«Джемилев и компания не решают сегодня вопросы татар в Крыму»

В интервью «НьюсБалт» глава Ассоциации крымско-татарских дернеков Турции Унвер Сель высказался о будущем народа на российском полуострове.

На съезде Совета крымско-татарского народа, прошедшего в минувшее воскресенье в Симферополе, многим делегатам запомнился гость из Анкары Унвер Сель, возглавляющий в Турции Ассоциацию крымско-татарских дернеков. Сель назвал «историческим событием» собрание соотечественников, организованного движением «Къырым Бирлиги» («Единство Крыма»). В экспресс-интервью «НьюсБалт» турецкий эксперт высказался о будущем крымских татар.

— Уважаемый Унвер Сель, в своём выступлении вы подвергли критике Меджлис в лице Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова. Почему, по вашему мнению, не надо им верить?

— Начну с того, что мне, как представителю крымских татар в Турции, небезразлична судьба моего народа, и как только здесь заговорили о референдуме о присоединении к России, я приехал сюда, встретился с Меджлисом и сказал: оставьте Украину в покое, пора переходить в Россию. Но Меджлис решил иначе, начав жёсткую конфронтацию с Россией. Результатом этого стал тот факт, что такие как Джемилев, Чубаров и компания не решают сегодня вопросы татар в Крыму. Они теперь занимаются проблемами другого государства.

— Какого?

— Украины, конечно. Например, они собираются создать новую «родину» крымских татар в Херсонской области Украины. Это сознательный раскол народа! Мы против такой идеологии.

— А как относятся к Джемилеву в Турции? Много там его сторонников?

— Когда Крым перешёл под юрисдикцию Российской Федерации и Джемилев начал говорить, что он изгнанный лидер крымско-татарского народа, то его рейтинг поднялся. Но в данный момент люди начинают анализировать ситуацию и понимают, что шаги Джемилева ведут к расколу. В Турции политика более открытая, всё это активно обсуждается в прессе и интернете. И доверие к Джемилеву сейчас падает.

— На вчерашней встрече Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдагонам обсуждался вопрос крымских татар. Скажите, стоит ли ожидать, что верховная власть и России, и Турции пусть и косвенно, но поддержит Общественный совет крымско-татарского народа под эгидой «Къырым бирлиги»? 

— После встречи двух президентов сюда приедет серьёзная делегация из Турции, которая проведёт большую работу. Станет встречаться с народом, расспрашивать его, кого он хочет видеть своим руководителем. И явно на сегодняшний день более прозрачно и честно действует общественное движение «Къырым бирлиги». Ассоциация крымско-татарских дернеков Турции, которую я представляю, поддерживает «Къырым бирлиги» и его лидера Сейтумера Ниметуллаева.

— Я правильно понимаю, что турецкая делегация будет правительственная.

— Да, бюрократы приедут.

— ?! 

— Bürokratlar.

— Просто в русском языке слово «бюрократ» носит негативный оттенок.

— В турецком языке «бюрократ» — это руководитель высокого ранга в государственных учреждениях. В данном случае речь идёт о советниках министров. Рапорты турецких бюрократов о ситуации с татарами в Крыму лягут на стол президента.