Фото:

Почему не выйдет отговорить немцев не любить русский народ

В День немецкого единства публицист Игорь Буккер высказался для «НьюсБалт», почему потомки воевавших против русских ведут благороднее тех, кого мы освободили от фашистской чумы.

Судя по реакции в интернете — социологических исследований, кажется, никто ещё не проводил — волна русофобии накрывает Восточную Европу от берегов Прибалтики и Польши до степей Украины. Однако в глазах немцев — что весси, что осси — Россия выглядит намного привлекательнее, нежели для её соседей. Сегодня, 3 октября, в День немецкого единства публицист Игорь Буккер, проработавший военным переводчиком в ГДР, проанализировал для «НьюсБалт» посмотреть, почему потомки воевавших против русских ведут себя благороднее тех народов, кого мы освободили от фашистской чумы.

Украинский ресентимент 

Тут множество причин. Не в последнюю очередь не только политических, но и психологических: того, кто тебя некогда побил, помнишь лучше, чем пестуешь благодарность к тем, кто тебя освободил. Скорее, злость, так они ещё нас и спасали, лучше бы замочили! Мы имеем дело со злополучной, смутной и растущей злобой, атмосферой враждебности и ненависти. То, что Фридрих Ницше определил как ресентимент, активно проявляющий себя в «восстании рабов в морали».

Ressentiment — за неимением эквивалента в других европейских языках, немецкий философ обозначил французским словом. Это не только злопамятство, злоба, зависть, мстительность, ненависть и ревность — в одном флаконе. Ко всему вышеперечисленному ещё примешивается чувство бессилия. Злоба произрастает и возрастает от асимметрии между внутренними притязаниями и реальным положением в обществе.

Формула ressentiment: «Я могу простить тебе всё, кроме того, что ты есть тот, кто ты есть; кроме того, что я не есть то, что есть ты; кроме того, что я не есть то, что есть ты; кроме того, что я — не ты». Отсюда уже шажок от «никогда мы не будем братьями» до страстного желания изничтожить Другого. Это чувство заметно у отдельных людей на уровне физических недостатков: у калек, идиотов, больных, импотентов, кастратов, слабаков и т. д.

Этим особям интересны не приобретённые качества «соперника» как богатство, положение в обществе, а как каннибалам, которые поедали врагов, чтобы самим приобрести их врожденные свойства, как красота, сила, ум и т.д. Почему аборигены съели Кука? Хотели кушать — вот вам и весь ответ. Почему в Пьету Микеланджело летит молоток, а на полотна гениев Возрождения бросаются то с ножом, то с бутылкой кислоты? Это тоже проявления ресентимента.

Ресентимент присущ как отдельным индивидуумам, так и социуму. С его проявлениями пользователи всемирной паутины сталкиваются ежедневно. Недавно писатель Захар Прилепин, уехавший к ополченцам на Донбасс, написал на своей страничке в соцсети пост из которого следует, что «доброжелатели», а в большинстве своём «доброжелательницы» лайкнули пожелание, чтобы «ему башку там оторвало».

«Дайте мне ссылку, если вдруг найдёте пост, где 16 русских женщин желают смерти какому-нибудь украинцу, стороннику АТО и, например, писателю или режиссёру. Я ничего подобного до сих пор не встречал», — подчеркнул Прилепин. Вместо идиотского риторического вопроса — «что они курят» — пора задуматься о ресентименте некоторой части украинского общества.

Кого не устраивает прозрение такого пророка как Ницше, может обратиться к недавно вышедшему на русском сборнику эссе современного итальянского философа и писателя Умберто Эко «Сотвори себе врага». Гуру западных интеллектуалов пишет о том, что «иметь врагов важно не только для определения собственной идентичности, но ещё и для того, чтобы был повод испытать нашу систему ценностей и продемонстрировать их окружающим».

Это понятное, но непростительное чувство, скорее, присуще лимитрофным государствам, образовавшихся из окраин бывшей царской России — из западных губерний (Эстония, Латвия, Литва, отчасти Польша и Финляндия). В последнее время к ним тянется Бессарабия-Молдавия и Украина, особенно после путча 2014 года.

Хвалёная германская объективность

Разительный контраст представляет собой Германия. Там пришлым русофобам приходится публично отговаривать немцев не любить русский народ. Весной этого года экс-москвич Борис Шумацкий — уже несколько десятилетий как житель Мюнхена — на страницах "Die Zeit" решил сказать жителям ФРГ, что «русских больше нет». «Навоз, на котором выросла любовь многих немцев к России» ("Mist, auf dem die Liebe vieler Deutscher zu Russland gewachsen") — это, по мнению этого публициста, склонность русских к вечной сервильности, к прирождённому рабству и верноподданническим чувствам (Untertanen). По его извращённой логике, если русские поддерживают свою власть — они рабы, а если немцы любят Россию и им нравится наш президент — они «фашисты». Что ни слово, то плевок в лицо народу, за который ему не стыдно, потому что этот выродок, слава Богу, к нему не принадлежит.

Не меньшую глупость изрёк бывший ленинградский психолог, а ныне британский и американский культуролог и историк культуры Александр Эткинд. В респектабельной "Neue Zürcher Zeitung" он рассуждает о «путинизме», о якобы страхе Кремля перед «революционной чумой», которую майданные ветры занесут в Москву, о панк-молебне "Pussy Riot", о гонениях напоминающих показательные процессы «тридцатых годов» и прочее. Не обошлось и без привычного (не только) для немецкого читателя сравнения воссоединения Крыма с Россией с гитлеровским «аншлюссом», а российского президента с рейхсканцлером. При написании этой статьи Эткинда понесло почище любого Остапа.

За прошедшие со времени этих публикаций полгода ситуация мало изменилась. Официальные немецкие СМИ продолжают нагнетать антироссийскую истерию и демонизировать Путина, а читатели снова и снова требуют от редакций газет и журналов хвалёной германской объективности, а не предвзятости. Это хорошо заметно, если прочитать комментарии к этим и многим другим статьям, критикующих политический курс России.

Такую позицию могут позволить занять по-настоящему демократические институты в действительно свободных от американского диктата государствах. Среди высказавших понимание позиции России высказали по большей части весьма уважаемые, но отставные политики, вроде Сильвио Берлускони, Герхарда Шрёдера, Генри Киссинджера и других видных политических и общественных деятелей.

Что лишний раз подтвердил известный журналист-международник, зарубежный корреспондент одной из ведущих голландских газет "NRC Dagblad"  и вышедший на пенсию профессор Амстердамского университета Карл Ван Волферен, писавший для ведущих СМИ многих западноевропейских стран и США. В августе — следовательно, после катастрофы малайзийского «Боинга» на Украине — появилась его статья «Украина, продажная журналистика и вера в атлантизм». В ней автор среди прочего отмечает: 

«Остаются другие огромные преграды для пробуждения; финансиализация и неолиберальная политика произвели тесную трансатлантическую интеграцию плутократических интересов. Вместе с верой в атлантизм они воспрепятствовали (в английском оригинале: stymie — загнали в тупик) политическому развитию Европейского союза и вследствие этого способности Европы принимать независимые политические решения. Начиная с Тони Блэра, Великобритания в кармане у Вашингтона и, начиная с Николя Саркози, можно сказать, более или менее Франция тоже».

В качестве образцов неангажированной журналистики Карл Ван Волферен называет колумниста немецкого журнала "Der Spiegel" Якоба Аугштайна и бывшего главного редактора, а ныне одного из издателей "Handelsblatt" Габора Штайнгарта. Последний известен не только тем, что в 2008 году после грузино-российского конфликта сравнил Владимира Путина с президентом Джоном Кеннеди, но и своей нашумевшей статьей "Der Irrweg des Westens" («Ложный путь Запада»).

Господин Аугштайн назвал антироссийские санкции «санкциями лунатиков» ("Die Sanktionen der Schlafwandler"), поскольку бюрократы Евросоюза, подобно сомнамбулам, сами не знают куда бредут. Журналист спрашивает: «Насколько далеко мы готовы зайти в борьбе с Путиным?». И сам же отвечает: «Россию, как показывает история, победить сложно. В Брюсселе этого, очевидно, не знают, но в Берлине должны бы это знать».

Хитромудрые выходцы из Украины 

Обратите внимание на публикацию в «Цайте» пространной статьи по поводу «великой загадки мнимого обещания Геншера» (такой у неё заголовок), смысл которой сводится к тому, что тогдашний министр иностранных дел ФРГ Ганс-Фридрих Геншер, а также поддержавшие его инициативу бундесканцлер Гельмут Коль и госсекретарь США Джеймс Бейкер, в 1990 году не обещали Михаилу Горбачёву, что НАТО не продвинется на Восток «ни на единый дюйм», а всего лишь хотели помочь советскому руководству «преодолеть препятствие» на пути к объединению Германии. О чём Геншер сказал в интервью «Шпигелю» ещё в 2009 году.

Так и хочется сказать, обманули дурака на четыре кулака. Давайте ещё раз обратимся к свидетельству Карла Ван Волферена. Говоря об обязательстве Горбачёва «не применять насилие в Восточной Европе, хотя у него было примерно 350 000 русских солдат только в Восточной Германии», «Билл Клинтон нарушил эти американские обещания, когда в чисто предвыборных целях он хвастался расширением НАТО и тем, что в 1999 году сделал полноправными членами альянса Чешскую Республику и Венгрию. Десять лет спустя ещё девять стран стали членами НАТО, вследствие чего их количество по сравнению с холодной войной удвоилось. Знаменитый американский специалист по России, посол Джордж Кеннан, инициатор «политики сдерживания» во время холодной войны, назвал шаг Клинтона самой роковой ошибкой американской политики за весь период после окончания холодной войны».

С официальными немецкими СМИ и так всё ясно. Главный редактор Второго канала германского телевидения ZDF Петер Фрей не захотел отвечать на критический запрос депутата бундестага от левой фракции Гезине Лёч относительно показа в новостном блоке с Юго-Востока Украины бойцов карательного батальона «Азов» с нацистской свастикой и эсэсовскими рунами на стальном шлеме.

Заместитель председателя Левой партии Германии Сара Вагенкнехт резко раскритиковала Первый канал германского телевидения ARD из-за их тенденциозных репортажей с Украины. В онлайн-издании "Handelsblatt" было опубликовано её заявление, в котором, в частности, говорится: «Крупнейшая в Федеративной республике телевизионная корпорация явно злоупотребляет своим обязательством информировать население и услужливо обслуживает политические интересы. Это неприемлемо».

По словам Вагенкнехт, тенденциозность и политическую ангажированность в подаче информационных материалов о кризисе на Украине наряду с ARD демонстрирует и ZDF. От обоих центральных каналов телевидения ФРГ депутат бундестага потребовала объективности и непредвзятости. ARD — это Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland), что в буквальном переводе означает Рабочее содружество общественно-правовых вещательных станций Федеративной Республики Германия, по словам Вагенкнехт, «учреждение публичного права, а не редакция отдела политики правительства Федеративной Республики и уж совсем не американской администрации».

Знаете, кто раздувает в Германии и Австрии антироссийские настроения, правильнее было бы сказать — антипутинские? Это хитромудрые выходцы из Украины, пытающиеся представить дело так, что они не столько против русских, сколько против нашего законно избранного президента, кроме того, пользующегося безусловной поддержкой большинства населения. За небольшим исключением в блогах мелькают малороссийские фамилии или их пишут под псевдонимами выходцы из Украины.


Об авторе. Буккер Игорь — филолог, журналист. С 1987 по 1990 гг. — военный переводчик, офицер по связям с общественностью отдельного разведывательного батальона в Западной группе войск на территории ГДР, потом ФРГ. Старший специалист отдела переводов Торгово-промышленной палаты Северо-Кавказского региона. С 1997 г. публикуется в ряде столичных (в том числе интернет) СМИ и выступает с комментариями на телевидении.