Двадцать потерянных лет

«НьюсБалт» публикует доклад польского политолога Михала Глока, прозвучавшего на дискуссии «Что с этой Россией?».

На минувшей неделе в польском Эльблонге под эгидой общества «Ластадия» прошла дискуссия «Что с этой Россией?». События на Востоке Украины, снижение цены на нефть, падение стоимости рубля: события, которые доминировали в сообщениях СМИ из России в прошлом году. Новый 2015 год принесёт очередные сообщения с востока континента. Каково будет их значение для Польши? Воцарится ли мир или разгорится война? На эти и другие вопросы постарались ответить приглашенные гости — Войчех Мазурек, Эдвард Яремчук, Эдвард Пукин, Бартломей Рыщ.

В свою очередь информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует доклад доктора исторических наук, президента «Ластадии» Михала Глока.

Я замечаю, что поляки и россияне с каждым годом всё более отворачиваются и отдаляются друг от друга. Это явление происходит уже на протяжении многих лет: с момента падения коммунизма. В последние годы, однако, оно усиливается с каждым днём.

Собственно пока это касалось только политиков, в принципе не было проблем, поскольку каждый понимал, что не политики играют решающую роль в контактах между нашими народами, а учёные, артисты, бизнесмены и, прежде всего, обыкновенные люди. С какого-то времени стало отчётливо видно, что отношение к россиянам начинает меняться в худшую сторону именно в сфере науки и культуры. Это очень опасное и грустное явление. Наука и культура с обеих сторон не могут быть конъюнктурными, не могут зависеть от политических веяний и политической ориентации. На практике это будет означать постепенное разрушение сложившегося на протяжении десятилетий научного и культурного сотрудничества между нашими странами.

Думаю, что причиной тому тот факт, что значительная часть этих контактов не была реальной, а представляла собой фикцию, которой мы занимались по разным учреждениям с обеих сторон границы.

Формальные контакты, неэффективные договоры — это, к сожалению, наша действительность. Достаточно прочитать договоры между городами-партнёрами – это чистой воды пустословие.

Наверное, поэтому польской стороне было так легко такие отношения разорвать, а российская сторона без сожаления согласилась с этим. На практике, однако, видно, что отсутствие таких реальных контактов и совместных действий привели к тому, что мы перестали друг друга понимать как общество.

Признаюсь, что я не знаю, как это выглядит с российской стороны, но наблюдая за нашими СМИ и участвуя в разговорах с простыми людьми, я чётко вижу абсолютное непонимание политики России и действий президента В.В. Путина. Но для тех, кто знает Россию и, что немаловажно, знают россиян, всё, что сейчас происходит, не является неожиданностью, а совершенно обоснованной реакцией на ситуацию угрозы для безопасности страны.

Конечно, речь пока не о реальной угрозе: Украину к войне не толкают ЕС или Польша. Никто в Европе на это сейчас не способен. Проблемой как всегда являются США. Желание подчинить себе европейскую экономику и прежде всего поиск новых рынков сбыта для своей оборонной промышленности — вот главные причины проблем на Украине. Самим украинцам нечем торговать с Америкой, поскольку украинская политическая элита полностью разворовала страну. Но средства на американское вооружение имеют страны ЕС с Польшей во главе. Не знаю, сознательно или нет, но, поддавшись на подстрекания, польская элита в настоящее время планирует небывалые по размеру расходы на закупку вооружения, не ставя перед собой даже вопроса о целесообразности и смысле подобных закупок для страны. Естественно, по большей части вооружение это будет американской продукции.

Остаётся задать вопрос: что дальше?

Ответ не только очевиден, но и труден для реализации. Необходимо совершенно новое качество научных и культурных отношений. Я сознательно пишу только об этих контактах, потому что улучшение контактов в политической сфере продолжается годами.

В прошлом году я был на конференции, посвящённой польско-российским контактам на местном уровне. На этой встрече один профессор открыто сказал, что ездит в Калининград только в том случае, если получит грант.

Теперь я задаюсь вопросом, а где основной элемент науки, т.е. где обыкновенная человеческая любознательность? Где потребность познания новых вещей, новых людей и их взглядов? Где желание расширить свои познания? Действительно ли для этого необходимы денежные вливания? Это всё риторические вопросы. К сожалению, такой подход является нормой для польской науки (и, наверное, не только польской). Мы перестали интересоваться друг другом именно из-за таких псевдоучёных.

Как автор двух монографий о роли советского флота в Великой Отечественной войне, я должен сказать, что, если бы я ждал грантов для своей работы, то наверняка ничего бы не написал и не издал. Тем не менее, имея хороший интересный текст, профессиональных издателей и смелость, можно издать книгу и даже заработать на ней. Эффективность сотрудничества в настоящее время перешла от учреждений к отдельным лицам, и сегодня польско-российские контакты большей частью опираются на личность.

Необходимо серьёзно задуматься об истраченных впустую средствах и времени на бессмысленные проекты, которые никому не приносили пользы. Если бы эти выпущенные на ветер средства были потрачены с умом, сейчас мы бы были в совершенно иной ситуации.

Сейчас нам необходимы встречи и подготовка совершенно новой программы реальных действий. Время покончить с пустословием и безжизненными проектами. Необходимы дискуссии и конкретные действия, чтобы наши общества могли вновь познакомиться друг с другом. К сожалению, познания поляков о России остановились на периоде конца 90-х, когда редактор Влодарчик представляла по телевидению цикл документальных фильмов «Широкая колея». Сегодняшняя Россия и россияне — это совершенно другая страна и другие люди, и я уверен, они стоят того, чтобы с ними познакомиться заново.

Калининградская область – это отличная площадка для новых решений и нового взгляда на наши взаимные контакты. Я рассчитываю на то, что с обеих сторон границы найдутся люди, разделяющие мою точку зрения, и что мы вместе возьмёмся за трудную работу по возрождению наших контактов.

Справка «NewsBalt». Михал Глок, 35 лет. Президент польской ассоциации «Ластадия». Окончил факультет международных отношений в Торуньском университете имени Николая Коперника. В 2005 году выпустил первую монографию, посвящённую советским крейсерам «Киров» и «Максим Горький». Опубликовал более 40 научных работ по истории русских и советских флотов.