«Сегодняшняя антироссийская политика в Польше обанкротится»

«НьюсБалт» взял интервью у главы польской организации «Курск» Ежи Тыца, занимающейся восстановлением памятников советским воинам.

Ежи Тыц, руководитель польской общественной организации «Курск», занимающейся восстановлением мест памяти советских воинов, в беседе с корреспондентом «НьюсБалт» рассказал о том, почему у его организации ещё долгое время будет много работы.

— Уважаемый Ежи, первый вопрос, который в России задают все, кто читает о вас новости, почему «Курск»?

— Для нас, поляков, Курск, Курская дуга – это символ победы над нацизмом. Кроме того, мы посвящаем нашу деятельность морякам, погибшим на одноимённой подлодке.Я сам бывший военнослужащий, затем работал в полиции. Живу в городе Бытом на юге Польши.

— Когда вы начали восстанавливать памятники советским воинам?

— Идея создания организации возникла давно, ещё в 2008 году, но активно работаем мы с 2012 года. Вообще наша главная задача – это борьба с русофобией, а ремонты памятников это только одна ветвь этой «войны». Самое главное показать, что никто не забыт, ничто не забыто. Кроме ремонтных работ, мы составляем списки мест памяти советских солдат, подвергшихся актам вандализма. К сожалению, все их отремонтировать мы не можем. 

10931702_662848223825712_4487500354368714684_o.jpg

— Сколько человек в вашей организации? Кто эти люди?

— Постоянных членов общества около 60-ти, они живут в разных частях Польши и подключаются в зависимости от места, где мы проводим реставрационные работы. В основном, это молодые люди, которые не согласны с антироссийской политикой в Польше. Среди них есть студенты, ученики, рабочие, в общем, представители всех слоёв населения Польши. Скажу честно, что в ряды членов я принимаю только смелых людей, которые, в случае необходимости, готовы быть в строю до последнего. Говорю это без преувеличения. В основном, люди боятся, часто приходится держаться одному против всех, часто я самостоятельно делаю реставрацию. 

— Где берёте финансирование на ремонт?

— Мы работаем на собственные средства. Это ежегодные взносы. Время от времени организуем электронный сбор денег, но, к сожалению, люди жертвуют на реставрации очень редко.

— Чем вы можете гордиться по первым итогам своей деятельности?

— Наверное, тем, что за два года мы отремонтировали два больших кладбища — это 506 надгробных плит, 7 солдатских могил, 7 памятников и нашли места захоронений 11-ти советских солдат.Думаю, эти достижения являются доказательством нашего полного вовлечения в борьбу с русофобией, с попытками переписать историю и со стремлением властей к конфронтации с восточными соседями.

В Польше ещё множество памятников и мест захоронений требуют реставрационных работ. Но, к сожалению, местные власти чаще всего говорят об отсутствии средств на реставрации. Бывает также, что проводимые властями восстановительные работы выполняются либо частично, либо некачественно. Да и противники таких памятников часто используют факт плохого состояния советских мест памятикак предлог для того, чтобы их убрать.

905904_662848233825711_3899451591932650531_o.jpg

— Расскажите о реакции местных жителей на вашу деятельность? Помогают ли вам чем-нибудь?

— На самом деле люди, которые к моей деятельности относятся с уважением, есть. Признаюсь даже, что их очень много. Но, к сожалению их не больше, чем моих противников. Обычные жители всегда относились к нам и нашей работе с симпатией, приглашают на кофе, рассказывают истории о военном времени, осуждают антироссийскую политику правительства, помогают с ремонтом.

Но есть и те, кто осуждает. И они меня задевают не меньше, чем обычные вандалы, причастные к разрушению или порче памятников. Например, одна из главнейших проправительственных польских газет “GazetaWyborcza” недавно опубликовала статью обо мне, где говорилось, что я «тролль Путина» и «русский десантник на польской земле». Серьёзные профессора из разных вузов также заявляют, что всем тем, кто плохо относится к США и ЕС, надо закрыть рот, потому что все они «вежливые люди», «шпионы Путина».

— Что вы могли бы ответить?

— Таким соотечественникам я отвечаю, что советские — ваши — бойцы в 1945 году спасли мою семью, мою маму. Она всё время говорит мне: «Сынок, русские были такие хорошие парни». Я верю ей и буду хранить память о красноармейцах всегда. А ведь, как известно, официальная польская пропаганда ставит под сомнение освободительную роль Красной Армии во Второй мировой войне, с чем не соглашается огромное количество поляков. Ваши солдаты изгнали немцев с моей земли, отомстили гитлеровцам за все причиненные полякам обиды. Об этом знают все, но некоторые хотели бы изменить историю. 

10847688_662848210492380_7983383566305809759_o.jpg

— Вы общаетесь с единомышленниками из стран бывшего социалистического пространства – Германии, Чехии, Словакии, Румынии, бывшей Югославии?

— Я поддерживаю контакты с рядом интернет-пользователей из стран бывшего Советского Союза. Мы общаемся, обмениваемся мнениями, но не сотрудничаем и могу с полным убеждением сказать, что Польша занимает бесславное первое место в уничтожении советских памятников и кладбищ. Стоит только изучить разработанный нами перечень разрушенных мест памяти – он огромен, но это только часть деструктивных событий. Реальность гораздо хуже. Очень тревожным фактором является и бездействие полиции, которая раскрывает не более 2% эпизодов вандализма.

— Прогнозируете ли, что в Польше в год 70-летия Победы над нацизмом произойдёт активизация вандализма по отношению к советским памятникам? Возможно ли этому противостоять?

— Я допускаю, что будут инциденты на мемориальных комплексах, увековечивающих память солдат Красной Армии, и не исключено также, что инциденты возникнут по инициативе украинских или польских сторонников бандеровской идеи. В интернете можно найти сейчас призывы к перекрашиванию всего российского в цвета украинского флага. В нынешней атмосфере исторического ревизионизма будет трудно всё это предотвратить.

Польское общество очень разделено с точки зрения исторических симпатий. Вечно раздираются старые раны в поисках мести невинным людям или памятникам, связанным с последователями различных взглядов. В Польше, к сожалению, уничтожение могил и памятников своих политических оппонентов стало нормой. Разрушаются не только советские, но и еврейские, мусульманские и даже польские объекты памяти. Хотя, я вам скажу, что к советским памятникам большинство поляков относится с уважением. Например, в различных частях страны проводятся соцопросы относительно планируемого сноса того или иного памятника, и всегда сторонников того, чтобы оставить памятник в покое было больше. Так было и в случае памятника «четырём спящим» в Варшаве (речь идёт о памятнике Советско-польскому братству по оружию, который в 2011 году был демонтирован из-за строительства новой ветки метро в польской столице, но до сего времени не возвращён на место. —  «НьюсБалт»).

1911203_662848227159045_1065914723239846426_o.jpg

— Как вы относитесь к скандалу, разразившемуся вокруг лагеря смерти Освенцим, 70-летия освобождения которого мир отмечает сегодня, 27 января, без Верховного главнокомандующего России?

— Я убеждён, что польские политики страдают от комплекса неполноценности по отношению к России, ненавидя её за то, что попросту бессильны против неё. Для того, чтобы как говориться «укусить» Россию, опускаются до уровня обыкновенных хамов. Как ещё иначе назвать отсутствие приглашения президенту Путину в Освенцим, как назвать скандальные заявления министра Схетыны об освобождении украинцами концентрационного лагеря. Но, тем не менее, я убеждён, что сегодняшняя антироссийская политика обанкротится, что общество отряхнётся от отупляющей пропаганды и на выборах вынудит нынешнюю власть уйти в отставку.


От редакции «НьюсБалт». Уважаемые россияне! Польская организация «Курск» нуждается в финансовой поддержке. Для уточнения информации по вопросам финансовой поддержки обращайтесь непосредственно к руководителю организации Ежи Тыцу. Его электронная почта — niechludow@o2.pl и страница в «Фейсбуке».