В 2014 году свершился очень важный фазовый переход в мировой политической обстановке. Цивилизация полностью обнажила противоречия.
С одной стороны — «западная», экстенсивная, капиталистическая модель развития одного государства, проводимая небольшой по численности финансово-политической элитой, претендующей на мировую имперскую гегемонию вместе со своими ставленниками в сателлитных государствах-вассалах. С другой стороны ей противостоит государственная интенсивная модель развития, опирающаяся на экономное прибыльное хозяйствование, которым управляет, реализуя социальный рационализм, периодически заменяемая социально и национально репрезентативная властная элита.
Адепты экстенсивной модели сбросили маски, разрушая, понесли за собой «управляемый хаос» на Восток. Увы, они оказались бессильны вновь системно структурировать разрушенное — оставляют за собой горы трупов и пепелища развалин в некогда относительно стабильных государствах. Сторонники интенсивной модели – строят на востоке и юге сетевые, взаимодополняющие и потому экономически выгодные связи равных среди равных государств…
Для Литовской Республики, находящейся в вассальном подчинении у США, 2015 год будет очень непростым. Факторы, обременяющие жизнь рядовых людей, будут функцией внутриполитических игр различных влиятельных финансовых группировок, которые, свою очередь, будут функцией той, прозападной, самоизоляционистской и агрессивной в отношении Востока внешней политики, которую с упорством обречённых ведёт высшее руководство страны под руководством Вашингтона.
C 1 января 2015 года в Литве введена европейская валюта, и лит перестал здесь быть платёжным средством. По словам экс-президента Литвы Паксаса, присоединение к зоне евро также означает дальнейшую потерю самодостаточности и независимости государства, в условиях нарастающих кризисных факторов в экономике стран Евросоюза.
В свою очередь, системный анализ экономической, финансовой, социальной и духовной ситуации в стране, сложившейся к концу минувшего года, не предвещает в наступившем каких-либо серьёзных позитивных прорывов во всех названных направлениях. Это значит — не предвидится ни увеличение численности граждан страны, ни повышения уровня их жизни, и без того очень низкого по отношению к странам западной Европы.
Минимальная заработная плата по республике будет составлять 300 евро, в то время как там, на Западе, она составляет около 1500 евро. В пять раз меньше от своего западноевропейского коллеги получает работающий в Литве, поэтому исход молодых людей за пределы республики — в Англию, Норвегию, Германию и т.д. не уменьшится. Прогнозы социологов сулят, что через несколько лет у себя в стране останется всего около 2 млн. литовцев (против — 3,7 млн. в 1990 г.)
Утверждённый бюджет республики, выраженный в евро, не предвещает реальный рост заработной платы трудящихся, в том числе и госслужащих: учителей, медицинских работников, клерков местных административных органов, полицейских и т.п. Это не относится к высокопоставленным работникам государственного аппарата, юриспруденции, высшему военному командованию, небольших по численности вооружённых сил страны (около 10 тыс. личного состава), которые получат в будущем году прибавку к жалованию.
Вооружённые силы республики, как составная часть вооружённых сил НАТО получат на треть больше средств на свое содержание, т.е. 424,5 млн. евро, что составит 1,11% от общего валового продукта (но не 2% — как требует руководство НАТО, не позволяет экономика страны). В новом году службу в Афганистане продолжат до 100 литовских военных, сообщил командующий Литовской армии Йонас-Витаутас Жукас, что также потребует многотысячных затрат из республиканского бюджета в поддержку афганской авантюры США. В наступившем году, по указке Вашингтона, Литва будет поставлять оружие украинским вооружённым силам – уже заключён контракт на 18 млн. долларов на закупку оружия для Украины!
Каких либо прорывных программ экономического развития на следующий год в Литве не запланировано. Приход государственного бюджета Литвы вместе с бюджетами самоуправлений на следующий год планируется в 6,894 млрд. евро, к которым прибавляются запланированные дотации от Евросоюза в размере 2,321 млрд. евро, т.е. третья часть от суммы денежных сборов в Литве. Расходная часть бюджета запланирована в размере 9,557 млрд. евро, т.е. с превышением расходов над доходами на 342 млн. евро – 3,5 процентов.
Это означает, что на данную сумму литовский монетный двор сам может произвести эмиссию, выпуск евромонет (право на такую эмиссию, а не бумажных банкнотов, сохраняется за ним). Впрочем, используя это своё право, правительство Литвы сможет выпускать сверх указанной квоты евромонеты для погашения бюджетного дефицита, в связи с форс-мажорными обстоятельствами в экономике, которые бесспорно будут происходить в следующем году из-за сложной международной обстановки и ограничений в торговле с Россией.
В таких случаях обесценивание евро, непокрытых производимой товарной массой, будет угнетать экономическое развитие республики. Прорыв с замещением экспорта литовской мясомолочной продукции с богатого и широкого российского рынка на другие аналогичные рынки в принципе невозможен без огромных финансовых потерь, прежде всего транспортных. Вспомним слова премьер-министра Литвы Буткявичюса, сказанные в прошлом году:
— Сейчас очень сложно что-то прогнозировать, когда мы видим, что экспорт сократился, производство на сельхозперерабатывающих предприятиях тоже упало, и я бы не решился делать прогнозы и быть чрезмерным оптимистом.
Аналогичные процессы будут сильно влиять на экономику и всего Евросоюза, что неукоснительно приведёт к резкому спаду общих экономических показателей этого объединения. И это, кроме увеличения затратных военных статей бюджета входящих в него стран. Вот почему президент Литовской конфедерации промышленников Робертас Даргис считает, что «прогнозируемый властями рост экономики в 3,4% представить себе сложно». Он будет значительно меньше, если вообще состоится. Такое суждение невольно возникает, поскольку очевиден факт: находящиеся у руля власти литовские политики, не прагматичные люди, поскольку сделали развитие экономики страны заложницей политики и обслуживающей её русофобской идеологии, нагнетаемой из-за океана.
Зависимость «литовского райкома» от «вашингтонского обкома» и «европейского облисполкома» очевидна. По навету из США в наступившем году начнётся новый этап русофобской истерии в Литве – в суде начнётся рассмотрение дела по трагическим январским событиям 13 января 1991 года, по которому литовской прокуратурой обвиняемыми названы 69 человек. Все они бывшие законопослушные граждане СССР и Литовской ССР: советские военнослужащие, сотрудники госучреждений и члены компартии – никогда не были гражданами Литовской республики, а названные события проходили на территории Литовской ССР, а не – Литовской Республики!
Не имея никакого цивилизованного юридического обоснования, так называемый суд над этими людьми планируется как «Второй Нюрнбергский процесс» и призван обслужить антироссийские политические аспирации вашингтонских ястребов. Для большей эффективности воздействия Литвы этой русофобской идеологической кампании на умы граждан в наступившем году готовится закрытие тех кабельных каналов, которые транслируют передачи российского телевидения. Тотальная националистическая идеология, контролируемая государственной комиссией, по сути дела инквизиционной структурой, априори определяющей, что «полезно» смотреть гражданину Литвы, а что «вредно» — станет элементом внутренней политики властей Литовской Республики.
Президент Даля Грибаускайте выдвинула на рассмотрение сейма соответствующие поправки, которые вызвали одобрение со стороны министра культуры Литвы Шарунаса Бирутиса, заявившего, что «давление враждебной информации в ближайшее время лишь усилится». Поправки главы государства, представленные парламенту, определят штраф ретрансляторам за распространение несанкционированной государством информации до 3 процентов годовых доходов.
И в то же время мы видим совершенно глупую экономически затею (поскольку несёт только убытки бюджету) с газоналивным танкером "Independent" («Независимый»), поставленным на прикол в порту г. Клайпеды во исполнение третьего пункта энергонезависимой доктрины Евросоюза. Сжиженный газ из Норвегии стоит почти на двести долларов дороже поставляемого в Литву по трубам из России природного газа, а эксплуатация упомянутого танкера «Независимый», обходится ежемесячно литовской казне в более полусотни тысяч евро.
Заметим: количество сжиженного газа доставленного из Норвегии, составляет лишь около трети необходимого Литве природного газа из России, что никак не обеспечивает независимость республики от этого энергоресурса. При таких, идеологически обоснованных, но экономически абсолютно не нужных затратах, самым нуждающимся жителям страны рассчитывать на улучшение своего положения не приходится. Число жителей Литвы, проживающих «ниже черты прожиточного минимума», составляет около 50 процентов.
В культурной жизни Литвы знаменательной исторической датой станет в 2015 году 100-летие оккупации летом и осенью 1915 года Сувалкской, Ковенской и Виленской губерний Российской империи кайзеровскими немецкими войсками. Литовская Демократическая Республика — первое этнополитическое государство литовцев — была образована на этих территориях в июне 1920 г. после проведения выборов в Учредительный Сейм, что стало возможным только после Брест-Литовского мирного договора (3 марта 1918 г.) между Кайзеровской Германией и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и окончания Первой мировой войны.