Вчера, 25 января, выборы в Греции выиграла леворадикальная партия СИРИЗА (аббревиатура от греч. Συνασπισμός Ριζοσπαστικής Αριστεράς (ΣΥΡΙΖΑ), т.е. Коалиция радикальных левых), не желающая платить огромные долги и не исключающая того, что стране придётся покинуть еврозону. В целом же антиевропейские партии набрали половину голосов. Иначе как плевком в Евросоюз подобное не назовёшь. Похоже, опостылели грекам и представители узкого круга семей, вечно сменявшись друг друга у руля страны. Последствия смены власти для читателей «НьюсБалт» проанализировал преподаватель кафедры зарубежного регионоводения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Вадим Трухачёв.
В Греции нет почти ничего
Давняя поговорка гласит: «В Греции всё есть!». Увы, к экономике страны это имеет не такое уж большое отношение. Да, миллионы туристов приезжают ежегодно полюбоваться на афинский Парфенон, посетить монастыри Афона, понежиться на пляжах Крита и островов Эгейского моря. Но на одном туризме далеко не уедешь. Население страны составляет 10 миллионов, и курортный сезон длится отнюдь не 12 месяцев.
А что ещё есть в Греции? А мало что. Для сельского хозяйства пригодны всего 30% земель. В стране выращивают овощи и фрукты, ловят рыбу, делают оливковое масло. Но разве с этим можно конкурировать с Францией или даже с Голландией? Вряд ли. Передовой промышленности практически нет. Нефтехимия и судостроение Греции едва ли могут сравниться с тем, что есть, скажем, в той же Голландии.
Греки исторически славятся как умелые торговцы и дельцы. Вот по совету людей из США и Западной Европы экономику страны накачивали ничем не обеспеченными инвестициями, которые с началом кризиса ушли. Банки годами выдавали гражданам кредиты практически под «честное слово». Трудовая дисциплина – не чета Германии и Швеции. Да и поди поработай при 40-градусной жаре. Конечно, эллины днём предпочтут посидеть в кафе и выпить фраппе (кофе со льдом).
Неудивительно, что в последние годы Греция превратилась в главного «экономического больного» Европы. Как ударил по стране в 2008 году кризис – так она и не может из него выбраться. Италия, Испания, Португалия и Ирландия худо-бедно выбираются из трясины, а у греков ничего не получается. В течение последних лет Грецию обошли по доходу на душу населения две бывшие соцстраны – Словения и Чехия. А ведь до кризиса они по этому показателю отставали, и довольно прилично.
Положение, в которое угодили эллины, красноречивее всего описывают цифры. Государственный долг Греции достигает астрономического показателя в 318 миллиардов евро, или 170% ВВП. Остаётся удивляться, как греки до сих пор дефолт не объявили… Безработица составляет 26,5%, а доля не имеющей постоянного заработка молодёжи превышает 50%. Уровень зарплаты упал в последние годы на 40% до 750 евро. В Германии она более чем втрое больше.
Кто виноват?
Виновные в таком положении вещей есть и внутри страны, и вне её. Десятилетия сменяли у власти консерваторы из «Новой демократии» и представители Всегреческого социалистического движения (ПАСОК). Именно их представители находились у власти и в последние, кризисные годы. Естественно, у греков накопилось к ним очень много вопросов. Времени, чтобы переустроить страну, хватило. Почему не переустроили?
Дело усугублялось семейственностью, которая в греческой политике достигает невероятных размеров. Так, у бывшего премьера Гиоргиоса Папандреу на том же посту перебывали отец и дед. У другого бывшего главы кабинета Константиноса Караманлиса дядя был президентом. У бывшего теперь уже премьера Антониса Самараса отец и дед заседали в парламенте. А у главы МИД Эвангелоса Венизелоса в политике уже побывало несколько поколений членов его семьи.
Названные чуть выше политики выполняли условия, предложенные ЕС и МВФ. А они были нехитрыми. Заморозьте заработную плату, сократите госрасходы, займитесь распродажей государственной собственности… Как итог – доходы сократились, многие лишились работы. Подпортили картину и антироссийские санкции на пару с введённым ответным запретом на ввоз европейской еды. Если раньше греки отправляли львиную долю фруктов и масла нам, то теперь рынок России закрылся.
Но ладно – Россия. Если бы дело упиралось только в неё, было бы полбеды. Однако ни Евросоюз в целом, ни канцлер Германии Ангела Меркель, в частности, не сделали ничего, чтобы изменить неприятное для Греции положение вещей. По их воле греков заставляли свёртывать имеющееся производство, а строить новое, передовое и высокотехнологичное, не очень-то позволяли. Так что на одной «экономии» по указке Евросоюза проблему было не решить.
СИРИЗА и Ципрас – символы перемен
Понятно, что в таких условиях грекам хотелось перемен. Их символом стал блок левых партий СИРИЗА. В него входят троцкисты, маоисты, анархисты, «зелёные», а также примкнувшие к ним некоторые бывшие члены ПАСОК. Её лидер – харизматичный Алексис Ципрас, назвавший сына Эрнесто в честь Че Гевары. У Ципраса, который теперь возглавит правительство страны, ещё не было родственников при власти. Так что новизна фамилии наверняка сыграла не последнюю роль.
Программа СИРИЗА отличалась высокой степенью радикализма. О выходе из Евросоюза её представители не говорили, но выход из еврозоны – допускали. Дело в том, что Ципрас с соратниками настаивают на том, что Греции необходимо списать большую часть её долга. Они хотят также отказаться от режима жёсткой экономии. Ципрас готов разговаривать и с ЕС, и с Германией, но тем вряд ли захочется списывать эллинам долг.
Кроме того, Ципрас высказывался решительно против санкций в отношении России, которые Евросоюз никак не хочет отменять. Он указывает, что они слишком дорого обходятся его стране…
В общем, СИРИЗА победила, предварительно, с 36% процентами голосов и получила 149 кресел в 300-местном парламенте (в Греции существует бонус в 50 мест для партии, занявшей первое место). И теперь ответственность за страну ляжет на её представителей.
Второе место заняла бывшая правящая консервативная партия «Новая демократия» с 28% и 77 креслами в парламенте. Отколовшаяся от неё либерально-консервативная «Река» финишировала на четвёртом месте – 5,9% и 16 кресел. Ещё одна евроориентированная партия – остатки ПАСОК. Она финишировала шестой, набрала всего 4,8% голосов, что позволило некогда самой могущественной партии Греции провести всего 13 депутатов.
Пятое место с 5,6% голосов и 15 местами заняла Компартия. Её программные установки мало отличаются от СИРИЗА – та же апелляция к социальной справедливости и критика ЕС. Седьмыми финишировали «Независимые греки», набравшие 4,7% голосов и имеющие теперь 13 мест. Они ругают Евросоюз за слишком жёсткий нажим на Грецию и считают, что Германия должна эллинам круглую сумму за оккупацию времён Второй мировой войны.
Особый разговор – ультраправая партия «Золотая заря», которые многие называют фашистской. Её представителей и не раз убивали, и сами они обвинялись в убийстве оппонентов. Своим идеалом они считают древнюю Спарту. Они ратуют за христианские ценности, против однополых браков. Они ещё жёстче, чем СИРИЗА, критикуют ЕС, а основным партнёром считают братьев по вере – Россию. Она набрала 6,3% голосов и 17 мест в парламенте.
Плевок в Евросоюз
Если суммировать результаты партий, критически настроенных к Евросоюзу, то получится около половины голосов. «Проевропейские» набрали примерно на 10 процентов меньше. Иначе как плевком в ЕС итоги греческого голосования не назовёшь. Эллинов совершенно не устраивает диктат со стороны Евросоюза. Им, похоже, опостылели представители старых фамилий. Им хочется радикальных перемен, которые олицетворяют или крайне левые (в большей степени), или ультраправые (в меньшей).
И теперь представителям Евросоюза придётся разговаривать с крайне неудобным партнёром. Отступать Ципрасу некуда. Греки – народ горячий, и просто могут не простить новому премьеру уступок. Из Евросоюза Греция выйдет едва ли – слишком сильно она зависит от европейцев, и СИРИЗА ни о чём таком не говорила. Другое дело – еврозона. Как быть с таким долгом и тем, что Греция совершенно не вписывается в стандарты для государства, пребывающего в еврозоне.
Возвращение к драхме в качестве национальной валюты – вещь вполне вероятная. И её могут предложить не только греки, но и немцы. Без потрясений здесь опять же не обойдётся, но иногда лучше плохой конец, чем ужас без конца. А европейцам пора привыкать, что греки больше не считают его «раем земным». Значит, пора что-то менять в консерватории под названием «Евросоюз».
Иначе за греками потянутся и другие…