«Про€балтика»

Литовский публицист Валерий Мокрушин проанализировал для «НьюсБалт», с каким багажом вступают в 2015 год «балтийские сёстры».

В Европе с умилением и восторгом наблюдают, как жестоко мочит Прибалтика восточного агрессора и оккупанта, сравнивая Владимира Путина с Гитлером и Сталиным (хотя эти противоположности в одной берлоге априори не уживутся), а вот неистовая Даля Грибаускайте недавно обвинила Россию в трусости, мол, воюет на Украине, а вывесить свой флаг боится.

Вскоре последовал от неё и контрольный выстрел из разряда примитивной лжи: то вражеские самолёты вторгаются в воздушное пространство стран Запада, должно свидетельствовать не о силе, а о глупости её руководителей. Мол, реальной угрозы никакой, а имиджевые потери огромны (в скобочкам заметим интересную закономерность: градус антироссийской истерии возрастает по мере увеличения натовских войск на территории «независимых» банановых республик, появления на балтийских берегах американских танков «Абрамс», боевых машин пехоты «Бредли» каждый стоимостью не один миллион долларов).

От литовского лидера стараются не отставать и её коллеги из Эстонии и Латвии, которые ради рейнджеров-янки за ценой не постоят. Экспертное сообщество теряется в догадках, чем объяснить такую вызывающую наглость, провокативную безбашенность господ балтийских истинных «демократов». Ищут корни в прошлом этих стран, две из которых вообще возникли искусственно после Первой мировой войны, а Литва почти на протяжении пяти веков находилась то под Польшей, то под Россией, и всё это не могло не отразиться на менталитете, который иначе как лакейским и назвать трудно.

Иные аналитики ссылаются на века бедности и отсталости, примитивности коренной культуры, прочие причины. Наверное, всё это имеет место, однако далеко не последнее место в этих процессах имеет безнаказанность этих, выражаясь словами недавно скончавшегося депутата литовского Сейма Юлюса Вясялки, подзаборных шавок, науськиваемых заокеанским боссом.

В политикуме балтийских стран существует устойчивое мнение, что во всех войнах – таможенных, гибридных, газовых, неконвекционных и просто смешанных — они одержали верх над своим историческим «Голиафом» на востоке. Проще всего было бы посчитать это рождественской шуткой, но вопрос настолько серьёзен, что не до смеха.

Вот как подаётся в местных, да и во многих европейских масс-медиа история с газом: Литва добилась долгожданной скидки, кроме того, построила свой терминал сжиженного газа и трубит об этой победе на весь свет. Это ярко, зримо, а вот тот факт, что Латвия и Эстония, благодаря компромиссу с «Газпромом», получают газ со скидкой уже около трёх лет, что вновь построенный терминал вогнал Литву практически в многолетнюю кабалу к норвежцам, курирующих с нуля этот проект и сорвавшим на нём солидный куш (только его аренда за десять лет составит без малого миллиард долларов, и неважно, будет ли он загружен полностью или эпизодически, и, судя по всему, события развиваются по пессимистическому прогнозу, поскольку СПГ заведомо дороже природного трубного).

Практика свидетельствует, что из более чем двадцати аналогичных терминалов, построенных в Западной Европе, в полную силу действуют считанные единицы, потребители ищут любую возможность запитаться газом из трубы, не случайно в Европе заговорили — в который раз! — о энергетической блокаде после того, как Путин после многократных, но бесплодных попыток объявил о прекращении строительства «Южного потока». У властей же Литвы нет намерения полностью загружать терминал, пока есть договор с теми же норвежцами («Статойл») на поставку полмиллиарда кубов, тогда как ежегодное потребление в шесть раз больше.

В последнее время власти «независимых» (не хотелось бы повторять образную трактовку текущего момента блогера Костяшкина, он сравнил независимость прибалтийских карликов со свободой куртизанки в выборе удобной позиции под клиентом; при всей радикальности, согласимся, в этом кое-что есть) опять забили в колокола по поводу очередной таможенной блокады. На пограничных переходах Латвии, Литвы, в меньшей степени Эстонии скопились сотни большегрузных автопоездов, водители по многу суток томятся в очереди.

Российская сторона объясняет: сами виноваты, никакой блокады нет, просто участившиеся случаи контрабандного провоза грузов, на которые наложено эмбарго, вынуждают усилить бдительность. В этом убеждает яркий случай, когда из Литвы пытались ввезти 10 тонн лосося с поддельными документами из Скандинавии. И напрасно противная сторона ломится в открытые ворота, по признанию официальных органов, около четверти литовской экономики приходится на так называемый теневой сектор, а дешёвые российские сигареты и алкоголь можно купить едва ли не в открытую на каждом базаре. И так по всей Прибалтике.

Наведение порядка поставило, как выражался один современный киногерой, на уши местные власти, заставило их взяться за калькулятор. И что же? Министерство экономики Латвии пришло к выводу: ухудшение отношений с Россией будет стоить один млрд евро в год. И это только ухудшение! А если великая держава вообще остановит транзит? Замрут порты, железные дороги, на мёртвый прикол встанут многотонные фуры, транспортно-логистический комплекс практически прекратит существование. Глава Ассоциации перевозчиков Литвы Мечисловас Атрошкявичюс убеждён: без российского рынка отрасль не выживет. А это более 50 тысяч автопоездов, из них половина рефрижераторы, они дают занятие около ста тысячам работников.

Морские порты, железная дорога, автотранспорт трудятся в одной связке, за год они переваливают порядка 150 млн. тонн. Это огромные деньги, ведь каждая тонна в среднем приносит около 100 долларов дохода, не случайно за тонно-километры идёт жёсткая, а порой жестокая конкуренция. Остановка третируемой Россией транзита особенно сильно поразит Латвию, где действуют два крупных – Рижский и Вентспилсский, средний, но быстро развивающийся Лиепайский, а также несколько других малых портов, также мечтающих поучаствовать в этом празднике жизни.

Мэр Вентспилса Айвар Лембергс не одобряет политику латвийских властей в отношении своего главного торгово-экономического партнёра: «Если Россия остановит транзит, нам вместе с властями остаётся утопиться в Балтийском море». 

Ветеран знает, что говорит. Его семья, признанная на днях самой богатой в республике, нажила миллионы благодаря портовому бизнесу, на нём же держится и благополучие всего города. Американских моряков и рейнджеров, которые уже опписали все приличные места в центре, он рассматривает как трагическую ошибку власти, превращающую Вентспилс, а также всю страну в цель со всеми вытекающими последствиями.

В этом году почти все порты Прибалтики снижают грузопереработку, отрицательный баланс и у Клайпедского порта, однако не настолько, чтобы доставлять головную боль руководителям, здесь намерены «взять» З6 млн. тонн. Дело в том, что более трети грузов обеспечивает Белоруссия, львиная доля из которых приходится на минеральные удобрения. В связи с этим вспоминаются гневные филиппики Батьки после так называемого плюшевого десанта, устроенного шведскими защитниками «демократии» при покровительстве литовских властей, когда с самолёта, залетевшего с литовской территории, на Белоруссию был выброшен «десант» из сотен плюшевых мишек с провокационными листовками в зубах.

Лукашенко пообещал устроить исполнителям красивую жизнь и для начала пригрозил перевести свои грузы из портов стран Прибалтики в Ленинградскую область, где ударными темпами сооружаются аналогичные комплексы. Годы идут, а воз, как говаривал дедушка Крылов, и ныне там.

Более того, белорусские власти намерены вложиться в модернизацию терминала по перевалке удобрений, и в этом случае разговоры о переводе массовых грузопотоков в Ленинградскую область становятся пустой тратой времени, а если назвать вещи своими именами – блефом. Разумеется, это не самый близкий путь, но российская сторона обещала компенсировать потери в рамках Единого экономического пространства и общего государства, от которого Батька ещё не отказался. Однако он постоянно ставит под сомнения его целесообразность, то критикуя Россию за Крым и Донбасс, то отстаивая право на реэкспорт запрещённого продовольствия из Европы.

Учитывая, что на родине Александра Григорьевича всерьёз заговорили об особом героическом национальном пути, о необходимости белорусизации, ставят памятники литовским князьям — Ольгерду (Альгирдасу) недавно в Витебске, жители которого предлагали вместо чуждого захватчика поставить монумент защитнику князю Александру Невскому — укрепляются сомнения о чистоте намерений власти нашего братского народа, уж не собирается ли Лукашенко, недавно порадовавший — впервые на памяти современников! — радикалов докладом на белорусской мове, повторить путь своих закадычных друзей Януковича и Саакашвили, оказавшихся на свалке истории? 

А тем временем война санкций отрицательно сказывается на экономике прибалтийских стран. Педагоги Литвы объявили бессрочную забастовку, требуют восстановить зарплаты докризисного 2008 года, улучшить условия труда. Премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс вместо этого пообещал им «правовые санкции», поскольку денег нет. Министр финансов Латвии Янис Рейрс заявил, что убытки от эмбарго составляют 220 млн. евро, а в бюджете на компенсацию только четвертая часть. Фермеры стран Прибалтики и Финляндии устроили двухдневную акцию протеста в Брюсселе: помогите разоряющемуся сельскому хозяйству! Более З0 владельцев юрмальских отелей потребовали от министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича извиниться перед Игорем Крутым и другими организаторами и участниками шоу «Новая волна» и сделать всё, чтобы не потерять его…

Неким итогом этого пёстрого и грустного калейдоскопа, являющегося следствием политики местных властей, пляшущих под американскую дудку, может стать заключение высокопоставленного представителя международной компании по аудиту, налогам и консультациям KPMG Рокаса Касперавичюса:

«Если Россия закроет транзит, убытки трудно посчитать, они будут страшными. Но для этого России надо надавить на партнёров, на предприятия, чтобы они перенаправили свои грузы в российские порты».

Так что дело за малым. И тогда содружество балтийских сестёр можно будет смело охарактеризовать термином от обозревателя портала "Rubaltic.ru" Александра Носовича — «Про€балтика».


Об авторе. Валерий Мокрушин родился в 1942 году в Бирске (Башкирия). В 1969 году закончил Уральский университет по специальности «журналистика». Член Союза журналистов СССР. Работал в газетах «Красное Знамя» в Томске, «Моряк» в Клайпеде, газете «Советская Литва». С 1993 по 2000 годы – матрос загранплавания. Три года проработал в Америке, убирая торговые центры. В настоящее время проживает в Клайпеде.