После победы на президентских выборах в Румынии этнического немца Клауса Йоханниса политика Берлина в Юго-Восточной Европе приобретает новый формат. Канцлер Германии Ангела Меркель выразила Йоханнису свою поддержку и надежду на усиление Румынией проевропейского курса, а депутат Бундестага, возглавляющий «Союз изгнанных» Бернд Фабрициус заявил, что «немецкие добродетели Клауса Йоханниса изменят Румынию».
Самым ключевым для Европы, на данный момент, остаётся вопрос отношений с Россией и вокруг неё. Меркель уже подтвердила, что Берлин и Бухарест «обмениваются мнениями о ситуации на Украине и в Молдавии и договариваются о скоординированной позиции по ключевым внешнеполитическим вопросам» Это значит, что т.н. румынский фактор приобретает усиленный акцент на молдавском и украинском направлении.
На Украине продолжается военный конфликт, в Молдавии продолжается общественно-политический конфликт. Обе страны разрываются на части из-за жёстко негативного подхода Запада к вопросу об участии Киева и Кишинёва в евразийских интеграционных процессах. Есть все основания полагать, что избрание президентом Румынии этнического немца-лютеранина, выходца из Трансильвании, придаст ситуации дополнительную напряжённость, и сделает проект Великой Румынии «более немецким».
Во-первых, сама великорумынская идея зародилась в Трансильвании, которая долгое время находилась под австро-венгерским влиянием, и где велик процент протестантского и католического населения.
Во-вторых, этому будут способствовать давние личные контакты Йоханниса с Меркель, которая превратилась в одного из самых активных оппонентов России среди европейских политиков.
В-третьих, антироссийский союз Германии и Румынии, с геополитической точки зрения, логичен, что особенно ярко выразилось во времена сотрудничества Бухареста с Третьим Рейхом. Румыния перекрывает России выход на Балканы, затрудняя формирование геополитической оси Москва – Белград, и ослабляя российское влияние в этом стратегически важном регионе.
Антироссийская позиция Бухареста облегчает проникновение Германии в Балканский регион, которому Берлин всегда придавал ключевое значение в своей европейской политике. Перекрывая России путь на Балканы, Румыния создаёт там вакуум политической силы, который неизбежно заполняется Германией.
Германия чётко обозначила свои приоритеты – выйти в лидеры объединённой Европы, и в военно-политическом, и в экономическом отношении. Берлину нужна прогерманская Румыния, как передатчик германского влияния у западных границ Евразийского Союза, который Берлин рассматривает как угрозу своему влиянию на европейском континенте. Удачное воплощение евразийского интеграционного проекта — нежелательный для Германии сценарий, могущий поколебать её внешнеполитический авторитет. В интересах Берлина, чтобы проект евразийской интеграции никогда не реализовался в полной мере.
Этим объясняется активное вмешательство Берлина в политические процессы на Украине, вплоть до поддержки откровенно украинских пронацистских политиков. По той же причине Германия активной толкает Молдавию в объятия ЕС, хотя дестабилизирующие последствия такого поспешного шага всем очевидны (пример Украины), особенно с учётом непростых отношений Кишинёва с Гагаузией и Приднестровьем. Но это устраивает Берлин: только создание «огненного заслона» у западных границ Евразийского Союза не позволит последнему выйти к европейским границам, развивая сотрудничество с Киевом и Кишиневом. Формат такого заслона может варьироваться от прямого вооружённого столкновения, как на Украине, до общественно-политической дестабилизации обстановки, как в Молдавии.
Для достижения этих целей Берлину нужна союзная Румыния и её великорумынский проект, подразумевающий включение в состав румынского государства Молдавии и части Украины (Буковина и Одесская обл.). Степень включения также может варьироваться. В Молдавии есть определённый процент унионистов, выступающих за присоединение к Румынии. Номинально опираясь на их мнение, Бухарест может начать процедуру объединения двух государств.
У проекта Великой Румынии осталось только антироссийское измерение, поскольку после вступления в НАТО Венгрии и Болгарии, к которым у «великорумынистов» имелись территориальные претензии, Бухарест сосредоточился исключительно на восточном направлении.
На Украине таких унионистов крайне мало, а попытки Бухареста переименовать всех молдаван в румын успехом пока не завершились. Поэтому в случае с Украиной румынские власти удовлетворились бы полным политическим контролем над её черноморским побережьем и, частично, Буковиной, без включения этих регионов (по крайней мере, на данный момент) в состав Румынии. Без контроля над черноморским регионом проект Великой Румынии обречён на половинчатость. Германия тоже не рада усилению российского присутствия в бассейне Чёрного моря, и приветствует «великорумынские» попытки Бухареста вытеснить оттуда Россию.
Германия стремится стать лидером всей Европы. Румыния стремиться стать лидером Юго-Восточной Европы. Как более слабое государство (и в экономическом, и в политическом отношении), Румыния старается «упаковать» свой великорумынский проект в более глобальный проект Берлина по достижению Германией общеевропейского лидерства. И для проекта «германской Европы», и для проекта Великой Румынии главной геополитической помехой служит Россия с её интеграционным потенциалом. Стратегически они вполне совместимы, и пока нет препятствий, которые бы помешали такому объединению.
Причём, Румыния трудится не только в восточном направлении. Одновременно она «окучивает» геополитическое пространство вокруг себя, наращивая сотрудничество с Болгарией в военной сфере, проводя, при поддержке и прямом участии Вашингтона, совместные учения ВМС. Бухаресту важно удерживать Болгарию, которая тоже является черноморским государством, от сотрудничества с Россией, что вовсе несложно при прозападном правительстве президента Болгарии Росена Плевнелиева.
Что ожидать от Бухареста, в связи с избранием на пост президента Йоханниса, в ближайшее время? Ускорение темпов сотрудничества с НАТО, активизации румынской дипломатии в вопросах введения антироссийских санкций, целенаправленного участия румынской стороны в украинском вопросе, усиление попыток взять на себя роль моста между Украиной, Молдавией и Евросоюзом. На практике это будет «мост» между Украиной, Молдавией и Германией.
Румыния будет дублировать функции Польши в отношении Украины, и полностью копировать эти функции в отношении Молдавии, выступая вторым «европейским адвокатом» для Киева, и главным таким адвокатом для Кишинёва. Роль второго адвоката для Кишинёва будет играть Польша.
Это предопределит активизацию польско-румынских отношений, тем более что соглашение о стратегическом сотрудничестве Варшава и Бухарест подписали несколько лет назад. На фоне активизации польско-германского партнёрства оживятся и польско-румынские контакты.
Сама Германия будет более напористо участвовать во внутриполитических процессах, происходящих в Молдавии (это будет происходить по украинскому образцу, где немецкие неправительственные организации инструктировали политиков, какой внешне- и внутриполитической линии придерживаться), и закреплять достигнутый на румынских выборах результат более тесным военно-политическим сотрудничеством с Бухарестом.