За срыв контракта по «Мистралям» Обама заслуживает высших российских наград

Прогноз ситуации с французскими вертолётоносцами для России - в материале эксперта «НьюсБалт» Сергея Балмасова из Центра проблемного анализа.

Под давлением США Франция ухудшает свои отношения с Россией. Подобная ситуация свидетельствует о крайней ненадёжности французской стороны и как бизнес-партнёра, которого таковым сделал американский «союзник». А это, в свою очередь, чревато для Парижа не только разрывом многомиллиардных контрактов, но и дальнейшим понижением собственной политической значимости в мире.

Верхушка российских военных и ВПК готовы воспользоваться сделанным под давлением США объявлением Франции о приостановке поставки вертолётоносцев "Mistral" для полного разрыва сделки и дальнейшей подготовки судебного дела против Парижа. Французские источники опасаются того, что Владимир Путин не намерен ждать конца октября, установленного президентом Франции Франсуа Олландом срока для окончательного решения судьбы данного договора.

Россия готовит иск по «мистралям»

Французские спецслужбы бьют тревогу по поводу того, что Кремль уже якобы нанял одну из самых известных московских бизнес-юридических фирм, «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» ("Egorov, Puginsky, Afanasiev and Partners").

Их аналитики усматривают в такой «подборке» серьёзность угрозы Парижу. Так, Николай Егоров, основатель фирмы, работал с Путиным в мэрии Санкт-Петербурга в начале 1990-х годов, в то время как Станислав Пугинский является бывшим советником правительства, специализировавшимся на делах, связанных с обороной и безопасностью.

Причём сотрудники фирмы якобы уже готовятся к передаче документов для рассмотрения в международном арбитражном суде дела, рассчитанного на многие месяцы, в том числе и на подачу и рассмотрение жалобы.

В то время как французская сторона пыталась «вывести» российского партнёра к возможному «обсуждению ситуации» в Международной торговой палате в Париже (ICC), Кремль, похоже, склоняется к разбирательству в более независимой шведской торговой палате, которая традиционно обрабатывала соответствующие коммерческие споры Запада с коммунистическим «Востоком» во время холодной войны.

Серьёзность ситуации для Франции состоит в том, что Москва в настоящий момент прорабатывает возможность использовать малейшие нарушения контракта, включая задержку на поставку «мистралей» для запуска полномасштабного судебного дела, издержки от которого могут в разы перекрыть ожидаемую Парижем выгоду от реализации данного контракта.

Общие требования на компенсацию могут превысить пять млрд долларов, включая стоимость контракта более 1,2 млрд евро и штрафные выплаты в один млн евро за день просрочки, которые Парижу придётся выплачивать уже с начала ноября в случае задержки реализации данного соглашения.

Судьба военно-технического сотрудничества России и Франции

Необходимо заметить, что разрыву соглашения по «мистралям» максимально способствует и давление, оказываемое «военно-промышленной» элитой, связанной с экспортным агентством вооружений «Рособоронэкспорт», никогда не признававшую данную сделку, заключённую в 2011 году.

Они справедливо опасались утраты монополии российским ВПК и последующего попадания в зависимость вооружённых сил РФ от иностранных поставщиков. Столь непримиримая позиция силовиков в такой непростой момент также толкает Путина быть предельно жёстким в отношении французской стороны.

Тем более, что у Кремля есть свои варианты поддержки своего ВПК и в том числе кораблестроительной промышленности. По мнению представителей французских спецслужб, прежняя неспособность российских «ястребов» сорвать сделку во многом определялась внутренней ситуацией в России, сложившейся на момент «повторного» президентства Владимира Путина.

Они указывают на скованность их активности в связи с изгнанием в 2011 году из внутреннего круга Путина олигарха Сергея Пугачёва. А Северная верфь, принадлежавшая тогда последнему, тогда же стала объектом финансовых расследований. Пугачёв был вынужден продать её Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), чей совет возглавляет Игорь Сечин, один из ближайших сподвижников Владимира Путина. И сейчас именно она, как ожидается, и будет выполнять необходимые российскому ВМФ заказы.

Между тем, у французской стороны существует понимание того, что дело в случае дальнейшего ухудшения отношений с Москвой явно не завершится только лишь «мистралями». Оно может затронуть и прочие сегменты военно-технического сотрудничества (ВТС), что будет для неё чувствительно в условиях ограничения соответствующего взаимодействия с Израилем.

Ведь до последнего времени израильские и французские компании поставляли России авионику и прочие образцы «военной электроники», устанавливаемой в первую очередь на экспортные образцы российской боевой техники. В первую очередь, это касается известных оборонных компаний "Thales" и "Safran", для которых возможный разрыв связей с Москвой на фоне ряда последних неудач с рядом стран (например, Саудовской Аравией, Туркменией и др.) может стать началом серьёзного кризиса.

За что Обама заслуживает высших российских наград

Необходимо в этой связи упомянуть о том, что российские военные эксперты неоднократно доказывали ненужность и даже вредность сделки по «мистралям» для «оборонки». В данном случае «всплывали» многочисленные технологические минусы подобных кораблей, созданных сугубо для осуществления неоколониальной политики Франции на большом удалении от её берегов в отношении крайне слабо вооружённого противника, не имеющего современных противокорабельных систем и боевой авиации.

Иными словами, речь шла о кораблях, предназначенных, главным образом, для воздействия на африканские страны. В силу разницы внешней политики двух стран, у России для «мистралей» не существует реальных боевых задач.

Необходимо напомнить, что данный контракт стал возможным как знак благодарности прежнему президенту Франции Николя Саркози за крайне мягкую по сравнению с другими западными политиками позицию в отношении России по войне 08.08.08.

Но в условиях изменения Парижем своей расположенности к Москве необходимость этой политической сделки отпадает сама собой. И если Бараку Обаме удастся сорвать этот контракт, его следовало бы примерно наградить. И не только процентами с выплаты компенсации за разрыв ненужного и вредного для Москвы соглашения, а и государственными наградами за повышение обороноспособности российских вооружённых сил и действия в интересах российского ВПК.

Впрочем, курьёзность ситуации по «мистралям» не может обмануть российское руководство относительно происходящего. Как бы там ни было, но в условиях ожидания новых ударов по многочисленным российским слабым местам Москва сама пытается принимать упреждающие меры.

Российское предупреждение Парижу

Важно отметить, что наибольшие издержки от ухудшения отношений с Россией могут понести французские гражданские отрасли. Предупреждением на этот счёт можно расценить соответствующее «лоббирование» и давление со стороны Кремля через влиятельных людей в Париже, чьё мнение способно, казалось бы, изменить нынешнюю позицию Елисейского дворца.

Так, Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы, побывал 1 сентября во французской столице, где встретился с рядом местных «индустриальных» боссов, имеющих конкретные интересы в сохранении и развитии связей с Москвой.

Это глава энергетического гиганта Total Кристоф де Маржери, миллиардер и видный консервативный политик Серж Дассо (руководитель «одноименного» авиационно-космического концерна "Dassault"), лидер EDF Анри Прольо и Жан-Франсуа Сирелли, исполнительный вице-президент и главный операционный директор GDF.

Примечательно, что все они в той или иной степени выражают сочувствие России и занимают явно оппозиционную позицию по отношению к нынешнему курсу Франсуа Олланда и по этой причине выражают понимание относительно её действий в отношении «мистралей».

Нарышкин тогда же встречался с депутатами французского парламента, в том числе Тьерри Мариани (видный член партии «Союз за народное движение» или UMP), председателем Ассоциации франко-российского диалога. Показательно, что они снова встретились в Москве 10 сентября, когда французская парламентская делегация посетила российскую столицу. Нарышкин, руководивший администрацией президента РФ при Дмитрии Медведеве (2008 по 2011), по данным зарубежных источников, ещё с того времени имел тесное отношение к вопросу по «мистралям».

Впрочем, пока эта «мобилизация» не привела к коренному изменению французской позиции. Однако подобные действия заметно осложняют ситуацию для Олланда внутри его собственной страны.

Путин готовится взять Олланда «за горло»

Между тем, сейчас Москва модернизирует свою стратегию, используя слабость Франции. На фоне принятия карательных мер в отношении французских компаний, работающих в России со стороны США, Россия продолжает реализацию плана по запуску арбитражного разбирательства на случай неисполнения Парижем обязательств по продаже ей первых двух «мистралей», которая должна быть полностью выполнена до конца декабря.

Сложность для Парижа ситуации состоит в том, что ему приходится принимать сложные решения, оказавшись «между крупными державами», в свете украинского кризиса. И его не обманывает тот факт, что Москва продолжает исправно «по расписанию» платить положенные согласно заключенному ранее контракту взносы.

Из общей его суммы в 1.2 млрд евро она уже перевела Парижу 880 млн евро, а в октябре Кремль планирует отправить ему ещё 60 млн евро. Тем самым Россия подготовила свои позиции для арбитражного разбирательства. Теперь она практически гарантированно подтвердит свои заявления на практике, что в отличие от Франции, скрупулезно выполняла обязательства.

«Холодный душ» на Францию от РЖД

Причём, как уже говорилось выше, Владимир Путин демонстрирует примеры различной линии поведения на французском направлении, успешно разобщая элиту Франции. В то время как часть бизнес-структур Парижа пока являются «неприкасаемыми» от российского «возмездия», другие подвергаются серьёзному давлению.

Так, один из самых заметных представителей окружения Путина, президент компании ОАО РЖД Владимир Якунин, наносит свой мощный удар по Франции и её союзникам, участвующим в санкционном давлении. Подобным примером служит ситуация с "Alstom", которая ранее считалась основным претендентом на получение контракта по строительству высокоскоростной магистрали между Москвой и Казанью. Она уже получила уведомление от российской стороны не рассчитывать на заключение сделки.

Вместе с тем, несмотря на этот «холодный душ», руководство германской "Siemens", ещё одного видного претендента на данный контракт, получила тоже самое сообщение. Как ожидается, сделка стоимостью более 10 млрд долларов достанется китайской "China Railway Corporation", не присоединившейся к западным санкциям.

«Тернии» "Total"

По схожим причинам руководство "Total", к которой Кремль имеет гораздо большее расположение, пытается «получить» финансирование от "PetroChina" и китайских банков, специализирующихся на инвестировании. Тем самым лидеры франузской компании пытаются прикрыть свои наиболее уязвимые места от американского преследования. Речь идёт о совместных с Россией проектах на Ямале и в Сибири.

Подобная хитрость предпринимается в связи с тем, что уже ранее попадавший под американский удар нефтегазовый гигант находится под пристальным вниманием США. После того, как Вашингтон и Брюсель приняли жёсткие санкции против российской энергетической компании «Новатек», главного партнёра "Total" в газовых проектах на Ямале, деятельность французской компании в России находится под угрозой.

Так, уже с начала 2014 г. она работает под наблюдением американского корпоративного советника, назначенного в состав руководства данной структуры Департаментом Юстиции США. Причем представители последнего не скрывают, что одной из главных задач подобной фигуры является контроль за соблюдением французской стороны введенных в отношении Москвы санкций.

Интересно, что источники из самой Total указывают на то, что даже высшим представителям её руководства запрещено не только чинить препятствия действиям американского «ревизора», но и обсуждать те или иные его действия и «креативное» поведение лидеров страны по данному вопросу.

С кем Кремлю говорить в Париже

Ситуация для российско-французских отношений заметно осложняется тем, что теперь при переговорах с Францией Кремль больше не имеет прежнего доверия к французскому послу в Москве. Вместо Фредерика Мондолони, более удобной для Москвы фигуры, недавно был назначен Морис Рипер, считающийся слишком проамериканским.

Но больше всего Путин и его правая рука Игорь Сечин ностальгируют по генералу Бенуа Пуга, который до недавнего времени был одним из важнейших российских партнёров при заключении бизнес-сделок. При Николя Саркози он занимал очень важное положение в принятии политических и экономических решений Парижа. И хотя Пуга ещё занимает должность в кабинете президента Франсуа Олланда, его влияние в последнее время заметно понизилось и не может быть использовано для нивелирования позиций Франции.

Последствия санкций: Франции угрожает «политическое Дьен-бьен-фу»

Подобный расклад относительно позиции нынешнего французского руководства дополнительно свидетельствует о степени самостоятельности Франции на мировой арене. Если же брать ситуацию для рассмотрения «в комплексе», то своими действиями социалист Франсуа Олланд демонстрирует степень проамериканского «падения» своей страны, равносильного тому, как вело себя её руководство в конце 1940 – начале 50-х гг. Когда соответствующий курс закономерно привёл к унизительному разгрому в 1954 г. во вьетнамском Дьен-бьен-фу.

Однако на этот раз последствия подобного поведения (в данном случае не столь важно, чем именно это вызвано) могут быть гораздо серьёзнее. Теперь Франции грозит Дьен-бьен-фу политическое, которое, в силу значимости для неё России как партнёра может оказаться фатальным не только для самого Олланда, но и руководимой им страны вообще.

Его действия демонстрируют как минимум то, что Франция стала крайне ненадёжным партнёром ни в политике, ни в экономике. Учитывая тот факт, что соответствующие отношения выстраиваются десятилетиями на доверии партнёров, нынешний президент страны рискует своим курсом похоронить все имеющиеся российско-французские достижения. А подобное положение дел автоматически проецируется и на отношениях Парижа с другими крупными державами.

Разумеется, ждать его смены осталось недолго. Причём «неудачник» Николя Саркози в сравнении с Франсуа Олландом выглядит настоящим орлом. И в этой связи найти ему не худшую замену во Франции не составит труда.

Подобная ситуация чревата ещё большим снижением веса Парижа на мировой арене. В условиях нынешнего глобализированного мира место французов сразу после их ухода тут же займут их конкуренты. Кто ими может быть – ситуация в отношении железнодорожного проекта Москва – Казань наглядно демонстрирует то, что их уже сейчас готовы вытеснить китайцы. Вернуть же себе утраченное доверие, как показывает практика, крайне сложно.