенцев представители среднего и мелкого бизнеса, взращённые Перестройкой — этакие Шариковы, которые приходят в опрятный профессорский дом и начинают устанавливать свои правила. Конечно, не всем нравится, когда Чехию пытаются превратить в Россию: причём не путём привнесения её богатой культуры в виде музыки, балета, живописи – а неуважением к окружающим, игнорированием многовековых традиций. Не удивительно, что жители Карловых Вар недовольны тем, что бизнесмены из России изменили правила в их городе. Но это же – чешский город. Есть единицы, которые делают дешёвый пиар своему отелю за счёт того, что публично отказываются принимать гостей из России.

Есть и другая сторона – государственное агентство по туризму "Czeсhtourizm" ведёт настоящую борьбу за российского туриста, расширяются бизнес-контакты. Не стоит утверждать, что Чехия умрёт без российского туриста или инвестора: поскольку их доля невелика в масштабе всей страны. Поэтому не следует делать выводы: чехи ненавидят русских, но приползут за ними ради денег. Я встречала подобные высказывания в социальных сетях. Все подобные утверждения – от малообразованности и невоспитанности. Чехи – очень толерантны и с равным уважением относятся ко всем национальностям, включая россиян. Если и есть отдельные личности, поливающие грязью русских – значит, ничем другим к своей «персоне» внимание привлечь не могут. И поверьте, сами же чехи быстро реагируют на подобные выступления и почти всегда – негативно.