Фото:

ПРОГНОЗ-2015: Украина как инфекция для соседей

Украинский политолог Владислав Гулевич высказал для читателей «НьюсБалт» прогноз политики на Украине в 2015 г.

2015 год станет для послесоветской Украины решающим. То, что мы видели в 2014 год – прелюдия. Проверкой прочности украинской государственности будет именно следующий год. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что 2015-й будет окрашен в кроваво-багряные тона, считает украинский политолог, эксперт «НьюсБалт» Владислав Гулевич.

Внешняя политика

Здесь стоит обратить внимание на следующие нюансы.

Первый: Запад не простит России её стремления к большей внешнеполитической свободе. Даже если Россия завтра же откажется от всех своих слов и планов по украинскому кризису, примет покорно все условия коллективного Запада, и во всём учтёт его интересы, это не спасёт Россию от наказания.

Запад понял, что для него Россия опасна даже в таком состоянии, в каком она пребывала до начала украинского кризиса. Если Россия вернётся к прежнему «доукраинскому» состоянию, она сохранит тот геополитический потенциал, который позволил ей не идти на поводу у Запада по многим вопросам в течение всего периода, от начала «евромайдана» и до сегодняшнего дня.

Соответственно, Россию постараются «вбомбить» в такое состояние, при котором она лишится изрядной доли своего геополитического потенциала. «Бомбёжка» будет осуществляться экономическими санкциями и провоцированием социального недовольства внутри страны с целью свержения президента Путина.

Украине в этом вопросе отведена отдельная роль, которая заключается во втягивании России в более масштабный конфликт. Между ополченцами и киевской хунтой может быть подписано сколько угодно соглашений, мира Украине это не принесёт. Потому что мир на Украине не предусмотрен планами США и ЕС в этом регионе. Украине вынесен приговор: быть катализатором более мощного взрыва у западных границ Евразийского Союза, дабы предотвратить развитие интеграционных процессов в западном направлении, при которых у восточных границ ЕС усилилось бы влияние России.

Второй: украинский проект – бессрочный. Это значит, что украинская карта будет разыгрываться Западом как угодно долго. Независимая Украина для того и создавалась, чтобы взорваться в нужный день и в нужный час. Такой день и час наступил, а вот временного конца у этого дня и часа нет.

Наоборот, делается всё, чтобы такой день и час длился вечно. Под бдительным оком американских и европейских кураторов киевские власти уничтожают всё, что напоминает о былых связях Украины (Малороссии) с Россией и СССР. Жгутся книги, переименовываются газеты, если в их названии содержится слово «русский» или «российский», закрываются общественные организации. Массированными темпами переписывается история, штампуются новые учебники украинской истории, больше похожие на фантастику, и т.д.

Если между Украиной и Россией не будет выкопан глубокий идеологический ров, который проляжет по душам людей, Украина и Россия гипотетически могут в будущем пережить период раздора, и вновь попытаться реализовать совместный интеграционный проект. Чтобы такого не было не только сейчас, но и в обозримом будущем, Украина должна пылать в огне и ненавистью к России.

Площадка для кровавой вражды подготовлена – это Донбасс. Война там будет продолжена, мирные инициативы закончатся ничем.

Третий: радикализация украинского общества и его фашизация – лучшее средство для взращивания украино-российской вражды. Радикализация украинского общества только начинается. В ближайшем будущем мы станем очевидцами ещё больших «успехов» Украины в этом направлении. Всё укладывается в геополитические лекала ЕС и США, руками которых радикалы были приведены к власти в Афганистане, затем в Косово и, частично, в Ливии и Сирии. Не следует полагать, что для Украины у Вашингтона и Брюсселя предусмотрен другой сценарий.

Четвёртый: Украина – удобный плацдарм для давления на Приднестровье, где дислоцированы российские миротворцы. Их присутствие мешает завершению проекта по интеграции западных окраин бывшего СССР в евроатлантистские структуры. Сейчас ЕС насильно интегрирует Молдавию, и фланговое давление на Тирасполь (с молдавской и украинской стороны) осложнит жизнь приднестровцев и сузит пространство военно-политического манёвра для России.

То, что вслед за «евромайданом» последует ухудшение украино-приднестровских отношений, причём, по инициативе Киева, было очевидным. В 2015 г. на потепление этих отношений не стоит надеяться. Всё будет наоборот.

Пятый: не в интересах Запада не только мирная Украина, но и Украина процветающая. Т.е. ЕС и США заинтересованы в бедной и нестабильной Украине. Если бы они были заинтересованы в Украине стабильной и процветающей, они бы, во-первых, не толкали её на тропу гражданской войны; во-вторых, выделяемую Киеву помощь направляли бы на модернизацию украинской экономики, а не на клонирование угодных политических организаций и поддержку националистических группировок.

Если Украину сделать процветающей и стабильной, украино-российское порубежье превратиться в территорию кооперации, а не вражды. И, опять-таки, всё закончится кооперацией политической, что Запад пугает больше всего. Поэтому на данный момент Украина, как экономическая пустыня и «чёрная финансовая дыра», больше всего устраивает Вашингтон и Брюссель.

Государство, которому отведена роль «пылесоса», высасывающего из России финансовые, политические, дипломатические, военные, человеческие ресурсы (именно такая роль отведена Украине) не может, по определению, быть стабильным. Стабильное государство делится излишками стабильности с соседями, уравновешивая окружающее геополитическое пространство. Нестабильное государство делится своей нестабильностью, раскачивая обстановку вокруг себя. Геополитическая функция Украины сейчас – быть инфекцией для соседей, делясь с ними нестабильностью. 

Отсюда вывод: следует ожидать участия Киева в региональных военно-политических блоках антироссийской и антиевразийской направленности, подобных блоку ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Киев постарается использовать любую военно-дипломатическую площадку для упрочения собственных позиций. Соответственно, должны активизироваться темпы сотрудничества Киева с Вышеградской группой (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия) и в рамках программы Восточного партнёрства.

Вторым вектором дипломатической деятельности Киева будет Средняя Азия. Там украинские власти попытаются вести антироссийскую пропаганду, и найти экономические площадки для компенсации потерь от минимализации экономических контактов с Россией. Этот вектор будет иметь второстепенное значение, и больших успехов Киев не достигнет. Среднеазиатские республики экономически привязаны к России, и их сотрудничество с Киевом возможно лишь на ситуативной почве.

Внутренняя политика

Следующий год превратится на Украине в мартиролог побочных потерь от экономических неурядиц и внутренней анархии.

В список косвенных потерь попадут те, кто сгорел на пожарах из-за неисправных электроотопительных приборов, которыми люди массово пользуются при отключении центрального отопления; умерли от острой нехватки жизненно важных медикаментов или погибли в ДТП из-за отключенных светофоров и уличных фонарей; лишились жизни от рук криминалитета и т.д. Эти потери не включают в список потерь Украины от одури «евромайдана», и напрасно. Они достаточно многочисленны, и все украинские службы (пожарники, медики, ГАИ) сообщают об ухудшении обстановки на их участке работы.

Украина — одна из самых урбанизированных республик бывшего СССР с плотностью населения 87 человек на кв. км. Недостатка в человеческих ресурсах она не испытывает, поэтому возможны и четвёртая, и пятая волна мобилизации. Проблемы с набором «пушечного мяса» возникали не из-за его нехватки, а из-за массового уклонения от службы и непродуманной рекрутской политики. Сейчас эти пробелы устранятся, и можно ожидать увеличения численности группировки ВСУ в Новороссии.

Следует ожидать социальных бунтов, причём, чемпионом по их количеству станет Центральная и Южная Украина, несущая на себе основное экономическое бремя киевской политики (в центрально-украинских областях цена за отопление – самые высокие по стране). Оттуда же — большинство военнослужащих, погибших в зоне проведения АТО.

Главной проблемой для Украины остаётся непрофессионализм её «элит», неспособных справиться с проблемами, которые ещё вчера на Украине казались немыслимыми. Этими «элитами» политическое поле зачищено от конкурентов и неугодных, заменить их некем. Страна обречена жить под руководством недалёких людей, не обладающих масштабностью мышления.

С «элитами» в противоборство вступит «контрэлита» из числа бывших революционеров, оказавшихся не у власти. В такой патовой ситуации кто-то один должен обладать существенным силовым перевесом для окончательной победы. На Украине ни власть, ни те, кто оказался отодвинут от её корыта, таким перевесом не обладают. Это грозит затяжным социально-политическим конфликтом двух практически равных по силе лагерей, парализующим государственный организм.

России надо готовиться к приёму многочисленных украинских эмигрантов, немалое количество которых составят жители центральных и южных областей, бегущих от экономических бедствий и безработицы.